Понятие индивидуально профилактическая работа

Индивидуальная профилактика преступлений в уголовно-исполнительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»


УДК 343.8 ББК 67.51(4Укр) К65 I.N. KOPOTUN* INDIVIDUAL CRIME PREVENTION IN PENAL ESTABLISHMENTS Аннотация: в статье анализируетсяпонятие индивиду альной профилактики преступлений в уго ловно-исполнительныхучреждениях, выделяются формы, в которыхосуществляютсяиндивидуальные меры предупреждения: ранняя, непосредственная и профилактика по факту совершения преступления.

Ключевые слова: преступление, индивидуальная профилактика, уголовно-исполнительныеучреждения ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ КОПОТУН* ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Annotation: in the article the author analyses the notion of the individual crime prevention in penal establishments and considers forms of implementation of individual preventive measures: early, direct and upon a committed crime. Key words: crime, individual prevention, penal establishments. Профилактика преступлений среди осужденных, отбывающих наказание в уголовно-исполнительных учреждениях, является специфическим видом профилактической деятельности.

В советской криминологической литературе сравнительно давно признана необходимость проведения профилактики в отношении субъекта, способного совершить преступление1. Задача ученых и практиков — определить и воплотить в жизнь все необходимые меры предотвращения и противодействия с целью удержания такого лица от совершения преступления. Несмотря на эффективность профилактической работы, как показывает практика, отдельные лица по объективным и субъективнымпричинам (низкий уровень интеллектуальногоразвития, относительная устойчивость антиобщественных взглядов, значительная педагогическая запущенность и др.) никогда не проявляют желания и готовности критически проанализировать обстановку и сделать соответствующие выводы для оценки своего поведения.

Большинство лиц, отбывающих наказания в уголовно-исполнительных учреждениях, не работают, ведут антиобщественный образ жизни, употребляют наркотические вещества, не принимают участия в жизни коллектива, их не интересуют выступления на телевидении и в прессе на тему борьбы с преступностью и укрепления правопорядка. На лиц с относительно устойчивыми антиобщественными взглядами, которые выражаются в конкретных противоправных деяниях, необходимооказывать интенсивное индивидуальное профилактическое воздействие.

Основным направлением реализации этого практичес- со ш О ч о\ м § * Кандидат юридических наук старший научный сотрудник (Институтуголовно-исполнительной службы Украины) E-mail: О * а го С) ки важного положения является индивидуальная профилактика, которая состоит в выявлении лиц, способных, если учесть их поведение во время отбывания наказаний, совершить преступление, и принятии в отношении их мер воспитательного и профилактического характера. По своей сути, эти два этапа одного процесса индивидуальной профилактики неразрывно связаны между собой. Их объединяет конечная цель — предотвратить возможное совершение преступления со стороны осужденных.

Решение такой задачи основывается на детальном изучении этих лиц, что необходимодля определения их криминогенной опасности, а также выбора форм, методов и тактических приемов воспитательного воздействия на них.

Как отмечает Ю.М. Антонян, основной и конечной целью индивидуальной профилактической работы является личность, даже если принимаются меры относительно внешних, но связанных с ней условий и обстоятельств.

Другими словами, имеется в виду изменение, то есть коррекция тех личностных черт, которые могут породить преступное поведение?. По механизму действия в криминологии выделяют меры-сигналы и меры-действия3.

Мерами-сигналами являются информация, предложения, требования об устранении (блокировка, нейтрализация) выявленных причин и условий совершения преступлений.

Они применяются на основе материалов приема-сдачи дежурств в уголовно-исполнительном учреждении, рапортов личного состава дежурной смены, других сотрудниково выявленных нарушениях среди осужденных, по результатам комплексных оперативно-режимных операций. Меры-действия предусматривают реализацию мер-сигналов или принимаются по мере необходимости в инициативном порядке.
Меры-действия предусматривают реализацию мер-сигналов или принимаются по мере необходимости в инициативном порядке.

Они имеют конструктивный, предметный характер и непосредственно воздействуют на выявленные криминогенные факторы. Один из элементов системы предупреждения преступлений в уголовно-исполнительных учреждениях — индивидуально-профилактическая работа, которая проводится персоналом. Индивидуальная профилактика является одним из са -мых сложных, но и самым эффективным видом предупреждения преступлений, поэтому необходимо раскрыть содержание указанного понятия.

В криминологической науке существуютраз-личные точки зрения на указанный вопрос. Так, А.Г. Лекарь под индивидуальной профилактикой понимает деятельность органов внутренних дел по своевременному выявлению лиц, от ко- торых можно ожидать совершения преступлений, и недопущению совершения ими преступлений путем воспитательного воздействия на них и принятия других мер по преодолению их антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей4.

Г. А. Аванесов считает, что индивидуальная профилактика — это совокупность мер убеждения и принуждения, применяемых к носителям антиобщественных установок и ориентаций.

Цель — предупреждение негативного процесса формирования личности5.

Другого мнения придерживаются К.Е. Игошев и В.С. Устинов, которые утверждают, что индивидуальная профилактика представляет собой такую деятельность, которая направлена на выявление лиц, склонных к совершению преступления, их изучение, а также влияние на них путем принятия мер убеждения и принуждения6.
Игошев и В.С. Устинов, которые утверждают, что индивидуальная профилактика представляет собой такую деятельность, которая направлена на выявление лиц, склонных к совершению преступления, их изучение, а также влияние на них путем принятия мер убеждения и принуждения6.

Существует и другая точка зрения. Например, А.И. Алексеев считает, что индивидуальная профилактика имеет дело с устранением причин и условий, порожденных не внешними, а внутренними, субъективными детерминантами7. Правильной, по нашему мнению, является также позиция авторов, которые считают, что в процессе индивидуальной профилактики непосредственное влияние оказывается не только на осужденного, но и на его ближайшее окружение (микросреду) с целью недопущения преступления и формирования законопослушного поведения8.

Известны случаи, когда профи-лактируемые лица оказывались под достаточно интенсивным воздействием со стороны субъектов профилактики, но оставались при этом в криминогенной среде, которая влияла на них значительно сильнее, чем все субъекты профилактики, вместе взятые, что, в свою очередь, приводило к пенитенциарному рецидиву Рассматривая индивидуальную профилактику как вид предупреждения преступлений, Ю.М. Ан-тонян указывает, что под ней следует понимать создание обстановки, которая будет устранять вредное воздействие на человека или обеспечивать необходимуюустойчивость относительно его в процессе нравственного формирования личности, выявление и устранение конкретных источников вредного воздействия на человека, исправление и перевоспитание, ресоциализацию правонарушителей9.

В специальной литературе встречаются и такие определения, как «индивидуальное предупреждение», «единичное предупреждение», «единичный уровень предупреждения». А. С. Шляпош-ников писал о двух звеньях подсистемы инди- iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . видуального предупреждения: 1) о предусмотренных законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, об установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, о принятии мер по их устранению; 2) о мерах по недопущению отдельного преступления, в том числе по пресечению готовящегося преступления10.

Единичное предупреждение, как и предупреждение на единичном уровне, — это лишь меры, принимаемые по факту совершения преступления или с целью пресечения готовящегося преступления. Главным содержанием такой деятельности, как правило, является реализация одноразового мероприятия по созданию условий, при которых отдельное лицо или группа лиц по причинам, которые от них не зависят, не могут совершить запланированное преступление. Основная задача индивидуальной профилактики — разработка и реализация на протяжении длительного времени эффективной системы продуманных мер по воздействию прежде всего на причины и условия, детерминирующие преступное поведение конкретного, заранее известного лица.

Разница, как видим, существенная, поэтому индивидуальное предупреждение называется профилактикой, и понимать под этим надо комплексное воздействие на причины и условия индивидуального преступного поведения, а единичное — это прекращение, недопущение совершения преступления. Необходимо отметить, что приведенные дефиниции не в полном объеме отражают признаки индивидуальной профилактики. К сожалению, также отсутствует законодательное определение понятия «индивидуально-профилактическая работа».

Проект Закона Украины «О профилактике преступлений» от 12 мая 1998 г.11 только в общем виде дает определение индивидуальной профилактики как осуществления системы мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений в отношении конкретного лица.

В Законе Украины «О милиции» лишь указано, что сотрудники милиции проводят «индивидуально-профилактическую работу» с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы12, однако ее содержание не раскрывается. Уголовно-исполнительный кодекс Украины и межведомственная Инструкция, регламентирующая порядок исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и осуществления контроля относительно лиц, осужденных к таким наказаниям, определяют, что обязанности по проведению индивидуально-профилактической работы возлагаются на органы внутренних дел, хотя, к сожалению, и эти нормативно-пра- ^ вовые акты не содержат определения такой ^ работы.

Уголовно-исполнительный кодекс Украины и межведомственная Инструкция, регламентирующая порядок исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и осуществления контроля относительно лиц, осужденных к таким наказаниям, определяют, что обязанности по проведению индивидуально-профилактической работы возлагаются на органы внутренних дел, хотя, к сожалению, и эти нормативно-пра- ^ вовые акты не содержат определения такой ^ работы. С учетом изложенного попытаемся дать определение индивидуальной профилактики сре- ^ ди осужденных, отбывающих наказания в уго- ^ ловно-исполнительных учреждениях: это деятельность сотрудниковуголовно-исполнительных учреждений, органов самоуправления, общественности, направленная на выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказание на них профилактического и воспитательного воздействия путем применения системы мер убеждения и принуждения с целью устранения и нейтрализации субъективныхпричин преступного поведения, а также негативных детерминант из ближайшего окружения таких лиц. Считаем, что такое определение индивидуальной профилактики необходимозакрепить, по крайней мере, в Уголовно-исполнительном кодексе Украины, ведь много статей этого нормативно-правового акта содержат нормы, предусматривающие проведение индивидуально-профилактической работы с осужденными, но что это за работа и каково ее содержание, не раскрывается.

Осуществление индивидуальной профилактики преступлений должно носить комплексный характер. С одной стороны, необходимо учитывать диалектическое взаимодействие целого ряда факторов: экономических, политических, социальных, нравственных, которые влияют на сознание преступника, с другой — предусмотреть участие в индивидуальной профилактике специалистов разных сфер.

Только объединение общих усилий в совокупности с целенаправленным воздействием указанных факторов способно привести к успеху индивидуальной профилактики. Комплексный подход к индивидуальной профилактике дает качественно новый, а значит, более высокий уровень влияния на личность преступника. Применение тех или иных мер индивидуальной профилактики должно опираться на глубокое изучение личности осужденного.

Этой деятельностью обязательно занимаются начальник отделения социально-психологическойслужбы и психолог учреждения. Следует отметить, что целью воспитательной работы является коррекция общественно вредного поведения осужденного, направленная на его возможное позитивное изменение с формированием установок и потребностей законопослушного образа жизни. Таким образом, объектом этой работы высту- О * а оо пает лицо и конкретно его индивидуально-психологические характеристики, детерминировавшие совершение противоправного деяния.

Указанное обстоятельство означает необходимость проведения комплексногоисследования различных свойств личности в пользу выбора приемлемой и эффективной меры уголовно-правового воздействия в отношении конкретного лица. В рамках индивидуально-профилактических мероприятий необходимо применять программы индивидуальной коррекции противоправного поведения осужденных. Индивидуальный уровень предупреждения преступлений позволяет не только определить степень криминогенной зараженности осужденных, но и выработать дифференцированные меры по их нейтрализации в зависимости от вида индивидуальной профилактики.

Учитывая изложенное, можно выделить три формы, в которых осуществляются индивидуальные меры предупреждения в виде профилактики ранней, непосредственной и по факту совершения преступления.

Ранняя форма индивидуальной профилактики преступлений опережает непосредственную. Сигналом к началу профилактических мероприятий может быть антиобщественный поступок лица или противоправное поведение, которое может стать устойчивым. Важно, на наш взгляд, не упустить момент начала ранней стадии формирования личности правонарушителя, когда криминогенные свойства личности еще не сформировались, а лишь начинают проявляться, не достигли большой интенсивности, поэтому преступление пока отдалено во времени.

В общем виде содержанием ранней профи- лактики является деятельность по выявлению и устранению негативных условий нравственного формирования личности, а также недопущение возможности возникновения отрицательных свойств личности. Непосредственная форма индивидуального профилактического воздействия осуществляется в том случае, если методы ранней профилактики оказались неэффективными или лицо еще не выступало объектом профи-лактическоговоздействия, а отрицательные свойства личности стали превалировать и превратились в систему, то есть тогда, когдалицо непосредственно задумывает, готовит или совершает общественно опасное деяние. Особенно важное значение имеет профилактическое воздействие, направленное на недопущение рецидива преступлений, как самостоятельная форма индивидуальной профилактики преступлений.

Так, профилактика по факту совершенного преступления должна предусматривать своевременное применение мер государственного принуждения, в том числе справедливого наказания, для достижения целей общей и специальной превенции. Определенные нами формы профилактической деятельности находятся в диалектической взаимосвязи и дополняют друг друга на практике. Безусловно, что для той или иной формы профилактического воздействия характерны собственные, присущие только ей объекты.

Причем различать объекты указанных направлений необходимо в целях полного и законного применения в отношении осужденных соответствующего профилактического и воспитательного воздействия. 1 См.: ШаргородскийМ.Д. Преступность ее причины и условия в социалистическомобществе // Преступность и ее предупреждение/ под ред.

М.Д. Шаргородского Н.П. Кана.

Л., 1966. С. 20-58. 2 См.: Антонян Ю.М.

Личность преступника- индивидуальная профилактика преступлений: сопоставление и выводы // Личность преступникови индивидуальное воздействие на них: сб. науч. тр. М., 1989. С. 3-10. 3 См.: Блувштейн Ю.Д., Зарин М.И., РомановВ.В.

Профилактика преступлений: учеб.

пособие. Минск, 1986. 4 См.: ЛекарьА.Г. Профилактикапреступлений М., 1972.

5 См.: АванесовГ.А. Криминология. Прогностика Управление Горький, 1975.

6 См.: Игошев К.Е., Устинов В.

С. Введение в курс профилактикиправонарушений учеб. пособие. Горький; 1977. 7 См.: Алексеев А.И.

Индивидуальнаяпрофилактикарецидива преступлений М., 1975. 8Женунтт В., Бтенчук П. Регламентащя iндивiдуальноl профшактики правопорушень// Право Украши.

1992. №> 4. С. 41-42. 9 См.: Антонян Ю.М. О понятии профилактики преступлений// Вопросы борьбы с преступностью. 1977. Вып. 26. С. 25-34. 10 См.: Шляпошников А.С.

К вопросу о классификации мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью.

1972. №2 17. С. 5-9. 11 Проект Закону Украши «Про профшактикузлочишв» ввд 12 травня 1998 року.

12 Закон Украши «Про мшщю» // Зб.

нормат-прав. акпв з питань забезпечення дiяльностi кримшально-виконавчоюистеми: в 2 т. Киев, 2002. С. 248-261.

Индивидуальная профилактика

Содержание Введение.

  • Понятие и сущность индивидуальной профилактики
  • Основания для проведения индивидуальной

профилактической работы 3.

Порядок проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы

  • Заключение.
  • Меры, осуществляемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по контролю над реализацией Программы.

Список используемой лимтературы.

Введение. Целью предупреждения преступлений, как и целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств. Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач: выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений; индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением; предотвращение готовящихся преступлений; снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач: выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений; индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением; предотвращение готовящихся преступлений; снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств. Решая указанные задачи, предупреждение преступлений в то же время представляет собой важную часть общего процесса борьбы с преступностью, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, осуществление правосудия по уголовным делам, исполнение уголовного наказания, устранение негативных последствий преступлений.

В этом заключается актуальность данной работы.

Цель данной работы определить роль изучения личности в организации индивидуально-профилактической работы.

Задачи данной работы: определить понятие индивидуальной профилактики; выяснить, каквы формы и методы индивидуальной профилактики и каково воздействия изучения личности на организацию индивидуальной профилактики.

1 1. Понятие и сущность индивидуальной профилактики Индивидуальное предупреждение преступлений (индивидуальная профилактика) — это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде. Проведение индивидуального предупреждения преступлений связано с преодолением серьезных трудностей, многие из которых порождены особенностями современной ситуации. Основными из этих особенностей являются следующие: ранее существовавшая система негосударственных субъектов индивидуальной профилактики (добровольные народные дружины, товарищеские суды, домовые комитеты и т.п.) практически распалась; количество общественных помощников органов внутренних дел в проведении индивидуальной профилактической работы (в том числе общественных воспитателей) резко сократилось либо их не стало вообще (шефы, наставники, члены комсомольских оперативных отрядов); значительно снизились возможности органов внутренних дел в оказании профилактируемым лицам помощи в бытовом и трудовом устройстве, в ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; из-за увеличения числа безработных, бедствующих слоев населения резко возросло количество маргинальных элементов (бродяг, попрошаек и просто нищих), слабо поддающихся индивидуально-профилактическому воздействию, пополняющих ряды преступников; отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в перспективе социального благополучия осложняет отношения во многих семьях, способствует бытовым конфликтам, отрицательно влияет на воспитание детей, порой перечеркивает все усилия индивидуально-профилактического воздействия; ликвидация одних (ЛТП) и попытки реорганизации других (спецприемников, приемников-распределителей для несовершеннолетних, мест изоляции маргинальных элементов и правонарушителей) резко снизли возможности применения мер принуждения к лицам, на которых убеждение и оказание помощи не действуют.

Все это заставляет искать новые формы и методы индивидуально-профилактического воздействия, принимать меры по восстановлению в преобразованном виде системы субъектов и мер индивидуальной профилактики.

При этом необходимо иметь в виду, что определение круга лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии законных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым — ущемление прав граждан.

Применительно к индивидуальной профилактической работе правоохранительных органов такие основания — это прежде всего факты противоправного поведения конкретных лиц.

Именно они дают право поставить лицо на профилактический учет, влекущий за собой определенное ограничение его прав и свобод.

Поэтому категории этих лиц и виды их антиобщественного поведения специально установлены в законодательных и нормативных актах, что определяет пределы индивидуальной профилактической работы правоохранительных органов. 1 К категориям лиц, к которым могут применяться меры индивидуальной профилактики преступлений, отнесены: лица, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений (условно осужденные; осужденные к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитательного воздействия; освобожденные из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющие две и более судимости за совершение преступлений средней тяжести, а также подпадающие под действие Положения об административном надзоре и состоящие под таким надзором; освобожденные из специальных учебных или лечебно-воспитательных учреждений; несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних); лица с устойчивым противоправным поведением (неоднократно и грубо нарушающие общественный порядок; систематически потребляющие наркотические или другие одурманивающие средства без назначения врача; злоупотребляющие алкоголем, поведение которых представляет опасность для окружающих, вследствие чего к ним примеялись меры административного воздействия; грубо нарушающие обязанности по воспитанию детей и своим поведением вовлекающие их в совершение правонарушений или способствующие этому); лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений (в период расследования) либо в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям. Индивидуальная профилактическая работа проводится также с лицами, являющимися потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, физических или психических особенностей, социально-ролевых установок.

В отношении всех этих лиц меры индивидуальной профилактики играют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать или устранить негативные черты личности и ее антиобщественное поведение. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на конкретную социальную среду личности, то подразумеваются нейтрализация либо устранение внешних негативных элементов материального и духовного порядка, которые деформируют личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, влияние нравственно неблагополучной микросреды, отрицательные межличностные отношения и др.). Личность — главное звено в цепочке причин преступного поведения.

Именно через нее в результате взаимодействия «преломляется» влияние криминогенной среды.

На личность поэтому в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие .

Конкретизация этого воздействия требует внимания к следующим основным характеристикам личности: антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно; социальные и демографические элементы структуры личности, отражающие и одновременно определяющие ее негативное поведение (антиобщественную направленность); социально значимые психофизические особенности в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению. Здесь имеются в виду особенности личности, которые сами по себе, возможно, не имеют криминогенного значения, но в конкретной неблагополучной для личности жизненной ситуации могут сыграть роль побудительной силы к совершению преступления (аномалии в психике, не исключающие вменяемости, в сексуальном поведении и т.п.); условия неблагоприятного формирования личности и криминогенного влияния на нее в семье, бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах; неблагополучные условия индивидуального бытия и иные длительно действующие обстоятельства, определяющие криминальную ситуацию и облегчающие совершение преступления; элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность их выявления и воздействия на них. Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения — от антиобщественного к законопослушному.

Достижение этой цели требует последовательного решения следующих конкретных задач: выявление лиц, поведение которых свидетельствует о реальной возможности совершения ими преступлений; изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них; прогнозирование индивидуального поведения; постановка лиц на профилактический учет; планирование мер индивидуальной профилактики; непосредственное профилактическое воздействие; контроль за поведением и образом жизни лиц, поставленных на учет; систематическая проверка результатов проведенных профилактических мероприятий. 1. Основные понятия Документ разработан для определения последовательности действий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по исполнению требований Федерального Закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” в части разработки социальных, правовых, педагогических и других мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению несовершеннолетними антиобщественных действий, которые повлекли за собой постановку на учет.

Основные понятия в работе с несовершеннолетними поставленными на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: Несовершеннолетний, поставленный на учет в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушения или антиобщественные действия Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетнего, поставленного на учет в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав — деятельность по разработке мероприятий, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения, воспитания, усвоения новых ценностей, ролей, навыков взамен неправильно усвоенных (повторная профилактика).

Понятие «индивидуальная профилактическая работа», утверждая в качестве нормы профилактической работы индивидуальный подход, является инструментом профессионального действия.

Программа индивидуальной профилактической работы, План реабилитации семьи и ребенка – документ в соответствии с которым проводится индивидуально-профилактическая работа. 1 2. Основания для проведения индивидуальной профилактической работы В Федеральном Законе

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

точно определены условия организации и применения индивидуальной профилактической работы (статьи 5,6,7,8).

Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, поставленными на учет в районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и их родителями (законными представителями) являются обстоятельства, зафиксированные в постановлении районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В устанавливающей части Постановления указываются дата и время совершения антиобщественного действия, причины и условия их совершения. В постановляющей части документа исходя из анализа причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению несовершеннолетними противоправных деяний, районная (городская) комиссия принимает решение: — о постановке несовершеннолетнего на учет в комиссию; — о разработке Программы индивидуальной профилактической работы (далее Программа) или Плана реабилитации семьи и ребенка (Приложение 2, 3).

Комиссия определяет, какой орган (учреждение) системы профилактики, в соответствие с законодательством, разрабатывает Программу.

  1. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних (указанных в п.п. 4-14 п.1 ст.5 ФЗ-120), а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. Разработка Программы в отношении не учащихся и не работающих несовершеннолетних осуществляется совместно со специалистами районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  2. Специалистам по опеке и попечительству муниципальных образований Томской области, как правило, поручается организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних (по п.п. 1-3 ст. 5 ФЗ-120), не совершивших правонарушений и антиобщественных действий, детей, оставшихся без попечения родителей (преимущественно малолетних детей и детей дошкольного возраста — первичная профилактика).
  3. Образовательным учреждениям поручается организация индивидуальной профилактической работы (разработка и реализация Программы) в отношении несовершеннолетних и их семей (по п.п. 1-14 ст. 5 ФЗ-120), являющихся обучающимися образовательных учреждений.

Должностные лица ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания (приказ МВД России от 26 мая 2000 г.

№ 569).1 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведут учет всех несовершеннолетних (п.п. 1-14 ст. 5 ФЗ-120) в соответствии с Порядком учета несовершеннолетних в районных (городских), районных в городах комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании данных районных (городских) органов и служб системы профилактики.

1-14 ст. 5 ФЗ-120) в соответствии с Порядком учета несовершеннолетних в районных (городских), районных в городах комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании данных районных (городских) органов и служб системы профилактики. Во исполнение распоряжения Губернатора Томской области от 29 декабря 2008 года № 407-р

«О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов»

специалисты по опеке и попечительству муниципальных образований Томской области ведут учет детей, нуждающихся в государственной защите (Приказ Департамента по вопросам семьи и детей Томской области № 18-п от 29.01.2009).

3. Порядок проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы 3.1.

На основании Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органы и службы системы профилактики планируют мероприятия в соответствии с ведомственными правовыми актами с конкретной категорией несовершеннолетних в пределах своей компетенции. Запланированные мероприятия, направленные на устранение причин безнадзорности и антиобщественных действий согласуются с исполнителями (под подпись исполнителя). Мероприятия фиксируются в Программе индивидуальной профилактической работы.

*Программа индивидуальной профилактической работы (далее Программа) представляет собой документ органа или учреждения системы профилактики, как правило, содержащий следующие сведения:

  • Сведения о ребенке и его семье;
  • План мероприятий, сроки, ответственные исполнители;
  • Результаты профилактической работы.
  • Основания и причины проведения индивидуальной профилактической работы с семьей и ребенком;

Наименование и форма данного документа утверждается органами и учреждениями системы профилактики (Приложение № 2, 3). 3.2. После разработки Программа, как правило, в срок до 30 дней предоставляется в комиссию на утверждение (выносится постановление комиссии).

В соответствии с Федеральным Законом

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

сроки индивидуальной профилактической работы устанавливаются по усмотрению субъекта профилактики, давая ему для этого определенные ориентиры. К ним относится: 1) срок, необходимый для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним; 2) до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних; 3) срок, минимально необходимый для устройства несовершеннолетнего.

Федеральным законом установлен предельный срок в случаях: — достижения совершеннолетия (18 лет); — наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К этим обстоятельствам относятся определяемые судом сроки таких наказаний, как исправительные, обязательные работы, либо испытательный срок при условном осуждении, который определяется судом в соответствии с ч.

3 ст. 73 Уголовного кодекса РФ. В течение указанных сроков с несовершеннолетними проводится индивидуально-профилактическая работа.

По окончанию срока наказания несовершеннолетний подлежит снятию с учета. Основным критерием в установлении сроков проведения индивидуальной профилактической работы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в жизни подростка, оказавшегося в социально-опасной ситуации. Минимальный срок для наблюдения динамики позитивных изменений в поведении подростка в соответствии с рекомендациями психологов и социальных педагогов необходимо устанавливать не менее 6-ти месяцев.

План реабилитации ребенка и семьи, индивидуальная программа социальной реабилитации и др.

в соответствии с ведомственными документами.1

  • Меры, осуществляемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по контролю над реализацией Программы

4.1. После предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав специалистами по опеке и попечительству, образовательными учреждениями, подразделениями по делам несовершеннолетних и защите их прав отчета о реализации мероприятий Программы, комиссия вправе провести проверку представленной информации в целях установления истинного положения дел. На заседании комиссии заслушивается отчет ответственного исполнителя (можно совместно с соисполнителями) о проделанной работе и наметившейся динамике в поведении несовершеннолетнего.

После чего комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает следующие решения (Приложение №4):

  1. о продлении сроков проведения мероприятий, предусмотренных программой индивидуальной профилактической работы;
  2. о направлении представлений в органы и учреждения системы профилактики по фактам бездействия или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами в отношении несовершеннолетнего;
  3. о прекращении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и снятии его с учета в связи с успешной ресоциализацией.

Предварительный просмотр:

В мире прав и обязанностейЦель: Формирование правовой грамотности обучающихся.Задачи:1. Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних посредством игры;2.

Воспитание толерантного отношения к окружающим;3.

Умение применять знание прав и обязанностей на практике.Возраст: 14-15 летОборудование: интерактивная доска; проектор; колонки;ноутбук.Необходимые материалы для команд: ручки, листы с заданиями;буклеты с правами и обязанностями.Ход мероприятияДобрый день, участники и гости нашей игры!

Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, — это господство законов.

Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, “законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели”.Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка (Ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет).Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»(слайд 2)Посмотрите внимательно на перечисленные права.

Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка.1. Право на выражение своего мнения (ст.

13)2. Право на образование (ст. 28)3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст.

55)4. Право на имя (ст. 3)5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст.

54)8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст.

41)(Правильные ответы подчеркнуты))Конкурс 2 «Нарушенные права»(слайд 3)Государства-участники, которые приняли в Конвенцию следят за тем, чтобы ни одно из прав ребенка, прописанных в Конвенции не было нарушено.Посмотрите на картинку (фрагмент «Сказки о царе Салтане…»), а затем выберите и подчеркните правильный ответ на следующие вопросы:Был ли приказ царя Дадона поместить Гвидона и царевну в Бочку и бросить их в море справедливым наказанием? (Нет)Какие права Гвидона и царевны нарушил царь? на бракна жизнь и свободу На получение образования На справедливое рассмотрение обвинения(Правильные ответы подчеркнуты)Конкурс 3 «Права или обязанности»(Слайд 4)Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше.

Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы.

Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.1. Получение бесплатного общего образования (Право)2.

Получение дополнительных образовательных услуг (Право)3. Соблюдение устава (Обязанность)4.

Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)5. Уважение человеческого достоинства (Право)6.

Добросовестно учиться (Обязанность)7.

Выполнение требований работников школы (Обязанность)8.

Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)9. Выбор формы образования (Право)10.

Носить школьную форму (Обязанность)11.

Посещать мероприятия в школе (Право)Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.(ответы написаны с скобках)Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?»(слайд 5)Существует 4 вида ответственности. Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)Избиение одноклассника (Уголовная)Кража мобильного телефона (Уголовная)Прогул в школе (Дисциплинарная)Переход дороги в неположенном месте (Административная)Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)Нецензурная брань в общественном месте (Административная)(ответы написаны с скобках)Конкурс 5 «Что лишнее»(слайд 6)Ответственность за различные правонарушения прописаны в Кодексах, законах и других документах.

Вам необходимо из следующих нормативных документов выбрать один лишний и объяснить, почему он не подходит.Конвенция о правах ребенкаКонституция РФСемейный кодекс

  1. Гражданский кодекс
  2. Жилищный кодекс
  3. Уголовный кодекс
  4. Конкурс 6 «Ответственность несовершеннолетних»

(слайд 7)Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет?1.

Побои2. Убийство3. Кража4. Грабеж5. Клевета6. Мошенничество7. Терроризм8. Неправомерное завладение а/м9.

Умышленное причинение вреда здоровью10.

Контрабанда(Правильные ответы подчеркнуты)Конкурс 7 «Что нарушено»(слайд 8)В предыдущем конкурсе вы видели несколько статей Уголовного кодекса РФ. Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент фильма Первого канала «Дедовщина в школе». Ваша задача определить, какие преступления были совершены старшеклассниками.Ответ:вымогательствограбежумышленное причинение вреда здоровью.Конкурс 8 «Всегда ли правы старшие»(Слайд 9)Прочитайте ситуацию, а затем, используя статьи Конвенции о правах ребенка ответьте на вопросы.СитуацияУченик.

Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду.

Зачем мне она, если я шофёром буду?

Да придераетесь вы к нам, двойки ни за что ставите.

Пусть нам другого учителя найдут, посправедливее.Учитель. Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать? Ученик. Смею, Марья Ивановна!

У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить.Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.Вопросы:1.

Кто прав, кто виноват в этой ситуации?2. Какая Статья Конвенции подходит для разрешения конфликта?3.

Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным.Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах.

Ответ: (Здесь закон на стороне Марьи Ивановны. Так как пострадала репутация других людей.

Статья 13)Конкурс 9 «Виды наказаний»(слайд 10)За совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания.

Отметьте, какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ.Лишение свободыКаторга Исправительные работыСсылкаИзбиение плетьмиСмертная казньВысылка Штраф Арест(Правильные ответы подчеркнуты)Конкурс 10 «Что я знаю»(слайд 11, 12)Это заключительный конкурс. Ваша задача – разгадать кроссворд из те слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.По горизонтали:3.По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.4. То, но что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 11 лет5.

Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.По вертикали: 1. Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.2.

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.Ответы:По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6.

ОбязанностьПо вертикали: 1. Уголовный, 2.

Четырнадцать.Подведение итогов. Сенквейн(слайд 13)Заключительное слово(слайд 14)Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.

Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключении нашей игры хочется сказать

«Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»

)(Подведение итогов, слово жюри.

Награждение команд)(слайд 15)Список литературы1.

Антонов В.В. Изучаем права человека. – М., 1996.2. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. – Ростов н/Д, 2006.3. Еременко Н.И.

Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. – Волгоград, 20054. Летнева О.В.

Правовое воспитание школьников. – Волгоград., 2005.5. Макартычева Г.И.

Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. – СПб., 2006.6. Мушинский В.О.

Основы правоведения. – М., 1996.7. Никитин А.Ф. Политика и право: Учеб. Пособие для 9 кл. общеобразоват.

учреждений. – М., 1995.8. Правовое воспитание в школе.

9-11 классы: разработки организационно- деятельностных игр / авт.-сост. В.В. Гордеева. – Волгоград, 2007.9. Программа информационной поддержки Российской науки и образования «КонсультантПлюс: Высшая школа».10.

Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост.

Е.Ю. Ляпина. – Волгоград, 2007.11. www.docvideos.ru12. www.unlim-video.ru

16.Индивидуальная профилактика (предупреждение) преступлений, ее понятие, методы.

элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время. Цельюиндивидуального предупреждения является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному Методы индивидуального предупредительного воздействия на человека: убеждение, оказание по­ мощи, принуждение .

Метод убеждения— это комплекс воспитательных, разъясни­ тельных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности личности и закрепления ее положительной социальной ориентации. Убеждение применяется для преодоления или нейтрализации основных антиобщественных ориентации, которые могут привести к совершению преступлений.

Основными формами реализации метода убеждения являются: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного шефства, стимулирование участия в общественно полезной деятельности Ознакомительная беседа — ответственное мероприятие, от со­ держания и результатов которого во многом зависит ход дальней­ шей воспитательной работы.

Предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, взятого на профилактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, в порядке повседневной работы. Воспитательная беседа по цели, основному содержанию, способам воздействия близка предупредительной беседе.

Пути воз­ действия на сознание, чувства и волю, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бесед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы проводятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще — представителями общественности по месту жительства, учебы или работы лица, в отношении которого реализуется данная мера Метод оказания помощиявляется, как правило, одним из самых эффективных в деятельности по предупреждению преступлений.

Он касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, направления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей Метод принужденияявляется одним из основных в деятельности правоохранительных органов, и прежде всего полиции. Основанный исключительно на законе, этот метод дает возможность не допустить противоправную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посягательств. Метод принуждения реализуется путем применения различных по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия.

К основным мерам, имеющим предупредительное значение и наиболее часто применяемым правоохранительными органами, относятся следующие: административный арест и административное задержание для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посягательств; штраф, реализующий материальную ответственность лица за его антиобщественные проступки и призванный предупредить более серьезные правонарушения; принудительное лечение пьяниц и наркоманов, наряду с медицинскими целями преследующее цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий; контроль за исполнением ограничений, определенных судом в отношении лиц соответствующих категорий.