Зачем военный камуфляж на лице

Зачем военный камуфляж на лице

О пользе камуфляжа


5 апреля 2013 36 Газета «Известия», похоже, запустила в сеть очередную утку, хотя пока что все-таки рано говорить о том, насколько правдивой окажется опубликованная изданием информация. Вчера в газете со ссылкой на собственные источники в Минобороны РФ была опубликована статья, согласно которой российские военные решили отказаться от камуфляжа для боевой техники, всю ее предлагается красить в сплошной цвет.

В зависимости от региона – это будет либо темно-зеленый, либо светло-зеленый, либо хаки.

Сегодня данную информацию подтвердил известный военный журналист и блоггер Денис Мокрушин.

В то же время РИА со ссылкой на представителей «Уралвагнозавода» сообщает о том, что никаких изменений в подписанные ранее контракты на поставку тяжелой бронетехники внесено не было.

Никаких указаний от Минобороны о перекраске танков на предприятия не получали. Представитель завода рассказал журналистам о том, что спецификация покраски танков четко прописана в документах – защитная (зеленый цвет). После того как танки поступают в войска их цвет может изменяться в зависимости от условий местности, в которой они эксплуатируются: лесистой, горно-лесистой, горно-пустынной и т.д.

Представитель «Уралвагонзавода» рассказал, что маскировочная покраска, состоящая из 14 различных цветов, дороже защитной. По этой причине в мирное время ее применение не всегда является целесообразным.Военный эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь отметил, что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за сложности его нанесения в обычных воинских частях, так как хорошо замаскировать технику в состоянии только заводской камуфляж.

По его словам, на танке и другой бронетехнике в камуфляжной окраске труднее сфокусировать оптические приборы, а это ведет к увеличению ее живучести на поле боя. В армиях стран НАТО, к примеру, в США и Германии, для европейской местности разработаны достаточно сложные многоцветные схемы камуфляжей.

Но они наносятся на технику в заводских условиях со строжайшим соблюдением регламента.

Если же красить технику в частях, то это уже больше похоже на кустарный метод, толку от такого камуфляжа немного, так что лучше пусть техника будет одноцветной, отметил Алексей Хлопотов.

Пример защитной однотонной окраскиЗащитная окраска и камуфляжЗащитная окраска предназначается для уменьшения заметности боевой техники, , солдат, а также различных объектов и сооружений на местности за счет окрашивания поверхностей защищаемых объектов в какой-либо один цвет, который затрудняет визуальное выделение маскируемых объектов на фоне окружающей местности. При этом не обязательно, чтобы цвет защитной окраски совпадал с основным цветом фона. Существует целый ряд цветов, которые признаются универсальными, то есть действительно усложняющими визуальное выделение маскируемых объектов, почти на любых типах местности (естественно, кроме снежной).

К таким цветам сегодня относят: хаки, желто-сероватый, серо-зеленоватый, драб, зеленовато-серый, серовато-голубой, голубовато-серый и оливковый.

Главными правилами при подборе защитных цветов являются: тусклость цвета, невозможность однозначно назвать данный цвет, его матовость.

В российской армии защитная окраска используется для военной техники, как заводская. Практически вся техника выходит из заводских цехов окрашенной в темно-зеленый или оливковый цвет.

При этом важно учитывать различные обстоятельства, в частности то, что защищаемые поверхности не должны блестеть, давать отблесков, а также иметь глянец.

Если во время маскирующей окраски обмундирования матовости удается добиться уже за счет самой структуры ткани, то при покраске техники необходимо избегать использования растворителей и лаков, дающих гладкую поверхность, а также эмалевых красок. При этом полезно добавлять в саму краску или насыпать на еще свежий, невысохший слой, песок, мел, опилки и т.п. Деформирующая окраскаПомимо защитной в целях маскировки людей, техники и разного рода объектов используется также деформирующая окраска, которая снижает заметность маскируемых объектов по цветности в несколько меньшей мере, чем защитная окраска.

При этом деформирующая окраска обладает рядом собственных преимуществ. Основным ее плюсом является то, что для человека на психологическом уровне легче выделить на местности знакомые глазу объекты, которые он узнает по внешним контурам и рисунку внутренних деталей, в то время как деформирующая окраска мешает наблюдателю опознать внешние контуры и затрудняет процесс идентификации видимого объекта по внутренним деталям.

К примеру, наблюдатель обнаружил на местности какой-то бронеобъект, но нанесенная на него деформирующая окраска мешает ему определить наличие и расположение на его проекции люков, дверей, бойниц, канистр и ящиков.

Следовательно, наблюдатель не в состоянии однозначно распознать обнаруженный объект как танк, БМП, БТР или тягач, его марку и тип, а также расстояние до объекта, направление и скорость его движения.

Пример деформирующей окраски на танкеПри этом у такой окраски есть свои недостатки. Главным является тот факт, что деформирующая окраска больше, чем защитная, зависит от фона окружающей местности.

К примеру, объект, который отлично скрывался на фоне летней лесной растительности, станет очень заметен в осеннем лесу. Точно также объект, окрашенный контрастными пятнами и незаметный на местности в солнечный день, на фоне туманного утра будет выделяться ярким пятном на местности. Исходя из этого, если защитная окраска является достаточно универсальной, то деформирующая требует от командиров подразделений четкого и ясного представления решаемой задачи маскировки, а также учета большого числа факторов (изменение цветности фона от погоды, времени суток, времени года, влияния огня противника на цветность местности и т.д.).

Помимо этого использование данного рода окраски требует наличия ассортимента нужных красок, а также времени на покраску, что во время боевых действий часто затруднительно или даже невозможно. Главная задача любой маскировки заключается в том, что противник, даже увидев объект, не понял, что это и не смог его распознать.

Не распознав объекта, трудно определить представляет ли он опасность и если да, то насколько сильную.

В этом и заключается главное назначение любого камуфляжа – сделать так, чтобы будучи видимым, объект оставался невидимым. Добиться этого можно при помощи различных цветовых пятен, которые искажают внутренние детали, контуры же объекта можно слегка видоизменить при помощи имеющихся подручных средств.

Добиться этого можно при помощи различных цветовых пятен, которые искажают внутренние детали, контуры же объекта можно слегка видоизменить при помощи имеющихся подручных средств.

Главное сделать так, чтобы видимое человеческому глазу изображение не совпадало ни с одним из имеющихся в мозгу образов.Пример деформирующей окраски на военной формеПри этом людям, используя маскирующее обмундирование, следует иметь ввиду, что все действие маскировки может свести на нет светлый овал лица, которые очень хорошо видим на достаточно большом расстоянии или в ночное время суток. Поэтому помимо маскировочного комбинезона бойцы многих армий применяют специальные маскировочные маски на лицо или специальный грим (краски), которым окрашиваются открытые участки кожи – лицо и руки. Источники информации- http://izvestia.ru/news/547881-http://worldweapon.ru/tactics/mask1.php-http://www.yro03.narod.ru/33.html-http://ria.ru/defense_safety/20130403/930800779.html Автор: Ctrl Enter Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Приборы ночного видения

ПНВ уверенно обнаруживает источники самого слабого света, усиливая яркость наблюдаемого изображения.

Демаскировке наблюдателя, использующего ПНВ, способствует как ИК-подсветка (у приборов с подсветкой), так и отблеск на лице наблюдателя из окуляра прибора. Значение для маскировки имеет сходство отображения униформы и природного (искусственного) фона, а не светоотражающие свойства униформы самой по себе.

Использование моющих средств, предназначенных для гражданской одежды, разрушает маскировочную пропитку униформы и способствует бОльшей заметности бойца в ПНВ.

Завядшая растительность защищает от ПНВ хуже, чем свежая.

Разведчик поделился — зачем солдаты на войне специально пачкают лица

24 декабря 2022Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.Все наверняка смотря боевики и фильмы о войне,и наблюдали такую картину, как солдаты перед выходом на боевую операцию мажут себе лица фломастерам.А зачем они это делают, как правило никто не задается вопросом.

Ну мажут и мажут, значит так нужно.И так, что об этом рассказал разведчик прошедший несколько горячих точек.В первую очередь лица не пачкаются, а наносится специальный боевой окрас. Что он дает? Во первых солдаты покрывают не только лицо, а и шею и открытые участки кожи.

По этому данная процедура выполняется, как правило двумя бойцами, которые помогают друг другу.В современной армии существует множество специальных фломастеров и паст для окраски кожи.

Данные фломастеры имеют разную цветовую гамму. Так же сейчас есть и универсальные фломастеры, совмещающие в себе несколько эффектов. В первую очередь данный окрас должен сделать лицо солдата не столь заметным, как бы замаскировать его.

Открытое лицо, лоснящееся от пота, очень сильно демаскирует бойца, особенно в темноте.Так же, данные фломастеры, дают некую защиту от кровососущей ненавистной мошкары, делая солдата не очень приятным для поедания.Есть специальные фломастеры, но у нас их не дождешься, которые способны предотвращать открытые участки кожи от воздействия теплового удара.Вообще в нашей армии, продолжает разведчик, фломастеры эти в диковинку и бойцы применят подручные средства.Например от мошкары, эффективно было намазать лицо, шею и другие открытые участки кожи обыкновенной грязью.

Грязь высыхая образовывает корку, которую мошкара не в силах прокусить. Правда хватает не надолго, в движении постоянно отваливается, но зато всегда легко можно нанести новый слой.Для маскировки лица использовали обычный уголь или сажу. Хорошо держится пыль перемешанная с маслом.Только смысла то особо большого и нет, продолжает разведчик, современные приборы обнаружат вас и так , намазаны вы или нет, но не все же все равно имеют данные приборы, так что.В древности на лица тоже наносили боевую раскраску, но тогда преследовались совершенно другие цели.Такими окрасками воины выражали противнику свои намерения, окрас говорил за них и давал понять многое.Понравилась история жмем на большой палец вверх и подписываемся на канал, впереди много интересных публикаций.Так же вам может будет интересно узнать,

Секреты камуфляжной моды

Такая расцветка, напоминающая армейскую форму, будет встречаться повсеместно, но подойдет далеко не всем.

Главная задача — превратить то, что явно соотносится с сильным полом, в воплощение женственности. Как? Есть несколько правил:

  • «Милитари»-юбку стоит носить с однотонным серым свитером и лакированной обувью — хороший вариант на каждый день.
  • Камуфляжный пиджак составит хорошую пару с высокими кедами, комбинезоном, объемной сумкой.
  • Платья-футболки можно носить с кроссовками (спортивная обувь в повседневных образах по-прежнему в тренде).
  • Брюки в стиле милитари можно сделать «городскими», выбрав прямую или зауженную модель и объединив ее с джинсовой жилеткой и ботильонами.
  • Камуфляжные футболки (самый популярный элемент гардероба) можно будет надеть с узкими брюками и джинсовой курткой, а также они будут хороши в паре с сандалиями и объемными сумками.
  • Камуфляжные свитера можно сочетать с юбками-карандашами, обувью на каблуке и сумками на цепочках — отличный кежуал-образ.

При этом мода допускает «игру» с характерным принтом хаки.

Можно выбрать расцветку с примесью голубых оттенков, и это уже будет оригинально. А можно искать вещи, не полностью сшитые из камуфляжной ткани, а лишь имеющие определенные детали из нее. Отличный вариант! Не для всех?

Но даже если подобрать одежду правильно, можно столкнуться с неразрешимой проблемой — «камуфляж» будет смотреться плохо. Почему? Ответ прост: он подходит не к каждой внешности. Следует избегать:

  1. пальто и платьев с погонами — девушкам с широкими плечами;
  2. костюмов с тяжелыми металлическими пуговицами — тем, кто отличается хрупкостью фигуры и малым ростом;
  3. тяжелых армейских ботинок — барышням худощавого телосложения.

Однако последний предмет гардероба не совсем под запретом!

Если правильно его сочетать — например, с женственной хлопчатобумажной рубашкой и аккуратной вязаной шапочкой, он все же впишется в гардероб. Очень необычное решение Решили, что камуфляж вам все равно не идет?

Напрасно! Уже доказано: этот стиль на женщинах смотрится даже лучше, чем на мужчинах!

Все дело — в особом подходе, ведь у камуфляжа есть масса тайн и секретов. Секрет № 1: Аксессуары. Боитесь выглядеть мужеподобно? Аккуратные ювелирные украшения из серебра и золота смягчат грубый образ.

С этой же функцией справятся и маленькая сумочка через плечо или балетки.

Секрет № 2: Цвет. Камуфляж слишком навязчив, и его везде много? Сочетайте его с белым, серым или черным. Они нивелируют излишнюю пестроту хаки. Если же, напротив, взять неоновые и яркие цвета, можно добиться особого эффекта: камуфляжный принт будет смягчен, а образ все равно останется ярким. Секрет № 3: Фасон. Не хотите выглядеть военным в отпуске?

Секрет № 3: Фасон. Не хотите выглядеть военным в отпуске? Милитари-одежда не должна полностью скрывать тело. Стоит показать немного кожи, и «армейский» вид тут же превращается в неплохой кежуал.

Секрет № 4: Неожиданность. Не любите слепо следовать моде и носить все, как у всех? Наденьте необычные вещи с «защитным» принтом.

Например, джинсы — их точно будет мало.

Или платье. Или… нижнее белье. Секрет № 5: Особый подход. Стремитесь к оригинальности во всем? Надевайте камуфляж на светское мероприятие! Вечернее платье в таком стиле — верх необычности. А дополнить его можно будет чем-то металлическими или светящимся: золотой пояс, бижутерия или серебряные детали на одежде привлекут внимание лучше любых ярких нарядов.

А дополнить его можно будет чем-то металлическими или светящимся: золотой пояс, бижутерия или серебряные детали на одежде привлекут внимание лучше любых ярких нарядов.

Секрет № 6: Немного обычной одежды. Боитесь выглядеть, как охотник? «Разбавьте» камуфляж чем-то обычным, возможно, даже банальным.

Будет интересно! Секрет № 7: Внимание на формы!

Не хотите, чтобы принт хаки вас подавлял?

Камуфляжный рисунок не терпит мешковатости и бесформенности. Стоит только подчеркнуть фигуру, сбалансировать образ, и эта удивительная расцветка начнет украшать, а не портить.

Современные российские камуфляжи в свободном доступе

  1. Ягель . Камуфляж для зеленой зоны средней полосы. Оливковый с мелкими пятнами
  2. Серый камыш . Осенний, зимний камуфляж. Применяется охотниками и охранными структурами. Горизонтальный камуфлирующий рисунок.
  3. Серый город . Городской зимний камуфляж на основе пересекающихся пятен различного размера. 4 цвета.
  4. Березка . Пятна хаки на оливковом фоне. Повторяет знаменитый цифровой камуфляж «березка», пограничник, серебряный лист, но в другом цветовом исполнении.
  1. Излом . Цифровой камуфляж на основе классического бундестаговского flecktarn.
  2. Цифра . Классический цифровой четырехцветный камуфляж с пиксельным рисунком.
  3. Лягушка .

    Еще один превосходный вариант лесного маскировочного камуфляжа на основе flecktarn. Отличительной особенностью данного камуфляжа – присутствие ярких коричневых пятен с темной обводкой.

  4. Флора .

    Традиционный «лесной» камуфляж, 4 цвета.

  1. Цифра полевая , тундра.

    Камуфляж для пустынной местности с бледной или слабовыраженной растительностью.

  2. Точка . Гибрид традиционной лесной расцветки с темной «амебой». Качественный камуфляж для лиственных и хвойных лесов.
  3. Цифра серая .

    Отличный современный зимний камуфляж в пиксельном стиле.

  4. Цифра пограничник .

    Отличный вариант для средней полосы на основе камуфляжа MARPAT.

Зачем бойцы спецназа носят балаклаву?

3 декабря 2022Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.Современное подразделение спецназа невозможно представить без оригинальной черной шапки — маски закрывающей лица бойцов. Балаклава стала своего рода символом всех штурмовых подразделений.

Но задумывались ли вы, зачем они нужны и почему получили такое странное название?

Балаклава — это черная вязаная шапка, также называемая подшлемник, закрывающая голову, лоб и лицо, оставляя небольшую прорезь для глаз, рта или всего овала лица.

Носят их не только военные и полиция, но и лыжники, автогонщики, пожарники и представители многих других профессий. Подобные шапки, утепленные флисом, защищающие лицо от встречного ветра, нашли свое признание и в спорте, и в туризме.

История балаклавы началась еще в середине XIX века во время Крымской войны. По легенде, зима 1855 года выдалась очень холодной и ветреной. Англичане, которые на тот момент осаждали крымский город Балаклаву, не успели получить зимнее обмундирование, а потому сильно мерзли.

Для защиты от холода они и придумали специальные шапки, закрывающие голову и лицо.

Конечно, боевые подразделения носят балаклаву не из-за холода.

На самом деле, маски выполняют сразу три функции — обеспечивают анонимность, устрашающий психологический эффект и дополнительную маскировку в темное время суток. В силу специфики деятельности, требующей жесткого обращения с задержанными, бойцы спецназа, вне службы, могут стать целью для мести или давления со стороны криминальных элементов.
В силу специфики деятельности, требующей жесткого обращения с задержанными, бойцы спецназа, вне службы, могут стать целью для мести или давления со стороны криминальных элементов.

Чтобы избежать подобной ситуации были введены балаклавы.

Вдобавок, черная маска, в сочетании с камуфляжем или снаряжением, создает эффект «однообразия», делает всех бойцов похожими друг на друга, как клоны.

С другой стороны, крепкий боевик с закрытым лицом, вооруженный автоматом или дробовиком, на подсознательном уровне, выглядит более устрашающе, нежели боец с открытой, привлекательной и хорошо побритой физиономией.

Кроме того, если спецназу приходится действовать скрытно, в темное время суток, балаклава позволяет не выделяться белокожим бойцам на общем фоне.

К несчастью, положительные стороны балаклавы оценили не только военные и спортсмены, но и разного рода преступники и террористы. Поэтому, если вы вдруг заметили крепких парней в черной маске, камуфляже и при оружии, спрашивать у них, почему они носят балаклаву не следует.P.S.

друг, поддержи канал лайком — это даст мотивацию автору работать дальше и сделает канал только лучше. А за подписку отдельный респект.

Камуфляж современных ВС России

Тут всё немного прозаичней.

Если первые камуфляжные униформы ВС России унаследовали от СССР, который, в свою очередь, вдохновлялся камуфляжными рисунками армии нацистской Германии, то последующие разработки — сугубо собственные, однако не отличающиеся особой оригинальностью.

Хотя российская защитная униформа задачу маскировки на типичной для средней полосы местности выполняет на отлично.

Камуфляжные войны: как правильно носить «милитари»

Когда в Европе грянула Вторая мировая война, французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россине запатентовал пятнистую военную форму — в помощь своим новым соотечественникам.

Неизвестно, оценили ли идею, поскольку вскоре гестаповцы арестовали его и сморили в концлагере.

Тем не менее, нынешний традиционный вариант камуфляжа — это тот самый образец Баранова.Некоторые искренне не понимают, зачем люди носят подобную одежду в мирное время посреди города.

Здесь было бы уместно вспомнить бородатый анекдот про верблюжонка в зоопарке («Ну и нафига мне этот горб?»), но мы просто посмотрим на парочку, а точнее «камуфляжную пятерку» лучших представителей данного стиля.

К слову, заранее предупреждаем — если ты не собираешься развязывать войну, то носить всё это сразу будет очень некрасиво и неуместно.Собственно, это главное правило — одновременно должен быть надет только один камуфляжный элемент.Два — автоматически делают тебя «солдатом в увольнении».

Три — заставят всех окружающих чувствовать себя не в своей тарелке и подозревать, что город в опасности, и скоро въедут танки. Более того, «камуфляжку» нужно носить с чем-то определенным, а не абы как. Мы нашли самые интересные экземпляры и попробовали представить, что и с чем лучше всего смотрится (консультировала редакцию опытная швея-радистка).Прежде всего, брюки — неотъемлемый атрибут, который должен быть в гардеробе любого мужчины.

Милитаристские штаны вроде тех, что предлагает Dockers, — это как молчаливый символ мужественности, особенно если он соседствует с чистой белой майкой или поло.

Никаких лишних символов на верхнем элементе — просто белоснежная футболка. Рубашки здесь не катят, поскольку руки должны быть открыты. И желательно, чтобы руки имели хоть какие-то зачатки мышц, иначе смотреться будет не очень.

Необходимым бонусом здесь также являются солнцезащитные очки, которые будут органично подчеркивать образ солдафона, и хорошие часы с темным ремешком.

Соответственно, на ногах при таком сочетании нет места туфлям или мокасинам — только темные кроссовки или осенние боты на толстой подошве. Пожалуй, идеальный образец такого прикида можно встретить в фильме «Лысый нянька» с Вином Дизелем.Но, допустим, тело твое не настолько накачано, так что придется рассмотреть более «гражданский» формат. Для него подойдут несколько элементов: обувь, пиджак и сумка (не забывай — носим отдельно).

Если ты еще не до конца понял, ключевой момент здесь такой — «милитари» не любит яркие краски. Не нужно подбирать к камуфляжу разноцветную одежду, поскольку она полностью нейтрализует психологический эффект военной расцветки и превратит тебя в шута.

Взять, к примеру, пиджак от Mr.

Bathing Ape — правила те же самые. Ни красный, ни зеленый, ни даже черный цвета для майки здесь не подойдут.Белый и камуфляжный вообще неотделимы друг от друга, и дело вовсе не в том, что сами солдаты сочетают их.

Это чистые «игры разума» — мозг воспринимает типичный камфуляж как лесной пейзаж. Если вместе с ним в поле зрения появляется слишком яркий объект в виде алой футболки, то нейроны тут же начинают возмущать твердую кору, поскольку в природе лесные существа и растения просто не имеют таких красок.

В переводе на социальный язык — такой контраст является следствием безвкусицы, а это значит, что если ты хочешь носить «милитари», запасись парой лишних белых маек.Если ты надел камуфляжный пиджак, то ни в коем случае не надевай шорты, как это делают некоторые личности с обычными пиджаками. Говорим просто на всякий случай. Так или иначе, здесь вариантов немного: либо классические синие джинсы либо светлые брюки.

Так и быть, мокасины тоже будут смотреться очень даже уместно. А чтобы заработать больше баллов перед слабым полом, хорошим дополнением станет шейный платок.

Иная история с сумкой — тут сложно подобрать что-то фундаментальное, сгодится всё, особенно с Wood Wood. Тем не менее, тут также стоит избегать ярких цветов, хотя кроме белого, может подойти темно-зеленый или темно-синий, а также черный.

Стоит обратить внимание на верхний элемент, поскольку тот же пиджак здесь будет смотреться не очень подходяще — всё остальное надевай смело.Во всех правилах есть исключения, и кажется, пришло время открыть тебе одну уловку: носить две камуфляжные вещи можно, если они находятся на как можно большем удалении друг от друга. То есть, следуя простенькой логической цепочке, речь идет об обуви и шляпе.

Увы, но камуфляжные кепки — либо для пенсионеров, либо для американских солдат, зато найти наушники с необходимой расцветкой очень даже возможно. Причем есть такие, где окрас варьируется от городского до лесного, и есть даже морской — например, наушники-гарнитура SHS-750T от Stenn.Что касается обуви, то с ней тоже проблем нет.

К примеру, броги: в свое время их прославил самый модный чувак Британии — принц Уэльский Эдвард.

Bodega x Mark McNairy, конечно, не с Туманного Альбиона, но стиль у них чертовски хорош.В общем, если в тебе горит не только стремление к армейскому стилю, но и желание следовать его правилам, то нет ничего проще.

Даже если ты ни разу не бегал по поручениям «дедов» и не умеешь идеально заправлять койку за десять секунд, это не значит, что такая одежда будет олицетворять бойцовские качества.

Это просто некий маячок, который покажет тебя как человека, способного за себя постоять. Даже кастет в руке не обладает такой мощью.
Другие статьи по темам: Читать на тему: Новое и лучшее

Материалы по теме

Военные хроники полны историй о героических подвигах советских солдат, которые отдали свои жизни за спасение родины. Но немало среди героев войны было и женщин.

На протяжении нескольких лет 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк внушал страх вражеским пилотам. А состоял он из девушек в возрасте от 15 до 27 лет. Немцы прозвали их «ночными ведьмами».

Символ свастики с древних времен знали многие народы по всему миру.

Куда важнее то, что именно благодаря Второй мировой войне в первую очередь в Западном мире свастику стали воспринимать по большей части как эмблему нацистов. Сегодня мало кто знает, что непродолжительное время данный орнамент использовали и в Советском Союзе.

Какие супер-герои обычно всплывают в нашей голове? Персонажи из комиксов Марвел?

Капитан Америка, супермен, бетмен, человек-паук?

Может быть мстители?

История камуфляжа

16 июня 2011 4 В сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военная одежда все еще была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно.

Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Наиболее грозные силы вдобавок выделялись какими-либо хорошо заметными деталями одежды.

Например, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи. развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.До прошлого века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами.

Так, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью яркого, заметного обмундирования.Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника.

Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским.

Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев.

Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров.

Атака была отбита.Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость.

Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии.

В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва).

Теперь это слово есть практически во всех языках мира.

Японцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосходят своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский.

Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские солдаты встретились на полях Маньчжурии с русскими полками. Российское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из Англо-бурской войны.

Впрочем, и другие страны тоже.

Даже в самой Великобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остается неизменной, но для боев на особых театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.В общем, в Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах.

Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами.

Меткий огонь японской пехоты, к которому добавлялся огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке.

Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод.

Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м.

Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи.

Трудно поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой.

Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялся на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску.

Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки.

Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды.

В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др.

Для сравнения уровня приведём пример – первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.в начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека.

В таких «маскировочных халатах» Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.Расцветка и форма маскировочного костюма «разбивала» силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для осени.Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.

Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки.

В современном бундесверовском «флектарне» явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года «горошина».Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования – у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого оттенка.

Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна – практически идеальная маскировка.После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон.

В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях – из старых запасов.

Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке.

Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели.

Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «компьютерным» (computer madding).Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей.

В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) «Бутан». Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки.

Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «Флора».

В нём явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времён вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных «вудландов», «диджиталов», «флектарнов» и т.

пСвязано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали «арбузным».Специалисты ЦВУ МО просто «положили» укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов.

Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста.В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно.

Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много – окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки.

Мало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли – человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное.

И наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность.