Проверка состояния рабочих мест по охране труда

Проверка состояния рабочих мест по охране труда

Результат проверки состояния охраны труда


По окончании контрольных мероприятий на предприятии все замечания заносятся в «Журнал проверки» и составляется специальный акт. В нем указываются наименование учреждения, члены проверяющей комиссии, все выявленные нарушения (если есть). Затем этот акт с результатами проверки передается руководителю организации. Результаты обсуждаются в недельный срок на совещании у директора предприятия при участии всех руководителей отделов, а также представителей профсоюзов.

Здесь анализируются все выявленные недочеты и нарушения, намечаются методы и сроки исправления этих ошибок, назначаются ответственные за данные мероприятия лица.

После устранения всех погрешностей в «Журнал проверки» вносятся данные руководителей подразделений, которые при проведении следующих мероприятий по контролю охраны труда назначаются ответственными за корректировку недостатков на производстве. Поделиться новостью: Запись опубликована автором в рубрике .

Охрана труда. Аттестация рабочих мест и порядок ее проведения

Аттестация рабочих мест по условиям труда обязательна для всех работодателей – как организаций, так и ИП. Исходя из требований Трудового кодекса, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте (ст.212 ТК РФ). В соответствии с положениями ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях:

  1. выявления вредных или опасных производственных факторов,
  2. осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г.

№342н и вступил в действие с сентября 2011 года.

Законом от 06.11.2011г. №300-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 22 закона

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

от 24.07.1998г. №125-ФЗ. В соответствии с данными изменениями, с 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих таким осмотрам (п.18 ст.17 закона 125-ФЗ).

Кроме того, начиная с 2012 года, трудовые инспекции (которым организации также обязаны предоставлять результаты аттестации) ужесточают контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Об этом уже не раз упоминали их представители.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох при проведении проверки трудовой инспекцией, необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, касающиеся аттестации рабочих мест.НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА Работодатели, исполняющие требования Трудового кодекса и собирающиеся провести аттестацию рабочих мест, а так же компании, оказывающие услуги аттестации, должны руководствоваться действующим Порядком. Все рабочие места работодателя обязательно подлежат аттестации.

Для проведения аттестации работодателю необходимо привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию (одну или несколько, по выбору работодателя), которая выполнит работы по аттестации на договорной основе. С Реестром аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития по адресу .Обратите внимание:Датой начала проведения аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (п.8 Порядка).

Соответственно, чтобы избежать штрафных санкций*, организациям и ИП необходимо начать аттестацию. То есть – издать приказ об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.*Штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:

  1. для должностных лиц — от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
  2. для ИП — от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  3. для юридических лиц — от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Аттестацию вновь организованных рабочих мест необходимо начать не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Итак, для начала аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. Состав аттестационной комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом руководителя.

Согласно п.10 Порядка, в состав аттестационной комиссии включаются:

  1. специалист по охране труда,
  2. представители работодателя,
  3. представители работников,
  4. представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться:

  1. специалисты по кадрам,
  2. специалисты по труду и заработной плате,
  3. главные специалисты организации,
  4. руководители структурных подразделений организации,
  5. юристы,
  6. иные работники.
  7. медицинские работники,

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются:

  1. представители работников (при наличии),
  2. работодатель или его представитель,
  3. представители аттестующей организации,
  4. представители организации или специалист, привлекаемые по договору ГПХ для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя. Аттестационная комиссия: 1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах. 2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы, организует их изучение.

3. Составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест* и указанием:

  1. травмоопасности,
  2. обеспеченности работника специальной одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ),
  3. факторов производственной среды и трудового процесса,

которые необходимо измерять и оценивать исходя из:

  1. применяемых сырья и материалов,
  2. мест проведения этих измерений;
  3. требований нормативных правовых актов,
  4. результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных, опасных производственных факторов,
  5. характеристик технологического процесса,
  6. состава производственного оборудования,

*Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  1. работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  2. выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  3. одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
  4. одинаковый набор вредных, опасных производственных факторов одного класса и степени;
  5. профессии или должности одного наименования;
  6. использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  7. одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  8. использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

4.

Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*.*Постановление Правительства РФ от 31.10.2002г. №787

«О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»

. 5. Присваивает номер каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999).

6. Заполняет и подписывает карты аттестации. 7. При необходимости готовит предложения о внесении изменений, дополнений в трудовой договор в части обязательств работодателя:

  1. других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными, опасными условиями труда.
  2. по обеспечению работника СИЗ,
  3. установления соответствующего режима труда и отдыха,

8. По результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями*.*В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями, указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные, опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ Аттестующая компания должна выполнить:

  1. оформление и подготовку отчета об аттестации.
  2. все необходимые измерения и оценки, в том числе оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда,

При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

  1. Уведомление о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
  2. Проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Кроме того, аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных по результатам аттестации.

При проведении аттестации работодатель обязан:

  • Содействовать аттестующей организации при проведении аттестации.
  • Запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.
  • Не скрывать и не ограничивать доступ к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией.
  • Не пытаться сузить круг вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации.
  • Не утверждать отчет об аттестации с приложениями, если они не подписаны представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
  • Предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме (по вопросам, относящимся к целям аттестации).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АТТЕСТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ При проведении аттестации аттестующая организация: 1. Определяет методы проведения измерений и оценок* на основе действующего Порядка и нормативных правовых актов.*Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку:

  1. обеспеченности работников СИЗ.
  2. травмоопасности рабочих мест.
  3. условий труда на рабочих местах.
  4. соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

2.

Количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку. 3. Исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

4. Запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам. 5. Отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: 2.

Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации.

3. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку. 4. Карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение №2 к Порядку), оформляющиеся по Рекомендациям по заполнению карты аттестации рабочего места (приложение №3 к Порядку), с протоколами измерений и оценок. 5. Сводная ведомость результатов аттестации (приложение №6 к Порядку).

6. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (приложение №7 к Порядку).

7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда* (приложение №8 к Порядку).*План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, представителем работников, передается на утверждение работодателю.
7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда* (приложение №8 к Порядку).*План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, представителем работников, передается на утверждение работодателю.

8. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение N 9 к Порядку).

9. Сведения об аттестующей организации (приложение №10 к Порядку), с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией:

  1. копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации.
  2. аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории;

10. Протоколы заседаний аттестационной комиссии. 11. Заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).

12. Предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.

Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Вышеуказанные документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ.

Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ В соответствии с п.3 Порядка, результаты аттестации используются в целях: 1.

Приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
2. Установления работникам, занятым:

  1. на тяжелых работах,
  2. иными особыми,
  3. опасными,
  4. работах с вредными,

условиями труда:

  1. сокращенного рабочего времени,
  2. дополнительного оплачиваемого отпуска,
  3. повышенной заработной платы.

3. Информирования работников:

  1. об условиях труда на рабочих местах,
  2. о существующем риске для здоровья,
  3. о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов,
  4. о полагающихся работникам компенсациях, при выполнении тяжелых, опасных и вредных работ.

4.

Контроля за состоянием условий труда. 5. Оценки профессионального риска. 6. Обеспечения работников средствами сертифицированной индивидуальной и коллективной защиты. 7. Подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда. 8. Подтверждения соответствия проводимых работ по охране труда государственным нормативным требованиям.
8. Подтверждения соответствия проводимых работ по охране труда государственным нормативным требованиям. 9. Подготовки списка работников, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам.

10. Расчета скидок или надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 11. Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания.

12. Рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников. 13. Санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда. 14. Обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.

15. Приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

16. Обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 17. Сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.Ссылки по теме: – Клерк.Ру, 18.05.12 – Клерк.Ру, 25.04.12 – Клерк.Ру, 18.04.12

  1. , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»

«». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Требования охраны труда к организации рабочих мест

Обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и работоспособности работников является весьма важной и актуальной задачей каждого работодателя.

На каждом рабочем месте, в том числе на производстве, необходимо улучшать условия труда, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое и метрологическое обеспечение служб охраны труда, создавать организационные структуры оценки условий труда на рабочих местах. Для этих целей разработан целый ряд нормативных документов, которым должны следовать все работодатели.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Требования по охране труда и обязательная аттестация рабочих мест регламентируются гл. 34 ТК РФ. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Так, работодатель обязан обеспечить: • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; • ознакомление работников с требованиями охраны труда; • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.

372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Данный перечень не является исчерпывающим.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Кроме того, постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации. Трудовым кодексом РФ также установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Это, прежде всего, право: • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, и иными.

Это, прежде всего, право: • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, и иными. В настоящее время действует значительное количество законодательных и нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности и охраны труда, а также множество международных конвенций.

Верховенство норм международного права предусмотрено ч. 2 ст. 10 ТК РФ. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ также устанавливает, что именно общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основу международного права составляют: • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948); • Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (принята Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1998) и др. ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ Основные показатели, влияющие на здоровье человека-работника, в том числе его репродуктивные функции, регламентирует Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда».

Данное Руководство применяют с целью: • контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения; • установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности; • создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.; • аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации; • составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника; • анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза); • расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой. Работник имеет право получить достоверную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты и медико-профилактических мероприятиях.

Документ предназначен в том числе для информирования работодателя и работников об условиях труда на рабочих местах (при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности). В тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен обеспечить необходимые для здоровья человека условия выполняемых работ.

Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий: организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника (рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.). Превышение гигиенических нормативов, обусловленное особенностями профессиональной деятельности работников и регламентированное отраслевыми, национальными или международными актами (например, труд летчиков, моряков, водолазов, пожарных, спасателей и др.), является основанием для использования рациональных режимов труда и отдыха и мер социальной защиты в данных профессиях.

Вредными могут быть физические, химические, биологические факторы, а также факторы трудового процесса.

В настоящее время только в рассматриваемом документе дано определение физических факторов и напряженности труда. Рассмотрим их более подробно.

Так, вредными физическими факторами являются: • температура, влажность, скорость движения воздуха; • тепловое излучение; • неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения — электростатическое поле, постоянное магнитное поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, широкополосные электромагнитные импульсы, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое); • ионизирующие излучения; • производственный шум; • ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая); • аэрозоли (пыли) преимущественного фиброгенного действия; • освещение — естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); • электрически заряженные частицы воздуха — аэроионы.

Что касается напряженности труда, то ученые установили, что напряженность труда — это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: • интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки; • монотонность нагрузок; • режим работы. Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870

«Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

работникам установлены сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда — не менее 4 % тарифной ставки (оклада). В мире высоких технологий, безусловно, оказывает вредное воздействие на здоровье работников использование в их деятельности персональных компьютеров.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ Внедрение компьютерных технологий обработки информации способствовало совершенствованию организации и эффективности управленческого труда. Вместе с тем, являясь источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей, компьютерная техника при неправильной эксплуатации и расстановке, особенно в неприспособленных для этого помещениях, принципиально меняет условия и характер труда специалистов различного профиля организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Наиболее важными возможными последствиями неблагоприятного воздействия на здоровье работников являются: • заболевания глаз и зрительный дискомфорт; • изменения костно-мышечной системы; • нарушения, связанные со стрессом; • кожные заболевания и др.

К другим обнаруженным жалобам на здоровье работников относятся «пелена перед глазами», сыпь на лице, хронические головные боли, тошнота, головокружения, легкая возбудимость и депрессии, быстрая утомляемость, невозможность долго концентрировать внимание, снижение трудоспособности и нарушения сна. К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, следует отнести: • электромагнитные и электростатические поля; • акустический шум; • изменение ионного состава воздуха и параметров расположения экрана монитора (дисплея), которые приводят, в частности, к изменению контрастности изображения в условиях интенсивной засветки, появлению зеркальных бликов от передней поверхности экрана монитора, и т. д. Немаловажную роль играют и состояние освещенности на рабочем месте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника.

Научными исследованиями установлено, что пользователи персональных компьютеров подвержены стрессам в значительно большей степени, чем работники любых других профессиональных групп, когда-либо проходивших аналогичные обследования. Оценка условий труда, проводимая специалистами, свидетельствует, что размещение компьютерной и оргтехники, как правило, осуществляется исходя из стремления установить максимальное количество средств механизации труда и производится в зданиях и помещениях, изначально не приспособленных для этих целей. Использование компьютерной техники в данных условиях, с учетом сочетания комплекса производственных факторов с интеллектуальной, эмоциональной нагрузками, ведет к нарушению санитарно-гигиенических требований и ухудшает организацию труда работающих.

В настоящее время действуют «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03»(далее — СанПин), разработанные в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред.

от 28.12.2010). СанПин содержит разделы: I.

Общие положения и область применения.

II. Требования к ПЭВМ. III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ.

IV. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ. V. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ. VI. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ. Главным государственным врачом РФ и Минтрудом России 16.06.1998 утверждены «МУ 2.2.4.706-98/ МУ ОТ РМ 01-98.

Главным государственным врачом РФ и Минтрудом России 16.06.1998 утверждены «МУ 2.2.4.706-98/ МУ ОТ РМ 01-98.

2.2.4. Физические факторы производственной среды. Оценка освещения рабочих мест. Методические указания». VII. Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

VIII. Требования к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах. IX. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ. X. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей.

Кроме того, СанПин содержит также требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ и требования к проведению государственного надзора и производственного контроля. В результате проводимых проверок в работе кадровых служб фиксируются нарушения, когда в должностных инструкциях работников не учитываются требования по организации работ с использованием компьютерной техники. По данному вопросу Минтрудом Россиибыли разработаны Рекомендации по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре (контракте).

Разработано также значительное количество отраслевых тарифных соглашений, например Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009–2011 годы, Отраслевое тарифное соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009–2011 годы и др.

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ Как уже говорилось, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагаются на работодателя1. Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст.

209 ТК РФ). Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Непроведение аттестации является нарушением законодательства о труде и об охране труда и влечет административную ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям трудараскрывает общие положения и основные понятия данного процесса, а также регламентирует: • подготовку к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда; • гигиеническую оценку условий труда; • оценку травмобезопасности рабочих мест; • оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; • оценку фактического состояния условий труда на рабочих местах и оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Для аттестации рабочих мест по условиям труда может быть привлечена сторонняя организация (аттестующая организация), которая также должна проводить работу в соответствии с вышеуказанным Порядком.

После проведения аттестации рабочих мест результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: 1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости); 2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; 3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения); 4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда; 5) ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации по условиям трудаи сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; 6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации; 7) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Таким образом, соблюдение требований Трудового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых и законодательных актов позволит привести условия труда к определенным нормам, избежать всевозможного рода споров и обеспечить эффективность труда и производства. Статья 212 ТК РФ. Статья 219 ТК РФ.

Утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005. Подробнее об экспертизе условий труда см.: А. Б. Демин. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний // Кадровые решения.

— 2011. — № 5. — С. 92–103. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (в ред. от 03.09.2010). Письмо от 23.01.1996 № 38-11. Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку.

Как правило, проверяющие запрашивают:

  1. карты аттестации рабочих мест;
  2. свидетельство о постановке на налоговый учет;
  3. свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  4. журналы инструктажей по охране труда;
  5. приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).
  6. коллективный договор;
  7. журналы учета выдачи СИЗ;
  8. договор аренды или свидетельство на собственность;
  9. приказ о назначении ответственного по охране труда;
  10. правила внутреннего трудового распорядка;
  11. карточки выдачи СИЗ работникам;
  12. положение о службе охраны труда;
  13. план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  14. инструкции по охране труда;
  15. устав;
  16. трудовые договоры с работниками;
  17. должностные обязанности руководителя по охране труда;

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат.

Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи.

Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты.

Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д.

Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается.

Вынесение предписания и сроки его исполнения

Документ оформляется по факту обнаружения нарушений. Хотя обязательной формы бланка не предусмотрено, Минтруда разработал рекомендуемую форму бланка.

В этом бланке предусмотрено:

  • В конце ставится подпись того, кто выдал предписание.
  • Далее приводится таблица из трёх колонок: описание нарушения, срок исправления, отметка о выполнении.
  • Название, дата и номер документа.
  • Далее указано, кому конкретно выдан документ, и как нужно сообщить о выполнении предписания.
  • Указана должность и наименование организации, для кого составлено предписание.

Сроки выполнения указаны в документе.

Проверочный лист «Проверка соблюдения требований по организации работодателем системы охраны труда»

Для прохождения предпроверки по теме «Проверка соблюдения требований по организации охраны труда в организации» положите перед собой следующие документы (при наличии) или их копии (при наличии), которые запросил бы настоящий инспектор труда, а сейчас будет проверять Электронный инспектор: — Трудовые договоры работников со всеми изменениями и дополнениями к ним; — Коллективный договор; — Правила внутреннего трудового распорядка; — Графики отпусков; — Программа обучения по охране труда; — Правила по охране труда; — Инструкции по охране труда; — Журнал учета инструкций по охране труда; — Журнал выдачи инструкций по охране труда; — Журнал регистрации несчастных случаев на производстве; — Перечень профессий и должностей работников, проходящих первичный, повторный и другие виды инструктажей по охране труда; — Перечень профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда; — Распорядительные документы (приказы, стандарты организации, положения), регламентирующие порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда (в том числе, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а так же оказанию первой помощи пострадавшим на производстве); — Распорядительные документы (приказы, распоряжения) о проведении обучения по охране труда руководителей и специалистов; — Договоры на обучение специалистов и руководителей по охране труда с обучающими организациями; — Программа проведения вводного инструктажа по охране труда; — Программа проведения первичного инструктажа по охране труда; — Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте; — Журнал регистрации вводных инструктажей; — Журнал регистрации первичных инструктажей по охране труда на рабочем месте; — Распорядительные документы (приказы, стандарты организации, положения), регламентирующие порядок, форму, периодичность и продолжительность проверки знаний требований охраны труда; — Распорядительные документы (приказы, распоряжения) о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников организации в составе не менее трёх человек; — Протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников; — Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда всех работников — Положения о службе охраны труда, должностные инструкции работников службы охраны труда (специалистов по охране труда); — Материалы по аттестации рабочих мест, специальной оценке условий труда — Утвержденные списки контингентов работников предприятия, подлежащих предварительным (периодическим) медицинским осмотрам; — Утвержденные поименные списки лиц, подлежащих предварительным (периодическим) медицинским осмотрам; — Договор с учреждением здравоохранения на проведение предварительных (периодических) медицинских осмотров с приложением лицензий на осуществление данного вида деятельности; — Документы, подтверждающие ознакомление работников с датой начала проведения периодического осмотра; — Документ (журнал и т.п.), подтверждающий организацию учета выдачи направлений на прохождение медицинских осмотров; — Личные карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты; — Договоры с организациями, проводящими стирку, химчистку средств индивидуальной защиты; — Сертификаты соответствия на все выдаваемые средства индивидуальной защиты; — Договоры на поставку, закупку или аренду средств индивидуальной защиты. Перед ответом на вопрос Электронного инспектора убедитесь, что именно этот факт или обстоятельство отражены в ваших документах.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая).

Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  1. о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  2. о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
  3. о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме ().

Как инспекторы будут оценивать эффективность системы управления охраной труда на предприятии

Исходя из требований к работодателям, инспекторы ГИТ начнут проверку с изучения наличия всех необходимых документов, корректности их оформления и содержания. Среди запрашиваемых документов могут быть любые журналы, акты, реестры, статистические исследования, результаты спецоценки, должностные инструкции, трудовые договоры. Проверять будут такие детали, как ознакомление работников с результатами спецоценки; списки организаций, где проводят обязательные медосмотры; наличие подписей работников в журналах инструктажа.

После проверки документации инспекторы перейдут к проверке:

  1. оборудования;
  2. производственных и технологических процессов.
  3. рабочих мест;
  4. транспортных средств;
  5. территорий, зданий и сооружений;

Главная цель этой части проверки — изучить, как на практике реализуются процедуры, описанные в документах. В Приказе Роструда заявлено, что если в ходе ранее проведенной проверки изучению эффективности функционирования системы управления охраной труда было уделено недостаточное время, инспекторы вправе провести дополнительную проверку.

Но все должно быть в рамках законодательства.

Чтобы работодателям было проще понять, как осуществляют проверки, и подготовиться по всем направлениям, предлагаем блок-схему, разработанную чиновниками.

Обучение руководящих работников

Руководители организаций, лица, ответственные за охрану труда, и лица, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, обучаются в специализированном учебном центре (п. 2.3.2 Порядка обучения). У работодателя должны быть следующие документы: • договор с обучающей организацией; • документы обучающей организации (она подлежит аккредитации); • протокол заседания комиссии проверки знаний; • удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда (у работодателя обычно хранятся копии удостоверений, а оригиналы передаются работникам).

Чем заканчивается

Результаты проверки охраны труда отражаются в специальном акте, который подписывают обязательно в двух экземплярах: для инспекции и для проверяемого.

Если нашлись нарушения, трудовая инспекция может:

  1. обращаться в судебные органы, чтобы ликвидировать фирму, нарушающую трудовое законодательство;
  2. отстранять от работы конкретных лиц, если они не прошли нужный инструктаж.

За нарушение законодательства по труду предусмотрена административная ответственность как для должностных лиц, так и для компаний (ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ). В случае, если руководство предприятия не согласно с решением, принятым инспектором ГИТ, оно может обжаловать его у вышестоящего руководителя или в суде.

Результаты проверки, проведенной с нарушениями, подлежат отмене.

СВЕЖАК

  1. 23.12.2019

  2. 23.12.2019

  3. 28.11.2019

  4. 26.11.2019

  5. 17.11.2019

Copyright © 2011-2019 Хабиров Антон Рифович 1) блог-инженера.рф носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями ст.

437 Гражданского кодекса РФ 2) На блог-инженера.рф размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений. Автор и соавторы блог-инженера.рф не ручаются и не гарантируют точность, актуальность и полноту представленных документов, консультаций.