Россия в первой мировой соблюдались ли гаагские конвенции

Первая Гаагская конференция 1899 года[ | ]


Мирная конференция была созвана по инициативе императора 29 августа 1898 года. Конференция открылась 18 (6) мая, в день рождения Императора, и проходила по 29 (17) июля. Участвовало 26 государств (, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ). Председатель — барон . Делегаты Гаагской конференции 1899 года.

Приняла 3 конвенции:

  1. О мирном решении международных столкновений;
  2. О законах и обычаях сухопутной войны;
  3. О применении к морской войне начал 10 августа 1864 года.

А также 3 декларации:

  1. О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы;
  2. О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле.
  3. О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с или при помощи иных подобных новых способов;

Гаагская конвенция 1899 года, Гаагская конвенция 1907 года и Гаагская конвенция 1954 года

Гаагская конвенция 1899 года, Гаагская конвенция1907 года и Гаагская конвенция 1954 года – это первые международные договоры о законах и обычаях войны, Г.к. 1954 года – первый международный договор о защите культурных ценностей в условиях вооруженного конфликта. Г.к. 1899 года принята на созванной по инициативе России международной конференции в Гааге (Нидерланды) с участием 27 государств.

Конференция приняла три конвенции: «О мирном решении международных столкновений»; «О законах и обычаях сухопутной войны»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 года о раненых и больных». Конференция 1907 года, созванная в Гааге по инициативе США и поддержанная Россией, приняла, пересмотрев конвенции 1899 года, при участии 44 государств (всех участников конференции 1899 года и 17 государств Центральной и Южной Америки), 13 конвенций:

  • «О бомбардировке морскими силами во время войны»;
  • «Об ограничении случаев обращения к силе для взыскания по договорным долговым обязательствам»;
  • «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне»;
  • «Об обращении торговых судов в суда военные»;
  • «О мирном решении международных столкновений»;
  • «Об учреждении международного призового суда» (в силу не вступила);
  • «Об открытии военных действий»;
  • «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне»;
  • «Об установке автоматических контактных подводных мин»;
  • «О законах и обычаях сухопутной войны»;
  • «О правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне».
  • «О положении неприятельских торговых судов при открытии военных действий»;
  • «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 года»;

Указанные конвенции закрепили: 1) положения, согласно которым государства брали на себя обязательства разрешать возникающие между ними споры путем мирного урегулирования, оказания добрых услуг и посредничества, обращения к согласительным и следственным комиссиям, третейскому суду; 2) норму об объявлении войны, в соответствии с которой военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного предупреждения, имеющего или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны; 3) норму, запрещающую использовать в войне яды, отравленное оружие, снаряды, распространяющие в своем единственном предназначении удушливые или вредоносные газы, разворачивающиеся и сплющивающиеся при встрече с преградой пули; 4) норму, запрещающую атаковать или бомбардировать любым способом незащищенные города, селения, жилища и строения; 5) нормы, запрещающие убивать или ранить неприятеля, сдавшегося в плен; истреблять или захватывать неприятельскую собственность кроме случаев настоятельной военной необходимости, отдавать на разграбление города или местности, даже взятые приступом; 6) нормы, запрещающие незаконное использование парламентского флага, военных знаков и форменной одежды неприятеля; 7) норму, обязывающую воюющие стороны, насколько это возможно, щадить здания научных организаций, организаций искусства, благотворительности, исторические памятники, госпитали и др.

места, где находятся больные и раненые (при условии, что эти здания и места не служат одновременно военным целям и обозначены видимыми знаками); 8) нормы, предусматривающие в международном праве термин «вооруженные силы», включающие в себя регулярные и иррегулярные части и упорядочивающие правила партизанской войны (конвенции установили, что оккупированная неприятелем территория — это дозволенный театр военного действия (ТВД) для партизан; 9) нормы, определяющие правила ведения военных действий сухопутными войсками и правовой режим военного плена, правовой режим военной оккупации и формы прекращения военных действий (капитуляция, перемирие); 10) положения, определяющие понятие «нейтралитет» во время войны и правила соблюдения нейтралитета в сухопутных и морских войнах; 11) правовые положения о том, что государства могут применять в морской войне правила ведения сухопутной войны. Г.к. 1899 года и 1907 года впервые в рамках международного права закрепили принципы гуманизации ведения войны, ответственность государств, юридических и физических лиц за нарушение положения Г.к. Они обязали государства, подписавшие Г.к., знакомить свои вооруженные силы с требованиями Конвенции и информировать об их содержании все гражданское население.

Положения Г.к. 1899, 1907 годов обязательно распространялись только на участников этих конвенций и только в тех случаях, когда все воюющие стороны участвуют в конвенциях; если же в войну вступает государство, которое не является участником конвенций, то они теряли юридическую силу, переставали действовать даже в отношении участников, их заключивших. СССР не ратифицировал Г.к. 1899 года, 1907 года, но в 1942 году заявил, что будет их соблюдать на основе принципа взаимности. В марте 1955 года в ноте правительству Нидерландов (депозитарию Г.к.) СССР признал ратифицированные Г.к.

в той части, в какой они соответствуют Уставу ООН, и если они не были изменены или заменены последними международными соглашениями, участниками которых является СССР. Г.к. 1899, 1907 годов получили развитие в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны и в Дополнительных протоколах I и II к ним 1977 года.

Г.к. 1899, 1907 годов сыграли значительную роль в международно-правовой регламентации правил ведения войны, хотя и отражали уровень военной техники современного им периода (конец XIX – начало XX вв.). Их значение сохраняется потому, что в их основе лежит прогрессивный принцип гуманизации войны. Г.к. 1954 года, принятая на конференции в Гааге (21.0414.05), была разработана на основе т.н.

Г.к. 1954 года, принятая на конференции в Гааге (21.0414.05), была разработана на основе т.н.

«пакта Рериха», выдвинутого русским художником и общественным деятелем Н.К.

Рерихом. Г.к. 1954 года, заменившая в области своего регулирования положения Г.к. 1899, 1907годов, определила термин «культурные ценности», понятийно обобщающий такие объекты, как памятники архитектуры, искусства, истории, архитектурные ансамбли, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также центры их сосредоточения. В соответствии с Г.к. в условиях вооруженного конфликта, защита культурных ценностей, расположенных на территориях воюющих государств, предусматривает уважительное отношение к культурным ценностям и их охрану.

Уважительное отношение к культурным ценностям заключается в: 1) запрещении, предупреждении и, если необходимо, пресечении краж, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в любой форме, а также актов вандализма по отношению к ним; 2) запрещении использования ценностей, участков, непосредственно прилегающих к ним, с целью, которая может привести к повреждению или реквизиции культурных ценностей, находящихся на территории другого государства; 3) запрещение использования ценностей для поддержки военных действий или осуществления репрессий. Положения Г.к. 1954 года, об охране культурных ценностей обязывают участников Г.к. включать ценности в Международный реестр культурных ценностей (ведется генеральным директором ЮНЕСКО, копии хранятся у генерального секретаря ООН и у каждого государства, находящегося в конфликте).

С момента включения в указанный реестр культурная ценность получает военный иммунитет, что обязывает воюющие стороны воздерживаться от враждебных актов, направленных против нее.

Персонал, привлекаемый для защиты культурных ценностей, в соответствии с Г.к. 1954 года, пользуется уважением в интересах их сохранения.

Если этот персонал попадает в руки противника, то ему должна быть предоставлена возможность продолжать свои функции. Государства-участники берут на себя обязательства еще в мирное время воспитывать личный состав своих вооруженных сил в духе уважения к культурным ценностям и культуре всех народов. Г.к. 1954 года обязывает ее участников принять в области своего уголовного законодательства нормы, предусматривающие уголовное наказание лиц, независимо от их гражданства, нарушающих нормы и установления этой конвенции.

Г.к. 1954 года вступила в силу 07.08.1954. В 1990 году ее участниками являлись 77 государств, в т.ч. СССР, УССР, БССР. РФ является правопреемником СССР в области соблюдения норм Г.к. Публикации: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – М., 1960 (выпуск 19); Международное право в документах.
– М., 1960 (выпуск 19); Международное право в документах. – М., 1982; Ведение военных действий.

Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. 2-е издание, 1999. Источники: Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. – М., 1989; Международная охрана культурных ценностей.

Богуславский М.М. – М., 1979.

1 Ещё Назад Просмотров 16674 Тема дня ​Амурские пожарные победили в международном конкурсе ледовых фигур Подписка Подпишись на нашу рассылку,чтобы быть в курсе новостей

Рекомендуем прочесть:  Первые средства счета

Повлияло ли неподписание СССР Женевской конвенции на участь советских военнопленных?

Вопреки распространённому мнению, неподписание СССР Женевской конвенции не освобождало Германию от её соблюдения. При этом советское положение о военнопленных, действовавшее с 1931 по 1941 год, было значительно демократичнее Женевской конвенции.

Существует устойчивый миф о том, что жестокое обращение фашистов с советскими военнопленными – несравнимо более жестокое, чем с пленными из западноевропейских армий, было вызвано тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о содержании военнопленных от 29 июля 1929 г., а потому мол у Гитлера юридически были развязаны руки.

Стоит разобраться подробней, какие же на самом деле международные документы СССР подписывал, а какие нет. 27 июля 1929 года в Женеве было подписано 2 документа: 1)Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

2)Конвенция об обращении с военнопленными. К первой конвенции СССР присоединился в 1930 году, о чём имеется декларация [«Документы Внешней Политики», (Москва, 1968, том 14. стр. 493)] Декларация [Народного Комиссара Иностранных Дел СССР о присоединении СССР к Женевской конвенции от 27 июля 1929 г.] [25 августа 1931 г.] Нижеподписавшийся Народный Комиссар по Иностранным Делам Союза Советских Социалистических Республик настоящим объявляет, что Союз Советских Социалистических Республик присоединяется к Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, заключенной в Женеве 27 июля 1929 г.

В удостоверение чего Народный Комиссар по Иностранным Делам Союза Советских Социалистических Республик, должным образом для этой цели уполномоченный, подписал настоящую декларацию о присоединении.

Согласно постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик от 12 мая 1930 г.

настоящее присоединение является окончательным и не нуждается в дальнейшей ратификации. Учинено в Москве 25 августа 1931 г. М. Литвинов К сожалению, некоторые отечественные авторы пытаются утверждать, что СССР присоединился именно к Женевской конвенции по обращению с военнопленными и цитируют данную декларацию Литвинова, добавляя слово «военнопленных» во фрагмент «об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях», то есть занимаются прямой фальсификацией официальных документов.

М. Литвинов К сожалению, некоторые отечественные авторы пытаются утверждать, что СССР присоединился именно к Женевской конвенции по обращению с военнопленными и цитируют данную декларацию Литвинова, добавляя слово «военнопленных» во фрагмент «об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях», то есть занимаются прямой фальсификацией официальных документов. Историческая правда же состоит в том, что к конвенции по обращению с ранеными и больными СССР присоединился, а к конвенции по военнопленным – нет.

Между ранеными и больными и военнопленными, оказавшимися во власти неприятеля, существует юридическая разница. Например, под действие первой конвенции попадают раненые и больные в захваченном неприятелем госпитале. А вот захваченная на поле боя живая сила противника попадает под категорию военнопленных.

До Женевской конвенции обращение с военнопленными регулировалось Гаагской конвенцией 1907 г. о законах и обычаях войны. Она была подписана и ратифицирована царской Россией.

Декретом СНК о признании всех международных конвенций о Красном кресте от 4 июня 1918 г. было объявлено, что «международные конвенции и соглашения, касающиеся Красного креста, признанные Россией до октября 1915 г., признаются и будут соблюдаемы Российским Советским правительством, которое сохраняет все права и прерогативы, основанные на этих конвенциях и соглашениях».

было объявлено, что

«международные конвенции и соглашения, касающиеся Красного креста, признанные Россией до октября 1915 г., признаются и будут соблюдаемы Российским Советским правительством, которое сохраняет все права и прерогативы, основанные на этих конвенциях и соглашениях»

. Таким образом, советская власть признавала обязательства, накладываемые на неё Гаагской конвенцией.

17 июля 1941 г. НКИД СССР обратился с нотой к Швеции с просьбой довести до сведения Германии, что СССР признает Гаагскую конвенцию 1907 года о содержании военнопленных и готов выполнять ее на основах взаимности. Ответа не последовало. 8 августа 1941 г. послы и посланники стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, получили циркулярную ноту советского правительства аналогичного содержания.

Наконец, 26 ноября 1941 года «Правда» опубликовала ноту НКИД, врученную накануне всем дипломатическим представительствам.

Вот отрывок из этой ноты: Лагерный режим, установленный для советских военнопленных, является грубейшим и возмутительным нарушением самых элементарных требований, предъявляемых в отношении содержания военнопленных международным правом и, в частности, Гаагской Конвенцией 1907 года, признанной как Советским Союзом, так и Германией.

Германское правительство грубо нарушает требование Гаагской Конвенции, обязывающей воюющие страны обеспечивать военнопленных такой же пищей, как и свои собственные войска (ст. 7 приложения к 4-й Гаагской Конвенции 1907 года). Затем была нота от 27 апреля 1942, в которой говорилось, что СССР присоединился к Гаагской конвенции de facto.

Отказ присоединяться к Женевской конвенции носил идеологический характер.

В частности, она предусматривала, что для офицерского состава положены льготы (например, жалование) и возможность носить в лагере знаки различия. В то же время Женевская конвенция предусматривала возможность обязательного привлечения военнопленных к работам, что руководству СССР не понравилось.

Были и другие пункты, с которыми СССР был не согласен. В результате СССР принял 19 марта 1931 года собственное «Положение о военнопленных».

После его принятия был подготовлен документ, в котором приводятся различия между этим положением и Женевской конвенцией. Чтобы вы могли понять, в чём же разница, мы приведём его полностью: ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА МАЛИЦКОГО ПО ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦИК И СНК СССР «ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОПЛЕННЫХ» Москва, 27 марта 1931 27 июля 1929 г.

Женевская конференция выработала конвенцию о содержании военнопленных. Правительство СССР ни в составлении этой конвенции, ни в ее ратификации участия не приняло. Взамен этой конвенции выработано настоящее Положение, проект которого был принят СНК Союза ССР от 19 марта с.г. В основу проекта этого положения положены три мысли: 1) создать для военнопленных у нас режим, который не был бы хуже режима Женевской конвенции; 2) издать, по возможности, краткий закон, не воспроизводящий деталей всех тех гарантий, которые дает Женевская конвенция, с тем, чтобы эти детали составили предмет исполнительных к закону инструкций; 3) дать вопросу о военнопленных постановку, соответствующую советским принципам права (недопустимость льгот для офицеров, необязательное привлечение военнопленных к работам и т.д.) Таким образом, это Положение основано в общем на тех же принципах, как и Женевская конвенция, как-то: воспрещение жестокого обращения с военнопленными, оскорблений и угроз, воспрещение применять меры принуждения для получения от них сведений военного характера, предоставление им гражданской правоспособности и распространение на них общих законов страны, воспрещение использовать их в зоне военных действий и т.д.

В основу проекта этого положения положены три мысли: 1) создать для военнопленных у нас режим, который не был бы хуже режима Женевской конвенции; 2) издать, по возможности, краткий закон, не воспроизводящий деталей всех тех гарантий, которые дает Женевская конвенция, с тем, чтобы эти детали составили предмет исполнительных к закону инструкций; 3) дать вопросу о военнопленных постановку, соответствующую советским принципам права (недопустимость льгот для офицеров, необязательное привлечение военнопленных к работам и т.д.) Таким образом, это Положение основано в общем на тех же принципах, как и Женевская конвенция, как-то: воспрещение жестокого обращения с военнопленными, оскорблений и угроз, воспрещение применять меры принуждения для получения от них сведений военного характера, предоставление им гражданской правоспособности и распространение на них общих законов страны, воспрещение использовать их в зоне военных действий и т.д.

Однако в целях согласования этого Положения с общими принципами советского права в Положении введены следующие отличия от Женевской конвенции: а) отсутствуют льготы для офицерского состава, с указанием на возможность содержания их отдельно от других военнопленных (ст.3); б) распространение на военнопленных гражданского, а не военного режима (ст.8 и 9); в) предоставление политических прав военнопленным, принадлежащим к рабочему классу или не экcплуатирующему чужого труда крестьянства, на общих основаниях с другими находящимися на территории СССР иностранцами (ст.10); г) предоставление [возможности] военнопленным одинаковой национальности по их желанию помещаться вместе; д) так называемые лагерные комитеты получают более широкую лагерную компетенцию, имея право беспрепятственно сноситься со всеми органами для представительства всех вообще интересов военнопленных, а не только ограничиваясь получением и распределением посылок, функциями кассы взаимопомощи (ст.14); е) воспрещение носить знаки различия и неуказание на правила об отдании чести (ст.18); ж) воспрещение денщичества (ст.34); з) назначение жалованья не только для офицеров, но для всех военнопленных (ст.32); и) привлечение военнопленных к работам лишь с их на то согласия (ст.34) и с применением к ним общего законодательства об охране и условиях труда (ст.36), а равно распространение на них заработанной платы в размере не ниже существующей в данной местности для соответствующей категории трудящихся и т.д. Принимая во внимание, что данный законопроект устанавливает режим для содержания военнопленных не хуже, чем Женевская конвенция, что поэтому принцип взаимности может быть распространен без ущерба как для СССР, так и для отдельных военнопленных, что количество статей положения сведено к 45 вместо 97 в Женевской конвенции, что в Положении проведены принципы советского права, к принятию данного законопроекта возражений не усматривается. * * * * * ГА РФ, ф.3316, оп.64, д.1049, л.1-1а.

Машинопись. Подлинник Как видим, советское положение, во-первых, было более демократичным, чем Женевская конвенция, во-вторых, предусматривало более хорошее содержание для военнопленных хотя бы за счёт того, что жалованье назначалось не только офицерам, но всем военнопленным. Но не будем лукавить – данное положение действовало только до 1 июля 1941 года, когда советским правительством было принято новее положение о военнопленных, а предыдущее утратило силу.

Новое положение сближалось с Женевским в тех пунктах, которые оговаривали особые условия содержания для офицеров, возможность носить знаки отличия и предусматривало выплату денежного довольствия не всем пленным, как это было в положении от 1931 года, а только офицерам. Также стало возможным привлечение военнопленных к работам без их согласия. Военнопленные лишились права избирать собственные органы для представительства интересов военнопленных и иных целей.

Имелись и некоторые расхождения с Женевской конвенцией: не запрещалось использовать военнопленных на работах с вредными для здоровья условиями труда, не оговаривалось предоставление защиты военнопленным, обвиняемым в совершении преступлений, смертный приговор осужденному мог быть приведен в исполнение без уведомления об этом правительства страны, гражданином которой он является, и без сообщения Международному Красному Кресту. В общем, реальные военные условия внесли свои жёсткие коррективы по сравнению с прекраснодушным положением 1931 г., принятого в условиях мирного времени.

Однако, даже с учётом того, что Германия и СССР подписали разные документы, были ли у Гитлера юридические основания не соблюдать Женевскую конвенцию относительно советских военнопленных?

Ответ отрицательный. Вот что гласит статья 82 Конвенции: Положения настоящей конвенции должны соблюдаться высокими договаривающимися сторонами при всех обстоятельствах.

Если на случай войны одна из воюющих сторон окажется не участвующей в конвенции, тем не менее положения таковой остаются обязательными для всех воюющих, конвенцию подписавших. Т.е. Гитлер в любом случае должен был соблюдать подписанную Германией конвенцию, вне зависимости от наличия под ней подписи СССР.

Тем не менее это не помешало немецкому руководству манипулировать фактом неподписания СССР конвенции: Нормы питания советских военнопленных в 41 году. ________________________________________ Верховное Командование Сухопутных Сил Берлин, Запад, 35 8 окт.1941г. I Советский Союз не присоединился к соглашению от 27.VII.1929г.

относительно обращения с военнопленными. Вследствие этого нам не угрожает предоставление соответствующего снабжения советским военнопленным как по качеству, так и по количеству.

Учитывая общее положение со снабжением, следует установить нормы питания для военнопленных, безусловно необходимые на основании прежнего опыта и по медицинскому заключению достаточные. Снабжение по приказу от 8.Х.41г.

При использовании на тяжелых работах ( в лагере военнопленных и вне его) в рабочей команде, включая сельское хозяйство: На 28 дней В процентах по сравнению с нормой для несоветских пленных Хлеб 9 кг.

100 Мясо 800г. 50 Жиры 250г. 50 Сахар 900г. 100 На менее значительных работах в лагере военнопленных Хлеб 6 кг.

66 Мясо — 0 Жиры 440г. 42 Сахар 600г. 66 Примечание. Если снижается норма для несоветских военнопленных, то соответственно снижается норма для советских военнопленных. Для восстановления работоспособности.

Если состояние питания в лагерях военнопленных, поступивших в лагеря в районе оперативных действий, требует, по мнению лазаретного врача, для восстановления работоспособности и предотвращения эпидемий, добавочного питания, то каждому выдается на 6 недель: -до 50г. трески в неделю; -до 100г. искусственного меда в неделю; -до 3500 г. картофеля в неделю. Начальник Верховного Командования Вооруженных Сил.

По поручению подписал Рейнеке (подпись). —***— Как видим, советским военнопленным на тяжёлых работах полагалось 50% мяса и 50% жиров по сравнению с несоветскими военнопленными.

На состоявшемся 30 марта 1941 года совещании руководящего состава вермахта Гитлер ясно и недвусмысленно заявил: «Речь идет о борьбе на уничтожение.

Если мы не будем так смотреть, то, хотя мы и разобьем врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность …Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость — благо для будущего. Командиры должны пожертвовать многим, чтобы преодолеть свои колебания».

Позднее это заявление Гитлера было документально оформлено в главе I

«Общие вопросы обращения с советскими военнопленными»

Распоряжения об обращении с советскими военнопленными (Приложение к журналу № 39058/41 от 8 сентября 1941 года): Большевизм является смертельным врагом национал-социалистской Германиии. Впервые перед немецким солдатом стоит противник, обученный не только в военном, но и в политическом смысле, в духе разрушающего большевизма. Борьба с национал-социализмом привита ему в плоть и кровь.

Он ведет ее всеми имеющимися в его распоряжении средствами: диверсиями, разлагающей пропагандой, поджогами, убийствами.

Поэтому большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение с ним, как с честным солдатом в соответствии с Женевским соглашением.

То, что идеологические нормы для Гитлера были выше, чем положения Женевской конвенции, свидетельствует и тот факт, что Гитлер нарушал её и в отношении Англии, конвенцию подписавшую. Из английских подданных-индусов, взятых в плен в 1942 г.

войсками Роммеля в Африке и вывезенных в Германию, был сформирован Индийский легион, состоявший из трех батальонов и насчитывал до 4 тысяч человек. Он в 1944 году был направлен на побережье Голландии, где и сдался американским войскам.

В то же время Женевская конвенция не только запрещает использовать военнопленных в боевых действиях, но и, более того,

«работы, выполняемые военнопленными, не должны иметь ни какого отношения к военным действиям»

. Ну и в заключение осталось сравнить смертность среди советских и немецких военнопленных. По официальным статистическим данным Управления по делам военнопленных и интернированных Министерства внутренних дел СССР от 12 октября 1959 г., советскими подразделениями с 22 июня 1941 г.

по июль 1945 г. были взяты в плен всего 2 389560 германских военнослужащих, из них 376 генералов, 69 469 офицеров, 2 319715 унтер-офицеров и солдат. Из 2 389560 немецких военнопленных умерли 356 678 в плену, 2 032873 вернулись на родину, участь 9 человек неизвестна.

То есть смертность немецких военнопленных в СССР составила 14.9%.

Всего же Красная Армия захватила в плен 3 777 300 солдат и офицеров противника.

Из этого числа учтено: немцев — 2 389 560, австрийцев — 156 800, венгров — 513 800, румын — 201 800, итальянцев — 48 900, финнов — 2400 человек. Остальные 464 100 военнопленных — других национальностей (французы, словаки, чехи, поляки, испанцы, хорваты, бельгийцы, голландцы и другие) из состава добровольных формирований, служивших в вермахте. По немецким источникам, из 5,75 миллионов советских военнопленных 1941-1945 гг.

умерли от голода, болезней и нацистских экзекуций примерно 3,3 миллиона человек. Смертность составила 57.3%. При этом официальные российские источники определяют численность советских военнопленных в 4,059 млн. человек. Таким образом, процент смертности может быть ещё выше.

Просмотров: 53815 statehistory.ru в ЖЖ:

Вторая Гаагская конференция 1907 года[ | ]

Мирная конференция проходила со 2 (15) июня по 5 (18) октября. Участвовали представители 44 государств: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Председатель конференции — «Первый уполномоченный» российской делегации, российский посол в Париже, . В есть полный текст: В есть полный текст: Было принято 13 конвенций: (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949 года) (не вступила в силу) .

Принята декларация:

  1. О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.

История

Гаагские конвенции 1899 и 1907 были первыми , которые обратились к поведениям войны и были в основном основаны на , который был подписан и выпущен Силам Соединенных Штатов в 24 апреля 1863, во время .

Кодекс Либера был первым официальным всесторонним шифруемым законом, которые излагают инструкции в поведение во времена военного положения; защита гражданских лиц и гражданской собственности и наказания ; дезертиры, военнопленные, заложники и разбой; ; ; перемирия и обмен заключенного; досрочное условное освобождение бывших войск ; условия любого перемирия и уважение к человеческой жизни; убийство и убийство солдат или граждан на враждебной территории; и статус людей нанялся в состоянии гражданской войны против правительства.

Также, кодексы были широко расценены как лучшее резюме первых и таможня войны в 19-м веке и приветствовались и принимались военными учреждениями других стран. Брюссельская Декларация 1874 года (который никогда не принимался всеми главными странами) перечислила 56 статей, которые черпали вдохновение в Кодексе Либера. Большая часть инструкций в Гаагских конвенциях влезлась в долги из Кодекса Либера.

Ссылки

  1. Hudson, Manley O. Present Status of the Hague Conventions of 1899 and 1907 (англ.) // (англ.) : journal. — 1931. — January (vol. 25). — P. 114—117. — :.
  2. Schlichtmann, Klaus. Japan, Germany and the Idea of the two Hague Peace Conferences (англ.) // (англ.) : journal. — 2003. — Vol. 40, no. 4. — P. 377—394. — :.

Это по .

Вы можете помочь проекту, дополнив её.