Примеры запрещающих и обязывающих норм права

Запрещающие нормы права


ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения запрещенных законом действий. Такие нормы формулируются в виде запрета совершать какие-либо действия. Предписания такого рода, как правило, начинаются словами: «запрещается», «не разрешается», «не допускается».

Например: оборот лесного фонда не допускается (ч. ст. 12 Земельного кодекса РФ), в лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов (ч. 2 ст. 133 Лесного кодекса РФ).

Нередко вместо указанных операторов модальности (что менее удачно для восприятия назначения нормы) используется словосочетание «не вправе», «не могут», «не имеет права». К примеру, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г.

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе: требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки», а также изымать оригиналы документов, относящиеся к предмету проверки; распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю; превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю и др.

(ст. 8). В соответствии с п. 4.

ст. 46 Федерального закона от 10 января 2003 г.

«О выборах Президента Российской Федерации» предвыборные агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу». Или, согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г.

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

, иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; быть членом военного экипажа военного корабля РФ, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ и др.

(ч. 1 ст. 14). В ряде случаев отыскание запрета в норме требует применения логического толкования. Примером такой нормы являются положения ст. 73 и п. 6 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Иногда для выделения запрещающих норм в текст законодательного акта включается глава или статья с соответствующим названием. Так, в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» статья 23 обозначена, как «Отказ в государственной регистрации».

Для юридических лиц положения данной статьи являются запретом получить государственную регистрацию в указанном Законом случаях, а для регистрирующего органа — при наличии тех же обстоятельств — запрещается осуществить акт государственной регистрации.

Примеры императивных норм в конституции рф

Внимание Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации». 3. Материальные нормы — предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений.

«Федеральные законы принимаются Государственной Думой»

(ч.

1 ст. 105 Конституции РФ). 4.

Процессуальные нормы определяют формы (процедуры), в которых эта норма должна быть реализована:

«Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ»

(ч.

2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов.

5. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий.

Примеры запрещающих и предписывающих норм уголовного права

Приведите, пожалуйста, примеры запрещающих и предписывающих норм уголовного права. И существуют ли такие вообще 23 Декабря 2022, 19:51, вопрос №2207569 Кариа Романовна, г. Пермь Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 3774 ответа 1031 отзыв Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Белгород Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, Кариа. Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий. Пример: нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.

Еще: п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой, вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.По характеру предписаний, содержащихся в уголовно-правовой норме, можно выделить императивные и диспозитивные нормы.

Еще: п. 11 ст. 16 Федерального закона

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

, в соответствии с которой, вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.По характеру предписаний, содержащихся в уголовно-правовой норме, можно выделить императивные и диспозитивные нормы.

Например, ст. 38 УК РФ предоставляет право на задержание лица, совершившего преступление, которым индивид может воспользоваться, а может и нет, это решать ему. 23 Декабря 2022, 19:57 0 0 9029 ответов 2593 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Тольятти Бесплатная оценка вашей ситуации Приведите, пожалуйста, примеры запрещающих и предписывающих норм уголовного права.

И существуют ли такие вообще-Запрещающие нормы- это все статьи особенной части Уголовного кодекса России; -Предписывающие (или обязывающие нормы)- статьи Общей части Если Вам нужна более подробная консультация по данному вопросу, либо помощь в составлении документов – обращайтесь ко мне в чат.

Услуги в чате оказываются на платной основе.

23 Декабря 2022, 19:59 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 25 Мая 2015, 22:15, вопрос №849945 24 Сентября 2022, 22:11, вопрос №2114912 29 Ноября 2014, 13:42, вопрос №634501 29 Ноября 2014, 15:04, вопрос №634580 27 Февраля 2013, 21:41, вопрос №50166 Смотрите также

Норма права и ее структура.

Нормы — это правила, которые возлагают на нас права или обязанности. Через нормы права государство добивается от всех нас определенного поведения и в конечном счете общественного порядка.Норма — это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, охраняемое государством.Вот некоторые примеры норм права: Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ); Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ст.

117 Конституции РФ);Государство тщательно «продумывает» каж­дую норму права, ищет те сферы отношений, которые нуждаются в новых правилах. Если такие правила не будут своевременно даны, люди не будут знать, каким образом себя вести, решать свои вопросы и проблемы, и обще­ство столкнется с конфликтами интересов, с беспорядком.Итак, родилась новая норма.

При ее разработке был выдержан определенный алгоритм, по которому разрабатываются все нормы права: сначала обрисована ситуация, в которой требуется определить право или обязанность сторон, затем сформулирована сама обязанность (право) и, наконец указано на неблагоприятные последствия несоблюдения правила.Этот алгоритм можно передать «формулой»: «Если — то — иначе», что означает: если сложится такая-то ситуация, такие-то обстоятельства, то у субъекта возникает такая-то обязанность (право), которую он должен исполнить; иначе субъект понесет такую-то ответственность, должен будет пре­терпеть неприятные, неблагоприятные последствия.

Все эти три части являются частями нормы права. Каждая из этих час­тей имеет свое название: первая часть — гипотеза; вторая — диспозиция; третья — санкция.

Следовательно, внутреннее строение нормы носит системный характер и, как правило, включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.Гипотеза — это указание на условия, при которых реализуется, действу­ет норма.Диспозиция — это само правило поведения, из которого происте­кают права и/или обязанности субъектов права.Санкция — это указание на ответственность в случае нарушения нормы.Именно по такому алгоритму вырабатываются нормы права государ­ством (законодателем).Наиболее важная классификация — это разделение норм на три категории:— нормы управомочивающие (можно называть их также разрешающими или дозволяющими нормами).Вот пример обязывающих норм: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» (ст.

43 Конституции РФ); Однако в подтексте норм рождаются соответствующие права: у детей — право требовать от родителей условий для получения основного общего образования.Вот пример запрещающих норм:

«Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»

(ст. 81 Конституции РФ);Вот пример управомочивающих (дозволяющих, разрешающих) норм:

«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть из­бранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»

(ст.

32 Конституции РФ);В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если за­конодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность.

Эта обязанность сформулиро­вана как бы «за кадром» нормы.Норма права несет волю государства (законодателя). Нормы пра­ва должны быть каким-то образом выражены, сформулированы.

Следует различать понятие «нормы» и понятие «статьи» закона (акта) Они соотносятся друг с другом как «содержание» и «форма».Правила/нормы — это то, что находится внутри законов (актов).Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:Существует множество различных норм права. Чтобы ориентироваться во всем их многообразии, необходимо знать их основные виды и, следовательно, познакомиться с классификациями норм.

С одной такой классификацией мы уже познакомились во втором разделе этой книги. Речь шла о выделении норм запрещающих, обязывающих и управомочивающих (или, по-другому, дозволяющих, разрешающих).

Ниже приводятся примеры норм всех трех видов (из Конституции России)1.Примеры запрещающих нормГражданин РФ не может быть лишен своего гражданства (ст. 6)Запрещается создание/деятельность общественных объединений, направленных на насильственное изменение конституционного строя, территориальной целостности и т.п.

(ст. 13)Сбор информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст.

24)Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ст. 81)Примеры обязывающих нормОсновное общее образование обязательно; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (ст. 43)Каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст.

44)Каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57)Примеры управомочивающих норм Каждый имеет право на тайну переписки и т.п. (ст. 22)Каждый имеет право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию (ст.

27)Граждане имеют право избирать и быть избранными (ст. 32)Никто не обязан свидетельствовать против себя (ст. 51)Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство: если законодатель формулирует в норме чью-то обязанность, то мы одновременно видим «сквозь эту норму» и чье-то соответствующее право.

Так, родители обязаны обеспечить детям основное общее образование.

Это означает, что дети имеют право требовать такого образования, получить его. Граждане обязаны платить налоги, следовательно, государство имеет право требовать и получать налоги.Получается, что мы видим в формулировке нормы «больше, чем там действительно и прямо написано»: прописано право, а мы видим также и обязанность; прописана обязанность — мы видим также и право.
Граждане обязаны платить налоги, следовательно, государство имеет право требовать и получать налоги.Получается, что мы видим в формулировке нормы «больше, чем там действительно и прямо написано»: прописано право, а мы видим также и обязанность; прописана обязанность — мы видим также и право.

Мы начинаем более глубоко понимать волю законодателя.Запрещающую норму можно рассматривать как разновидность обязывающей.

Фраза «запрещается делать то-то» равна фразе «обязан не делать то-то». Так, каждому запрещается подвергать людей пыткам. Это означает: каждый обязан не подвергать людей пыткам.

А люди, соответственно, имеют право, чтобы их не пытали.

Любые пытки — нарушение прав человека и гражданина.В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность.

Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы. Так, если граждан получает право избирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право. Если у обвиняемого есть право не доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанность не требовать доказательств невиновности, а доказать вину.Еще одна классификация норм права построена на зависимости от того, кто «сотворил» ту или иную норму.

В качестве критерия используются субъекты правотворчества. Норма может исходить от народа, и в этом случае народ — творец, создатель нормы; в норме заложена его прямая воля.

Как правило, такие нормы принимаются на референдумах, всенародных голосованиях и называются референдумными. В России к подобным нормам можно отнести все конституционные нормы — нормы Конституции, поскольку она была принята посредством всенародного голосования.Норма может исходить от законодателя. Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание).

Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание).

Все нормы, содержащиеся в этих законах, составляют группу законодательных норм. Норма может исходить от исполнительной ветви власти (в большинстве стран, в том числе в России, это — Правительство, министерства, ведомства).

Все нормы, которые содержатся в актах, исходящих от органов исполнительной власти, принято называть подзаконными нормами.В странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США и др.) нормы могут формулироваться судьями, т.е. исходят от судебной ветви власти. Это нормы судебных прецедентов.Норма права (т.е.

правило, исходящее от государства) должна быть каким-то образом выражена, сформулирована.

Она существует в том пиле который позволяет мам узнать об этой норме.

Она доводится до нашего сознания в определенной форме. Следовательно, необходимо различать понятие «нормы» и ту форму, в которой она существует. И здесь мы подошли к вопросу об источниках права.Нормы конституционного права классифицируют по раз­личным основаниям.В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивныеи охранительные; от способа воздействия на субъекты права — на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
И здесь мы подошли к вопросу об источниках права.Нормы конституционного права классифицируют по раз­личным основаниям.В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивныеи охранительные; от способа воздействия на субъекты права — на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Возможна их дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений на материальные и процессуальные.

По методу правового регулирования нормы подразделяют на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. В зависимости от времени действия эти предписания бывают постоянными и временные. По территории их действия конституционно-правовые нормы могут быть действующими в границах всей Российской Федерации, ее субъектов и в пределах конкретного муниципального образования.В конституционном праве различают нормы :1.

Императивные, в которых, правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ):

«Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»

;2.

Диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. ». Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».3.

Материальные нормы — предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений.

«Федеральные законы принимаются Государственной Думой»

(ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).4. Процессуальные нормы определяют формы (процедуры), в которых эта норма должна быть реализована:

«Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ»

(ч.

2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов.5. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов.

К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п.

Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях, предусмотренных в них предписаний.

Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции).

В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п.

Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.— Нормы-правила.

Например, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции РФ

«Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания»

.6. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям.

К ним относятся, например, нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (уплата налогов, служба в ВС). Примером такой нормы будет и ч.

3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.7. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п.

Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.8. Декларативные нормы играют информационную роль.

Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ:

«РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»

).9.

Дефинитивные нормы (нормы – определения) выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий.[1] Норма права — это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношенийПохожие записи:

  1. 29.09.2019
  2. 29.09.2019
  1. 29.09.2019
  2. 29.09.2019
  3. 29.09.2019 Тут у нас первый раз за 8 лет выделили деньги на обязательный медосмотр сотрудников.

    Срок небольшой, в коллективе не афишировала беременность, на учет в консультацию уже поставили на днях.

    Как лучше разрулить с медосмотром вообще? Мне на него не нужно…

  4. 29.09.2019

Мы рады любым вопросам, пожеланиям и предложениям! Copyright 2016-2019 — . Все права защищены.

Adblock detector

Связь прав и обязанностей

Одно важное обстоятельство, которое следует учесть: если в законодательстве прописана норма чьей-то обязанности, то одновременно с этим в статье проглядывает чье-то соответствующее право. Например, если родители обязаны предоставить своим детям получение основного общего образования, то дети имеют право получить такое образование и требовать его.

Так, граждане РФ имеют обязанность платить налоги, следовательно, государство имеет право эти налоги получать и требовать их.

Следовательно, в формулировках норм на самом деле сказано больше, чем написано. Так в прописанной обязанности, мы видим право, и, наоборот: в прописанном праве, мы видим обязанность.

С таким подходом к написанию законодательства становится более понятна и ясна воля законодателя. Также следует рассматривать в качестве обязывающей запрещающие нормы.

Понятие нормы «запрещается делать что-либо» тождественно понятию «обязан не делать что-либо».

Например, запрещено подвергать пыткам людей. Это можно читать, как каждый гражданин обязан не подвергать людей пыткам. Следовательно, люди в нашей стране имеют право не быть подвергнутым пыткам.

Пытки – это нарушение прав гражданина и человека. Обратная логика устанавливается в управомочивающих нормах: если в норме сформулировано чье-либо право, то вместе с этим у другого человека появляется встречная обязанность. Эта обязанность подразумевается в подтексте нормы права.

Пример: обвиняемый имеет право свою невиновность не доказывать, следовательно, суд и государство получают обязанность обеспечить гражданину это право, доказать вину и не требовать действий по доказательству невиновности. Также, если любой гражданин имеет право быть избранным и избирать в нашей стране, то у государства появляется обязанность это право гражданину обеспечить.

Электронная библиотека

Уголовно-правовая норма представляет собой установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания, а также с профилактической и стимулирующей функциями уголовного закона.

Уголовно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, имеют общеобязательный характер, адресованы неопределенному кругу лиц, рассчитаны на неоднократное применение и обеспечиваются в случае необходимости принудительной силой государства. Уголовно-правовые нормы объединяются в правовые институты. Так, можно говорить об институте необходимой обороны, институте освобождения от уголовной ответственности, институте условно-досрочного освобождения и др.

Нормы уголовного права, равно как и нормы других отраслей права, можно классифицировать следующим образом. По содержанию правоотношений нормы уголовного права можно разделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Примером управомочивающей нормы, т.е.

предоставляющей право действовать либо по своему усмотрению, либо определенным в законе способом, является норма, установленная в ч. 5 ст. 73 «Условное осуждение», согласно которой суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании и т.п.

Перечень этих обязанностей открыт, и суду предоставлено право по своему усмотрению определить те из них, которые должен будет выполнять осужденный. Обязывающие нормы предполагают наделение участников правоотношений какими-либо четко определенными обязанностями, невыполнение которых может повлечь вмешательство со стороны государства.

Примером обязывающей нормы служит норма, закрепленная в ч. 1 ст. 78 УК РФ

«Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности»

, согласно которой лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности в случае истечения установленных в уголовном законе сроков со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу. Примером запрещающей нормы является норма, закрепленная в ч.

5 той же статьи, в которой установлено, что к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, сроки давности не применяются. По характеру предписаний, содержащихся в уголовно-правовой норме, можно выделить императивные и диспозитивные нормы. В императивной норме основания и содержание правоотношений четко определены законодателем, при этом не допускается отступление участников правоотношений от установленных правовых предписаний.

Так, императивной является норма, содержащаяся в ст. 21, согласно которой не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. Диспозитивные нормы, как правило, предоставляют участникам правоотношений возможность поступать по своему усмотрению, хотя применительно к уголовному праву следует говорить о таких диспозитивных нормах, которые отличаются относительной определенностью регламентации.

Например, ст. 38 УК РФ предоставляет право на задержание лица, совершившего преступление, которым индивид может воспользоваться, а может и нет, это решать ему (за исключением случаев, когда задержание преступников входит в его служебные обязанности). Однако если же он решит воспользоваться предоставленным правом, ему следует поступать таким образом, чтобы не допустить превышения мер, необходимых для задержания.

Итак, в целом диспозитивная норма устанавливает границы допустимого поведения.

В Общей части УК РФ существуют декларативные нормы и нормы-принципы. Примером первых является норма, закрепленная в ст.

2, примером вторых – нормы, зафиксированные в статьях 3 – 7 УК РФ. Как особый вид выделяют также бланкетные нормы.

Особенность таких норм состоит в том, что они включают меняющийся элемент – правила, которые содержатся в периодически обновляемых нормативных актах (правилах дорожного движения, правилах безопасности при проведении определенных работ, санитарных правилах и т.п.). Структуры уголовно-правовых норм Общей и Особенной частей УК РФ различаются. Нормы Общей части нередко включают только два элемента – гипотезу и диспозицию.

Нормы Особенной части, как правило, содержат три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию и имеют свою особенность.

Например, ч. 2 ст. 7 УК РФ устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Гипотеза, т.е. условие применения нормы права, такова: если лицо совершило преступление и к нему применяются наказание или иные меры уголовно-правового характера. Диспозиция, т.е. само правило поведения, заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Санкция отсутствует. Другой пример: ч. 1 ст. 105 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за убийство. Диспозицией уголовно-правовой нормы, которая по своему содержанию является запрещающей, будет сам уголовно-правовой запрет, который можно выразить следующим образом: запрещено совершать убийство, т.е.

Что касается гипотезы, то в этом случае она частично сливается с диспозицией: «если будет совершено убийство». Помимо этого другие условия действия нормы содержатся в Общей части УК РФ.

К ним относятся возраст уголовной ответственности, вменяемость, виновность и т.д. Фактически гипотеза рассматриваемой нами нормы должна выглядеть следующим образом:

«если лицо причинило смерть другому человеку, при этом оно достигло 14-летнего возраста, является вменяемым, действовало умышленно, если нет обстоятельств, исключающих преступность деяния…»

. Поскольку в Общую часть вынесены положения, имеющие общий для всех норм Особенной части характер, то нет необходимости каждый раз описывать гипотезу именно таким образом, как мы это сделали.

Сказанное дает основания для вывода о том, что Общая и Особенная части УК РФ образуют неразрывное единство. Уголовно-правовые нормы Особенной части, не совпадающие с содержанием текстов статей уголовного закона, включают элементы, закрепленные как в Особенной, так и в Общей частях УК РФ.

В Особенной части используется несколько видов диспозиции: простая, описательная, ссылочная и бланкетная. Простая диспозиция лишь называет преступное деяние и не раскрывает его признаков.

В УК РФ 1996 г. количество норм с простой диспозицией резко сократилось.

Однако они все же существуют. Простыми являются диспозиции, установленные в ст. 126 «Похищение человека», ст.

241

«Организация или содержание притонов для занятий проституцией»

и др. Такой прием юридической техники обычно используется тогда, когда в описании признаков преступного деяния нет необходимости в силу их очевидности, либо когда невозможности точно их определить.

Описательная диспозиция, в отличие от простой, устраняет различия в толковании и применении уголовно-правовых норм, поскольку исчерпывающе определяет основные признаки преступления, имеющие значение для квалификации содеянного. Описательной, например, является диспозиция, закрепленная в ст. 129 «Клевета» (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию); в ст.

131 «Изнасилование» (половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей). Ссылочная диспозиция требует обращения к другим положениям уголовного закона. Как правило, этот прием используется в целях предотвращения бесконечных повторов в тексте нормативно-правового акта.

Примером ссылочной диспозиции может служить диспозиция, зафиксированная в ст.

116 «Побои» (нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ). Бланкетной называется такая диспозиция, которая отсылает к нормам других отраслей права.

В УК РФ 1996 г. очень много норм с бланкетной диспозицией, в особенности в главах о преступлениях в сфере экономической деятельности, об экологических преступлениях, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Примером такой диспозиции является диспозиция, установленная в ст.

264

«Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

.

Санкции уголовно-правовых норм также подразделяются на несколько видов: альтернативные и неальтернативные, абсолютно определенные и относительно определенные.

В альтернативных санкциях предусмотрено несколько видов наказания, что позволяет суду выбрать наиболее приемлемое для данного конкретного случая.

Альтернативные санкции установлены, например, в ст. 182 «Заведомо ложная реклама» (штраф, обязательные работы, арест или лишение свободы), в ст.

245 «Жестокое обращение с животными» (штраф, исправительные работы или арест). Неальтернативные санкции включают только один вид наказания, как правило, им является лишение свободы. Такие санкции обычно устанавливаются за наиболее опасные преступные посягательства, в том числе шпионаж (ст.

276), вооруженный мятеж (ст. 279), убийство матерью новорожденного ребенка (ст.

106) и др. Абсолютно определенные санкции, в отличие от относительно определенных, не устанавливают пределов наказания.

Границы наказуемости в принципе невозможно определить для таких видов наказания, как смертная казнь, пожизненное лишение свободы и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Это абсолютно определенные наказания.

Однако такие виды наказания предусматриваются либо в альтернативе с другими основными (смертная казнь, пожизненное лишение свободы), либо в качестве дополнения к ним (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград). В действующем УК РФ нет абсолютно определенных неальтернативных санкций. Примером подобной санкции служила санкция, содержавшаяся в ч.

4 ст. 173 УК РСФСР 1960 г. «Получение взятки», согласно которой должностное лицо, получившее взятку при особо отягчающих обстоятельствах, подлежало смертной казни с конфискацией имущества. Срочно? Закажи у профессионала, через форму заявки 8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Примеры управомочивающих норм в конституции рф

Виды конституционно-правовых норм 1.

По предмету правового регулирования различают нормы, закрепляющие: · основы конституционного строя; · основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; · федеративное устройство РФ; · основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. 2. По юридической силе (в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов): · нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя); · нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ; · закрепленные в подзаконных актах — указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права. 3. По функциональной роли в механизме правового регулирования: · исходные (базовые) нормы: чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения.

К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г. ) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов.

25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования). В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.).

Каковы примеры обязывающих, запрещающих и уполномочивающих административно-правовых норм?

Добрый день! Не могли бы вы мне помочь? Приведите по два примера обязывающих, запрещающих и уполномочивающих административно-правовых норм.

Буду очень благодарна 27 Февраля 2017, 14:01, вопрос №1553678 Екатерина, г.

Челябинск Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 73 ответа 16 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Оренбург Бесплатная оценка вашей ситуации Екатерина, добрый день. Обязывающие – это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы.

Примером служит: норма статьи 58 Конституции РФ: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; Норма статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Еще одним примером обязывающей нормы является ст.

92 Водного кодекса РФ, согласно которой водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом.Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.

Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется. Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

, в соответствии с которой, вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.Еще один пример– норма п.

4 ст. 41 вышеназванного закона. В соответствии с ней физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.Уполномочивающими (дозволительные) – предусматривают возможность действовать в пределах требований данной нормы по своему усмотрению.Статья 46 п.3.

является примером управомачивающей нормы: каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.Также в качестве примера можно привести п. 2. Ст. 68 Конституции РФ: республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.Уполномочивающими (дозволительными) нормами являются, например, ст. Закона «О полиции», где подробно определены виды дозволенных действий полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

27 Февраля 2017, 14:25 1 0 498 ответов 166 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Челябинск Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте. Обязывающие нормы — при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ, при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; Запрещающие нормы — полиции запрещено применение специальных средств в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, несовершеннолетних и т.п.; запрет самовольных, т.е.

без надлежащего разрешения, действий, осуществляемых на лесных участках (ст. 7.9 КоАП). уполномочивающая (дозволительная) норма — гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (право на обжалование неправомерных действий должностных лиц), должностное лицо, осуществляющее контрольно-надзорные функции, может применить к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных мер административного воздействия. Номера статей не привожу, их можно легко найти по ключевым словам.

27 Февраля 2017, 14:29 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 29 Марта 2022, 17:00, вопрос №1950556 27 Сентября 2017, 17:38, вопрос №1763633 09 Февраля 2017, 22:51, вопрос №1533430 09 Февраля 2017, 00:04, вопрос №1531943 14 Марта 2022, 13:56, вопрос №1934497 Смотрите также

Охранительные нормы

Охранительные (их еще именуют правоохранительные) нормы создаются как реакция на членов социума, на неправомерные и противозаконные действия.

Такие нормы признаны охранять граждан и организации от нарушений в их отношении, для поддержания нормальных общественных отношений в государстве.Охранительные нормы содержат в себе санкции, то есть меры реагирования, которые принимаются государством в случае нарушений субъективных прав и обязанностей членов социума. Этими нормами устанавливаются и размеры юридической ответственности за преступления. Пример 1 К примеру, охранительной нормы можно отнести любую статью уголовного кодекса или кодекса об административных правонарушениях.