Переход на мса

Переход на мса

Оглавление:

Причины перехода на регулирование аудита в РФ международными стандартами аудита


 В связи с усилением роли аудита как одной из форм экономического контроля в российской и зарубежной практике актуальным вопросом является применение единых стандартов аудита. На сегодняшний день таковыми являются международные стандарты аудита (МСА).

В статье рассмотрены причины перехода РФ на международные стандарты аудита. Ключевые слова: международные стандарты аудита, бухгалтерская отчетность, российские стандарты, аудиторская деятельность, аудит В настоящее время актуальной проблемой современного аудита в России, в связи с законодательным новшеством, является применение международных стандартов аудита.

29 ноября 2016 года вступил в силу Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н

«О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ»

. Данным документом на территории РФ введены в обращение 30 международных стандартов аудита (МСА), которые применяются в обязательном порядке уже с 1 января 2017 года. [1] Использование международных аудиторской деятельности, и применяются во странах.

Для использование МСА важным и необходимым условием. Это с тем, что и процессы развития российской и ее требуют от аудиторских служб и от аудиторов понимания принципов аудита, а также прав и аудитора. [5] Все процедуры и для всех аудиторов содержаться в стандартах аудита.

Международные стандарты имеют ряд особенностей. Во-первых, МСА — это методика процессного контроля.

требование к — обеспечение надлежащего исполнения в формирования безошибочного о финансовой отчетности. работы аудитора обеспечивается всех процессов, должны быть описаны с тем, не какой-либо операции.

Это означает, что весь процесс должен быть подробно регламентирован во неоднозначного того, следует предпринимать и в случаях [2]. Поскольку речь идет о контроля за отчетностью, стандарты представляют собой регламенты контроля. В с тем, что аудитором поставлена очень социально задача, носят предельно конкретный характер.

Во-вторых, вхождение нашего государства в экономическое пространство, где в последнее время возобладали над законами, на Россию определенные обязательства, возможности для самостоятельных действий в формирования отчетности и ее аудита.

Указанные особенности целесообразность МСА в российской аудиторской практике. В переход к применению МСА целым причин. Ключевой проблемой внедрения международных стандартов в практику потребность в качественном и переводе МСА на язык.

МСА много раз, но не имел признания. МСА на язык Российской аудиторов и нормативно-законодательными актами. Еще одна проблема в том, что с международных аудита в практику, российские плохо себе, что под международными стандартами аудита, так как не все аудиторы были даже с правилами (стандартами).

Не важной проведения в аудита, согласно МСА, в создания механизма, который обеспечил бы стандартов аудиторскими организациями, которые экономическим аудиторское по результатам обязательного аудита.

[6] Наряду с причинами, аудиторы и организации столкнулись ещё с трудностями, как: – содержания и их структура; – частота, объём и изменений, в стандарты; – нехватка у российских специалистов.

[3] Несмотря на перехода, на МСА необходим, поскольку в сфере, как отчетность, единые стандарты. Для того применение МСА в было успешным, слаженная многих органов, таких как финансов РФ, объединений и непосредственно рынка. Министерство РФ и саморегулируемые аудиторов обеспечить, следующих ключевых задач: 1) унификацию терминологии, т.
Министерство РФ и саморегулируемые аудиторов обеспечить, следующих ключевых задач: 1) унификацию терминологии, т.

е. точный и перевод МСА, подготовить глоссарий терминов; 2) МСА, проведение мониторинга изменения МСА и соответствующих корректировок; 3) и консалтинг, т. е. контролировать МСА, разъяснения по вопросам.

[4] Слаженная всех по данных задач приведет к тому, что МСА плавным, без каких-либо потрясений для и их клиентов.

Таким образом, принятие МСА в масштабе ключевым создания фундамента для мировой экономики. В статье причины и возможные трудности России на стандарты деятельности (МСА).

Выявленные обусловливают целесообразность прямого МСА в аудиторской практике.

Литература:

  • Гедгафова И. Ю. перехода в на стандарты аудита // исследования. 2015. № 6–1. URL: http://cyberleninka.ru/
  • Федеральный от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности».
  • Дмитриева И. М. учет и аудит. Учебнoе пoсoбие/И.М. [Текст]: — М.: Юрайт, 2014. — 306 с.
  • Емелин В. Н., М. Н. внедрения международных стандартов и качества специалистов в // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 334–336
  • Приказ Минфина oт 09.11.2016 № 207н «O в междунарoдных стандартoв на Российской Федерации.
  • Герасимoва Л. Н. Прoф и бухгалтерoв и аудитoрoв. Учебник/Л. Н. Герасимoва [Текст]: — М.: Юрайт, 2014. — 318 с.

Актуальные вопросы перехода аудиторской деятельности в РФ на международные стандарты аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

бухгалтерский учет, анализ и аудит УДК 657.6 ББК 65 Юнусова Д.

А. — к.э.н., доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства Yunusova D. A. — Pd.D., associate professor of the Department «Analysis of economic activity and audit» Dagestan state University of national economy АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА ACTUAL ISSUES OF TRANSITION OF AUDITING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR INTERNATIONAL AUDIT STANDARDS В данной статье рассмотрены особенности введения в действие в РФ международных стандартов аудита. Проанализированы основные проблемы, которые могут возникнуть как у аудиторов, так и аудируемых лиц в связи с введением в действие международных стандартов аудита.

Ключевые слова: аудит, международные стандарты аудита, аудиторская деятельность, аудиторское заключение. In this article the peculiarities of the introduction of the international standards of audit in the Russian Federation are considered. The main problems that can arise both for auditors and audited persons in connection with the introduction of international audit standards are analyzed.

Keywords: audit, international audit standards, audit activity, audit repor. Аудит в настоящее время является одним из широко применяемых инструментов независимого финансового контроля за деятельностью организации.

Современный этап развития российской экономики и ее глобализация требуют от пользователей аудиторских служб и, в частности, от самих аудиторов единого понимания основных принципов аудита, формирования аудиторского мнения, а также прав и обязанностей аудитора [4].

Единые обязательные процедуры и требования для всех аудиторов содержатся в международных стандартах аудита. В соответствии со ст. 7 Федерального Закона №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» такая деятельность «.осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» такая деятельность «.осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [1].

Применение Международных стандартов аудита (МСА) в России — один из наиболее актуальных вопросов для аудиторского сообщества в настоящее время. Применение МСА вызывает значительные изменения на различных уровнях: на уровне законодательства, деятельности СРО, аудиторских организаций, аудиторов. Преимущества от применения МСА в практике отечественного аудита зависят непосредственно от правильного подхода к их применению, поскольку существует ряд объективных факторов, которые возникают при переходе на МСА.

Применение международных стандартов аудита (МСА) стало неизбежной реальностью в России с учетом процесса интеграции в мировое экономическое пространство [4].

Минфином России завершено признание действующих в настоящее время МСА. Приказами Минфина России от 24 октября 2016 г.

№192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. №220н) и от 9 ноября 2016 г. №207н эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации. Международные стандарты аудита (от англ.

International Standards on Auditing (ISA)) — это единые международные базовые принципы и стандарты, которым обязаны следовать все аудиторы в процессе своей аудиторской деятельности.

Они разрабатываются и издаются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) -профессиональной бухгалтерско-аудиторской организацией, которая объединяет членов более 170 бухгалтерско-аудиторских национальных организаций и объединений из 125 стран.

С 1 января 2017 года на территории России введены в действие 48 стандартов. Они объединены в следующие группы: 1. Международные стандарты контроля качества.

2. Международные стандарты аудита. 3. Международные отчеты о практике аудита. 4. Международные стандарты обзорных проверок. 5. Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. 6. Международные стандарты сопутствующих услуг. При осуществлении аудиторской деятельности помимо самих МСА необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся.
При осуществлении аудиторской деятельности помимо самих МСА необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся.

К таким документам относятся: 1. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.

2. Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.

3. Словарь терминов. 4. Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность. 5. Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг. Каковы же будут последствия такого нововведения?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Очевидно, что новые требования отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях.

В частности, значительно увеличится объем данных, необходимых для анализа деятельности проверяемых организаций.

Специалисты — аудиторы высказывают мнение, что переход на применение МСА ощутимо (приблизительно на 30-40%) увеличит трудоемкость проведения аудита. Возрастет степень публичности и информативности результатов аудита.

Поскольку существовавшая до настоящего времени форма аудиторского заключения, содержащая в себе стандартные формулировки и фразы, будет заменена иной, включающей не только оценку финансовой отчетности компании, но и отражающей наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица.

Например, в аудиторском заключении будут указываться факты и обстоятельства, которые привлекли наибольшее внимание аудитора, а также наиболее существенные риски для бизнеса и т.

п. Безусловно, усложнение процесса проверок и подготовки итоговых документов аудита потребует наличия соответствующей компетенции аудиторов.

В связи с этим, планируется увеличение их ответственности. Таким образом, переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку.

Кроме того, знание и умелое использование международных стандартов аудита будет способствовать повышению уровня профессионализма аудиторов и аудиторских организаций.

Список литературы: 1. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред.

от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015).

2. Приказ Минфина России от 24 октября 2016 г. №192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. №220н). 3. Приказ Минфина России от 9 ноября 2016 г. №207 «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».

№207

«О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»

. 4. Смагина А.Ю. Проблемы правового регулирования аудиторской деятельности в РФ в связи с применением международных стандартов аудита / А.Ю. Смагина // Таврический научный обозреватель.

— 2016. -№10-1 (15). — С. 56-60. 5. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н.

Контроллинг качества аудита в современных условиях //Научное обозрение.

Серия 1: Экономика и право. 2015. № 3. С. 207-210. 6. Толчинская М.Н. Риск-ориентированный подход в организации службы внутреннего аудита //Фундаментальные исследования.

2015. № 10-3. С. 640-644. 7. Широков С.И. Внутрифирменный стандарт — методика аудиторской деятельности

«Особенности аудита собственного капитала коммерческих организаций»

// Аудит и финансовый анализ. 2008. №5. С. 40-42. 8. Юнусова Д.А.

Трансформация международных стандартов аудита в РФ: проблемы и необходимость // Финансовая экономика.

2014. № 5. С. 23-25

На территории РФ вводятся в действие 30 документов, содержащих международные стандарты аудита (МСА)

Со дня официального опубликования вводятся в действие: Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»; Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»; Международный стандарт аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности»; Международный стандарт аудита 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»; Международный стандарт аудита 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»; Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»; Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»; Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»; Международный стандарт аудита 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»; Международный стандарт аудита 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»; Международный стандарт аудита 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»; Международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства»; Международный стандарт аудита 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»; Международный стандарт аудита 505 «Внешние подтверждения»; Международный стандарт аудита 520 «Аналитические процедуры»; Международный стандарт аудита 530 «Аудиторская выборка»; Международный стандарт аудита 550 «Связанные стороны»; Международный стандарт аудита 560 «События после отчетной даты»; Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»; Международный стандарт аудита 620 «Использование работы эксперта аудитора»; Международный отчет о практике аудита 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»; Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»; Международный стандарт обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»; Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»; Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»; Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»; Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»; Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»; Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»; Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции». Дата публикации на сайте: 14.11.2016

Введен в действие Международный стандарт аудита (МСА) 265, обязывающий аудитора надлежащим образом информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководство о выявленных недостатках в системе внутреннего контроля

Настоящий стандарт не накладывает дополнительных обязанностей на аудитора в отношении обеспечения понимания системы внутреннего контроля и разработки и проведения тестов средств контроля сверх того, что уже входит в требования стандартов МСА 315 (пересмотренного) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» и МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски». МСА 260 (пересмотренный)

«Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»

устанавливает дополнительные требования и содержит рекомендации в отношении обязанностей аудитора по информированию лиц, отвечающих за корпоративное управление, в отношении проводимого аудита.

При выявлении и оценке рисков существенного искажения от аудитора требуется получение понимания системы внутреннего контроля в части, касающейся проводимого аудита. При выполнении оценки рисков аудитор анализирует средства внутреннего контроля с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих сложившимся обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.
При выполнении оценки рисков аудитор анализирует средства внутреннего контроля с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих сложившимся обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля. Аудитор может выявить недостатки в системе внутреннего контроля не только в ходе выполнения процедуры оценки риска, но также на любом другом этапе аудита.

Настоящий стандарт определяет, о каких именно из выявленных недостатков аудитор должен сообщать лицам, отвечающим за корпоративное управление, и руководству.

Международный стандарт аудита (МСА) 265

«Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»

следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита». Дата публикации на сайте: 05.02.2019

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА В РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

Гедгафова И.Ю.

1 Блиева Л.В. 2 Борукаев А.З. 1 Эфендиева Г.А. 1 1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»2 Нальчикский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права Настоящая статья посвящена проблемам перехода в России на международные стандарты аудиторской деятельности (МСА).

В соответствии с новой редакцией Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность в России будет осуществляться в соответствии с МСА. Очевидно, что грядущее упразднение федеральных стандартов аудиторской деятельности и применение международных стандартов аудита не может не сказаться на работе каждого аудитора.

Для того чтобы объективно оценить масштаб и сложность предстоящих перемен, необходимо понять суть МСА, а также сопоставить российские и международные стандарты. Кроме того, в ближайшей перспективе возникнет вопрос о необходимости оценки эффективности применения МСА в России.

293 KB аудитрегулирование аудитафедеральные стандарты аудиторской деятельностимеждународные стандарты аудиторской деятельностисаморегулируемые организации аудиторов Об аудиторской деятельности. Федеральный Закон от 30.12.2008 г.

№ 307-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2015).

Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (ред. от 25.10.2010). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.

Дата обращения: 23.01.2015 Колодина И. Проверка с акцентом [Электронный ресурс].

– Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/01/14/audit.html (дата обращения: 09.04.2015).

Учет основных средств: [Электронный ресурс].

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности (ПБУ 6/01): Утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. с изм. и доп. № 26-н. Нормативный метод учета себестоимости (стандарт-кост) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rbsys.ru/print.php?option=public&page=77.

(Дата обращения: 25.08.2014). Общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности в области аудита в мировой практике являются стандарты аудиторской деятельности.

Посредством стандартов осуществляются два основных вида регулирования: 1) государственное, так как стандарты включают в себя все законодательные требования государства к аудиту; 2) негосударственное – со стороны общественных аудиторских объединений. В настоящее время система аудиторских стандартов включает международные и национальные стандарты. В России национальные стандарты, в свою очередь, делятся на три группы: 1) федеральные стандарты аудиторской деятельности; 2) стандарты саморегулируемых организаций аудиторов (СОА); 3) внутрифирменные стандарты.

По состоянию на текущую дату в РФ действуют 38 федеральных стандартов аудита, в том числе 29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) и 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД).

Проведение аудита в соответствии с требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности регламентировалось ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

Между тем 2 декабря 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

, которым в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ внесены изменения, в том числе касающиеся перехода на международные стандарты аудита [1]. Ключевое изменение Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заключается в том, что теперь в качестве стандартов в России будут применяться не федеральные стандарты аудиторской деятельности, (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации или приказом Минфина России), а международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

Законом также установлены сроки признания и применения международных стандартов аудита (МСА). Профессиональное аудиторское сообщество поддержало законодателей. По мнению руководителя департамента аудита организаций «Интерком-Аудит» Елены Коротких, «Международные стандарты аудита давно требуют легализации в Российской Федерации.

Фактически только международный аудит вызывает доверие у пользователей международной финансовой отчетности. МСА являются обобщением лучшей мировой практики, возведенной в свод норм и правил» [2]. С ней согласны и другие эксперты.

Как утверждает глава департамента аудиторских услуг «МЭФ-Аудит» Виктория Смирнова: «По уровню российские национальные стандарты находятся далеко позади мировых, тогда как МСА являются признанным в мире нормативным документом и представляют собой строго выверенную систему правил, чётко регламентирующих все стороны профессиональной деятельности аудиторов, включая этические.

Очевидно, что придание легитимности МСА будет способствовать соблюдению общественных интересов и повышению доверия к аудиту» [3]. Очевидно, что грядущее упразднение федеральных стандартов аудиторской деятельности и применение международных стандартов аудита не может не сказаться на работе каждого аудитора.

Для того чтобы объективно оценить масштаб и сложность предстоящих перемен, необходимо понять суть МСА, а также сопоставить российские и международные стандарты. Разработкой и внедрением международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ), которая является международной некоммерческой организацией, созданной 7 октября 1977 г.

с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита.

В настоящее время Международная федерация бухгалтеров объединяет 159 членов из 118 стран, в том числе и Россию, представленную Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Российской Коллегией Аудиторов. В рамках МФБ аудиторскими стандартами занимается Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

Применение международных стандартов аудита обеспечивает интеграцию национальной аудиторской практики с общепризнанной в мире практикой, большее доверие к работе аудитора, международное признание аудиторского заключения. В настоящее время Международные стандарты аудита состоят из 43 стандартов, включая: 36 МСА по аудиту; 1 МСА по контролю качества; 2 МСА по обзорным проверкам (ISRE-IS on Review Engagements); 2 МСА по прочим аудиторским заданиям (ISAE-IS on Assuarance Engagements); 2 МСА по сопутствующим аудиту услугам (ISRS-IS on Related Services). Помимо МСА в систему международных документов, регламентирующих аудит, входят также 8 Положений по международной аудиторской практике, которые посвящены более частным вопросам и конкретизируют применение МСА в конкретных обстоятельствах [4].

Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения – от 1000 до 1100. Применять международные стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров. Международные стандарты аудита выпускаются на английском языке.

Международная федерация бухгалтеров обеспечивает официальный перевод международных стандартов аудита на другие языки самостоятельно или через иные организации. Международные стандарты аудита и их переводы на другие языки, включая русский язык, являются интеллектуальной собственностью Международной федерации бухгалтеров. В связи с этим для использования международных стандартов аудита на русском языке на территории Российской Федерации необходимо решение вопроса о предоставлении Международной федерацией бухгалтеров прав на соответствующие тексты.

Практика Международной федерации бухгалтеров в данном вопросе состоит в том, что эта организация заключает с органами регулирования аудиторской деятельности государств соглашение об отказе в пределах ограниченной территории от авторских прав на международные стандарты аудита на национальном языке.

Такое соглашение должно быть заключено между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством финансов РФ) и Международной федерацией бухгалтеров. За отказ от авторских прав соглашение будет предусматривать ежегодную оплату Международной федерации бухгалтеров, размер которой будет определен в нем. По имеющимся данным эта сумма, как правило, не превышает 10 тыс.

долларов США в год [5]. Указанный платеж будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на международное сотрудничество.

Что касается перевода МСА на русский язык, то эта работа начиналась много раз.

Но более ранние переводы не имели официального признания.

Это были коммерческие проекты, инициированные конкретными фирмами.

Так, в октябре 2000 года вышел в свет первый официальный перевод Международных стандартов аудита на русский язык. Однако использовать его в качестве российских регламентирующих документов не имело смысла, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. В 2001 году было выпущено второе издание перевода международных стандартов аудита, на основе которого происходит постепенная замена первоначальных вариантов отечественных стандартов новыми.

В 2012 году Российской Коллегией аудиторов был осуществлен перевод МСА и КК, опубликованных в 2010 году на английском языке. Текст МСА как на русском, так и на английском языке принадлежит МФБ.

Право на издание МСА на русском языке принадлежит РКА. Сегодня речь идет о том, чтобы текст МСА стал официальным на территории России. Этот перевод должен стать нормативным документом, прошедшим экспертизу Минюста и введенным в действие Минфином.

В связи с этим 11 декабря 2013 г.

Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) и Международная федерация бухгалтеров подписали соглашение об официальном переводе на русский язык международных стандартов аудита.

По словам директора фонда НСФО Ирины Красильниковой, всего стандарты занимают около 2 тысяч страниц:

«Перевод будет делаться с нуля, и согласно договору эта работа займет 15 месяцев, то есть работа завершится в 2015 году»

[2].

Логичен вопрос:

«Насколько сильно российские стандарты аудита отличаются от международных?»

. На самом деле принципиальных отличий не так много.

Национальные стандарты разрабатывались на основе международных и близки к ним, но, как считают многие аудиторы, разница в том, что в нынешнем процессе национальные стандарты все равно всегда выступают в роли догоняющих. Это стандарты, которые следуют за развитием международных стандартов аудита. По мнению Татьяны Николаевны Михайлович, Генерального директора ООО «Аудит-Бизнес-Платформа», члена Экспертно-Консультативного Совета НП ААС, «Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр.

В этом смысле российские стандарты по форме достаточно сильно отличаются от МСА.

Тем не менее они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой российской правовой практики» [2].

Так, анализ ФСАД показал, что в целом их можно подразделить на четыре группы: 1 группа – российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита (таблица).

2 группа – российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита. 3 группа – российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита, в частности это ФПСАД № 24

«Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»

, ФСАД № 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля». 4 группа – международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

На сегодняшний день, семь документов из числа международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов, в том числе: ISA 265

«Сообщение о недостатках в системе внутреннего контроля»

; ISA 330 «Аудиторские процедуры по оцененным рискам»; ISA 450 «Оценка искажений, выявленных в процессе аудита»; ISA 810 «Задания к заключению по краткому финансовому отчету»; ISRE 2410 «Обзорная проверка промежуточной отчетности независимым аудитором»; ISAE 3000 «Проверки, обеспечивающие уверенность, за исключением аудита и обзорной проверки»; ISAE 3402 «Отчет по результатам проверки систем внутреннего контроля сервисных организаций». Российские правила (стандарты), являющиеся идентичными международным стандартам аудита Международный стандарт Российский стандарт ISA 402

«Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

ФПСАД № 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация» ISA 500 «Аудиторские доказательства» ФСАД № 7/2011 «Аудиторские доказательства» ISA 505 «Внешние подтверждения» ФПСАД № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников» ISA 510 «Первичные соглашения по аудиту – начальное сальдо» ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица» ISA 520 «Аналитические процедуры» ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» ISA 530 «Аудиторская выборка» ФПСАД № 16 «Аудиторская выборка» ISA 540 «Аудит расчетных оценок» ФПСАД № 21 «Особенности аудита оценочных значений» ISA 610 «Использование работы службы внутреннего аудита» ФПСАД № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» ISA 620 «Использование работы эксперта» ФПСАД № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта» ISA 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности» ФСАД № 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» ISA 705 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора» ФСАД № 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» ISA 706 «Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете аудитора» № 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» ISA 710 «Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность» ФПСАД № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности» ISA 720 «Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную отчетность» ФПСАД № 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность» ISA 800 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения» ФСАД № 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам» Встает вопрос: «Как эффективно применять МСА в России?» Конечно же, для того, чтобы введение МСА в России оказалось успешным, требуется работа Министерства финансов РФ, профессиональных объединений аудиторов и непосредственных участников рынка.

Рекомендуем прочесть:  Районы москвы хорошие

Поэтому Министерство финансов РФ и саморегулируемые организации аудиторов должны будут обеспечить, с нашей точки зрения, решение следующих ключевых задач: 1) унификацию терминологии, т.е. обеспечить точный и корректный перевод МСА, подготовить глоссарий ключевых терминов; 2) актуализацию МСА, предполагающую проведение мониторинга изменения оригинальных МСА и внесение соответствующих корректировок; 3) контроль и консалтинг, т.е.

необходимо контролировать применение МСА, предоставлять разъяснения по спорным вопросам. Слаженная работа всех звеньев по реализации данных задач приведет к тому, что переход на МСА пройдет плавно, без каких-либо потрясений для аудиторов и их клиентов. Рецензенты: Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита института права, экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им.

Х.М. Бербекова», г. Нальчик; Каранашев А.Х., д.э.н., профессор, директор института делового администрирования, маркетинга и туризма, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.

С 1 января 2017 года российский аудит переходит на международные стандарты аудита (МСА)

Новые требования отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях.

Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности проверяемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита. Мы подготовили подробную . 22 ноября 2016 года вступает в силу Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н

«О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ»

.

Данным документом на территории РФ введены в обращение 30 международных стандартов аудита (МСА), которые начнут применяться в обязательном порядке уже с 1 января 2017 года.

С приходом международных стандартов аудита в Россию изменится и форма аудиторского заключения: там будут указываться даже несущественные замечания аудиторов.

Помимо этого увеличится трудоемкость аудита при проверках в связи с возрастающим по МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и т.п.

Среди вновь утвержденных МСА:

  1. информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля;
  2. обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности;
  3. основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА;
  4. контроль качества в аудиторских организациях;
  5. и т.д.
  6. аудиторские доказательства;

Другим Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года будут введены в обращение еще 18 стандартов аудита, среди которых:

  1. согласование условий аудиторских заданий;
  2. контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
  3. формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
  4. аудиторская документация;
  5. информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
  6. модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Важно! Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности по старым правилам, действовавшим до вступления в силу МСА.

По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые стандарты МСА применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

Таким образом, если ваша организация еще не успела заключить договор на аудит, то стоит поторопиться и сделать это до конца 2016 года, чтобы пройти аудит по старым правилам. Компания «Правовест Аудит»звоните: 8 (495) 231-23-21 (многоканальный)пишите:

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Совершенствование системы стандартов аудиторской деятельности и введение международных стандартов в РФ

Национальные и международные процессы развития экономики, ее глобализация требуют от аудиторов и пользователей аудиторских услуг единого понимания основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, формирования аудиторского мнения.

Единые для всех аудиторов требования и обязательные процедуры содержатся в Международных стандартах аудита. Радикальный путь перехода на МСА с отменой российских стандартов произошел в соответствии с изменениями в ст.7 п.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г.

в редакции от 01.12.2014г. [1]. Указывается, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, саморегулируемых организаций, аудиторов и их работников. Планируется перевести МСА на русский язык, а затем признать переведенные стандарты в порядке, установленном Правительством РФ.

Переход непосредственно на МСА может упростить ситуацию, т. к. сближает сроки выхода новых (более совершенных) МСА и сроки подготовки официального перевода МСА на русский язык, на основе которого и будут работать российские аудиторы.

Следует отметить, что национальные стандарты аудита в РФ разрабатывались с учетом МСА. Реализовать требования МСА можно было двумя способами: либо принять их в качестве обязательных для выполнения (как поступили многие страны), либо разработать оригинальные российские документы, в которых учитывались требования МСА. Россия пошла по второму пути, суть которого заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации аудита и система стандартов, ее регулирующих.

Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным международным стандартам, т. е. находились в относительной гармонии друг с другом.

В 1993 г. появились Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Временными правилами не предусматривались такие документы, как стандарты. В этот момент можно было дословно перевести МСА и принять их в качестве национальных.

И тогда ни у кого не вызывало сомнений их соответствие международным (вероятно не было той путаницы, связанное с перечнем сопутствующих и прочих услуг, которое было ликвидировано с принятием Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г.).

Но основной недостаток этого способа в том, что невозможна ситуация, когда создает и редактирует текст документа иностранная организация (Международная федерация бухгалтеров), а представительный или исполнительный орган либо профессиональная общественная организация принимает его, не имея возможности вносить в проект документа изменения. В 1997 году Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ выпустила 11 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы начали применять данные стандарты и итоги их работы по этим стандартам стали признавать за рубежом.

Но вследствие отсутствия законодательного или нормативного акта, в котором рассматривался бы порядок подготовки и утверждения стандартов аудита, можно было считать, что данные стандарты не обязательны к применению.

В 2001 году был принят федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, бесспорным достоинством которого является то, что в нем впервые в отечественной практике появилось понятие федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Таким образом, аудиторы должны были работать по стандартам, предусмотренные законодательством, согласованные с Советом по аудиторской деятельности Российской Федерации, утвержденные в установленном порядке Правительством РФ. Кроме того, должна существовать система контроля за их выполнением.

За непродолжительную историю аудита в России подготовлено достаточное количество федеральных стандартов, которые представляли собой самостоятельную разработку очень приближенную к МСА, либо по сути и по форме настолько приближенны, как это возможно при российском законодательстве. Например, ПСАД 1

«Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»

не сильно отличается от МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности». То же самое можно сказать и о других ПСАД.

Но, например, такие правила (стандарты), как ПСАД 5 «Аудиторские доказательства» и ПСАД 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» имело очень мало общего с МСА, что связано с необходимостью «привязать» данные стандарты к российскому законодательству.

В 2010 году, когда ввели стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2010 г.

№ 46н, которые позволили еще в большей степени устранить различия между национальными и международными стандартами по определенным направлениям, в том числе по вышеназванным. Так, например, по аналогии с международными стандартами приняты ФСАД № 1/2010, ФСАД № 2/2010, ФСАД № 3/2010, которые утверждены приказом Минфина России от 20.05.2010 г.

№ 46н [3]. Именно они в настоящее время регулируют вопросы, связанные с аудиторским заключением. Большая часть старых ФСАД пересмотрена с учетом изменений, внесенных в МСА в 2004–2009гг.

в рамках проекта по пересмотру МСА (проект Clarity). Таким образом, в последние годы проделана большая работа по адаптации международных стандартов аудита к российским условиям. Несмотря на то, что ФСАД разрабатываются на основе МСА, их требования могут различаться.

Кроме того, одним из основных недостатков гармонизации российских стандартов заключается в том, что МСА не являются раз и навсегда установленным сводом правил по организации аудита и сопутствующих аудиту услуг.

Изменения необходимы для того, чтобы повысить эффективность работы аудиторов и качество их работы. В последние годы в МСА пересмотру подверглись: — подходы к оценке рисков существенного искажения отчетности; — правила оценки справедливой стоимости активов и обязательств, которая находит все более широкое применение в финансовой отчетности после пересмотра МСФО; — требования к аудиторской проверке консолидированной финансовой отчетности; — правила использования работы экспертов.

Значительные изменения претерпели МСА 210,230,250,260 и целый ряд других.

В то же время создаются новые МСА (например, МСА 315 и 330) [4]. Данные изменения требуют отражения в федеральных правилах (стандартах), поскольку они создавались на основе МСА.

Переход непосредственно на МСА позволяет упростить ситуацию. Одной из причин ускоривших необходимость применения МСА в российской практике аудита обусловлена тем, что в 2010г. Еврокомиссия выпустила так называемую «зеленую бумагу» «Аудиторская политика: уроки кризиса», которая содержит помимо результатов обсуждений о роли аудитора и структуры рынка аудита, важность скорейшего всеобщего перехода на единые аудиторские стандарты, международные стандарты по аудиту, которые, кстати сказать, подверглись значительному изменению после корпоративных скандалов в начале 2000-х годов.

Требование по использованию МСА позволит повысить качество аудита и поддержит использование аудиторских услуг единого формата. МСА в России подлежат применению, начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России.

Например, если порядок признания МСА будет установлен в июле 2015 г., то МСА будут признаны не позднее июля 2017 г.

и, следовательно, начнут применяться с 1 января 2022 г. Тем не менее в переходный период (со дня вступления в силу Федерального закона до даты вступления в силу МСА) аудиторская деятельность должна осуществляться по-прежнему в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России.

Если в этот период будут приняты федеральные стандарты, то аудиторским организациям и аудиторам надлежит ими руководствоваться. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г. после внесенных в 2014 г. изменений предусматривает следующие стандарты аудиторской деятельности: международные стандарты, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, которые не могут противоречить международным стандартам аудита.

Литература: 1. от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. 01.12.2014г.). 2. аудиторской деятельности. Утверждены Правительства РФ от 23.09.02 N 696 (с изм.

и доп.). 3. Федеральные стандарты аудиторской деятельности.

Утверждены приказами Минфина России , , , .

4. И. И. Агладзе. Международные стандарты аудита //Корпоративная финансовая отчетность.