Обязательная сертификация в россии введена на основании закона

2. Правовые основы сертификации в рф


подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Закон определяет правовые основы организации системы сертификации. В нем отмечается, что “ система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации”, которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона “ О сертификации продукции и услуг”. В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируются. Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений, организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

Это положение Закона содержит некоторые юридические несоответствия. Во-первых, понятия “ некоммерческая” и “ бесприбыльная” не тождественны. Во-вторых, сертификация как вид деятельности требует вложения значительных средств, не подлежит финансированию из бюджета, основана на договорах отношениях участников, а Госстандарт предусматривает, что при формировании расценок на услуги по сертификации учитывается условие рентабельности.

Во-вторых, сертификация как вид деятельности требует вложения значительных средств, не подлежит финансированию из бюджета, основана на договорах отношениях участников, а Госстандарт предусматривает, что при формировании расценок на услуги по сертификации учитывается условие рентабельности.

Юристы склонны относить сертификацию к предпринимательской деятельности, в то время как некоммерческая организация не должна заниматься предпринимательством. Но допускается исключение, когда предпринимательская деятельность соответствует целям, ради которых создана некоммерческая организация, что и должно отражаться в их учреждительских документах.

По вопросам правомочности участия коммерческих структур в работах по сертификации развертываются на страницах различных изданий дискуссии.

Это говорит о том, что Закон, в целом отвечая настоящему периоду развития рыночной экономики в России, конечно же, будет совершенствоваться и дорабатываться.

Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации могут входить несколько систем по сертификации конкретных видов однородной продукции, причем все они должны руководствоваться едиными, правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации “ГОСТ Р”. Положения, касающиеся обязательной сертификации, содержаться в разд.

II Закона, где указано, что объекты обязательной сертификации определяется законодательными актами Российской Федерации.

Объекты обязательной сертификации, относящиеся к товарам народного потребления, а также работ, услуг, реализуемых гражданам, определяется на основе ст.7 Закона “ О защите прав потребителей”.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России, но могут быть возложены и на другие федеральные органы управления Российской Федерации.

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причем все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику. Согласно Закону осуществлять руководство и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях.
Согласно Закону осуществлять руководство и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях.

Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального закона “ О связи”, а испытания осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом России. Сертификат соответствия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ, государственная ветеринарная служба и др. Закон установил положение, касающееся рекламной деятельности: запрещается рекламирование товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия.

К сожалению, Закон четко не определяет, кто должен нести ответственность за нарушение этого запрета, но, видимо, и рекламодателям, и рекламным агентствам следует более внимательно изучать российские законы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей. Данное положение Закона “ О сертификации продукции и услуг” вполне согласуется с правилами рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, которые устанавливает Закон РФ “ О рекламе”, принятый в 1995 г. В нем определена и ответственность за нарушение этих правил.

Госстандарту России и другим государственным органам предоставлено право устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, что имеет важное значение для упорядочения импорта товаров в Россию и создания механизма для разработки порядка ввоза продукции в Россию, которые также предусмотрены Законом (ст.14). Эти положения говорят о том, что порядок ввоза является единым, а правила признания зарубежных сертификатов и знаков соответствия могут быть различными.

Устанавливая контрольные функции государственных органов, Закон “ О сертификации продукции и услуг” определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Кроме того, Закон “ О защите прав потребителей” предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и правил сертификации.

К сожалению, Закон не дает толкования различий между контролем и надзором. Что касается инспекционного контроля, то государственные органы, не имея права его осуществлять, обязаны определять его порядок для каждой системы сертификации.

Между государственным и инспекционным контролем есть принципиальные различия, прежде всего касающиеся правовой основы. Государственный контроль регламентируется законодательными актами, которые определяют полномочия соответствующих государственных органов, их права и формы контроля; санкции за нарушение обязательных государственных требований. Правовая база инспекционного контроля, который является функцией органа по сертификации конкретной системы — это соглашение между ним и юридическим (физическим) лицом — заявителем на проведение обязательной сертификации.

Обычно в таком соглашении оговаривается право органа по сертификации осуществлять инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции установленным требованиям. Такая оговорка будет иметь место в соглашении в зависимости от применяемой схемы сертификации, и если контроль предусмотрен, договаривающиеся стороны определяют способ контроля и его оплату заявителем.

Орган по сертификации не имеет права на имущественные санкции, а если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт РФ и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается об аккредитации, поэтому при выявленных на рушениях этих положений контролирующие организации имеют право лишить участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Цель его- проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом “ О защите прав потребителей”.

Закон “ О сертификации продукции и услуг” регламентирует обязанности участников сертификации: правомочия государственных органов управления, обязанности центрального органа системы сертификации, обязанности органа по сертификации и испытательной лаборатории ( центра), а также изготовителя ( продавца) товара. Установления по этим вопросам отражены в действующих правилах и порядке проведения сертификации в России. Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации.

В развитие требований Закона в 1996г. было принято Постановление Правительства РФ “ О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров”, в котором предусматривается дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции.

Постановление устанавливает следующие меры: преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции знаком соответствия; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для жизни и здоровья потребителя; доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства; введение листов-вкладышей ( этикеток) на импортируемые пищевые продукты на русском языке, где должны быть указаны сведения о составе, пищевой ценности, условиях хранения и использования; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, а также медицинской техники. В ст. 15 Закона устанавливаются положения по государственному контролю и надзору за соблюдением правил обязательной сертификации из за сертифицированной продукцией.

Каждый государственный орган управления, который занимается организацией и проведением обязательной сертификации, осуществляет государственный контроль и надзор за указанными выше объектами согласно правилам, установленным этими руководящими органами. Но Закон допускает также, что контроль и надзор имеют право проводить специально уполномоченные на то органы государственного управления, которые не создают систему сертификации. Их полномочия определяются Правительством РФ или законодательными органами.

Например, Госторгинспекция получила права по контролю и надзору согласно Постановлению Совета Министров РФ. Контроль за сертифицированной продукцией по существу есть проверка ее соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности, а это фактически совпадает с объектом государственного надзора и контроля за выполнением обязательных требований стандартов ( что установлено Законом “ О стандартизации “ ). Но к государственному контролю и надзору по отношению к обязательной сертификации добавляется еще и проверка соблюдения правил обязательной сертификации изготовителем ( продавцом), органами по сертификации и испытательными центрами.

Учитывая единство объекта контроля, Госстандарт утвердил “ Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)”. Установленный этим документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
Установленный этим документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Закон “ О сертификации продукции и услуг” четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации.

в ст.16приведенперечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

  1. разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;
  2. 27.01.20141.12 Mб
  3. 27.01.20141.33 Mб
  4. 27.01.20141.65 Mб
  5. участие в работе международных ( региональных) организаций по сертификации и сотрудничеству с национальными органами по сертификации зарубежных стран;
  6. 27.01.2014290.3 Кб
  7. научные исследования, имеющие общегосударственное значение;
  8. 27.01.2014631.3 Кб
  9. 27.01.20141.67 Mб
  10. ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
  11. 27.01.2014488.96 Кб
  12. 27.01.20141.73 Mб
  13. 27.01.2014506.88 Кб
  14. другие работы по обязательной сертификации, если это определено законами России. Все работы, связанные с обязательной сертификацией конкретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами определенных видов продукции, т.е. по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов РФ. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости работ от степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытательного оборудования, продолжительности и т.п. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм. Все рассмотренные выше законоположения связаны с обязательной сертификацией. Что касается добровольной сертификации, Закон указывает, в каких случаях возможна добровольная сертификация, принципы ее организации и права заявителя при заключении договора о добровольной сертификации. Все особенности этого вида сертификации и правила ее проведения в России рассмотрены далее. Разд. IV Закона “ О сертификации продукции и услуг” устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ “ О защите прав потребителей” для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий. В соответствии с Законом “ О защите прав потребителей” и “ О сертификации продукции и услуг” в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательно, так и добровольного характера. Для упрочения доверяя к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы. 2.3. Полномочия государственных органов управления по сертификации На основании Закона РФ “ О сертификации продукции и услуг” государственные органы управления уполномочены создать системы сертификации для проведения обязательной сертификации в области своей компетенции. Это не запрещает им заниматься и добровольной сертификацией наравне с другими организациями. Рассмотрим области деятельности государственных органов по сертификации. Госстрой России организует сертификацию в области инженерных исследований, проектных и строительных работ, а также аккредитацию соответствующих органов по сертификации строительной продукции. Госкомсвязи РФ осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится на специально для этих целей выделенных предприятиях, которые аккредитованы Госстандартом. В компетенцию Госкомсвязи входит также обеспечение сертификации следующих видов продукции: информационно-вычислительных систем, автоматизированных систем и сетей, программных средств для компьютеров, баз и банков данных. В область сертификации данного Комитета не включаются средства и системы, обеспечивающие безопасность жизни, имущества, охрану здоровья людей и защиту окружающей Среды. Министерство путей сообщения России отвечает за проведение сертификации образцов новой техники для решения вопроса о целесообразности серийного производства. Министерство транспорта РФ обеспечивает сертификацию транспортных средств, оборудования материалов для всех видов транспорта, включая электрический транспорт и дорожное хозяйство. Федеральная авиационная служба России проводит сертификацию воздушных судов и оборудования международных аэропортов, выдает сертификаты заинтересованным государствам в соответствии с их законодательством. Госкомитет РФ по физической культуре и туризму участвует в сертификации туристский услуг и товаров, используемых в этой области. Управление почтовой связи Госкомсвязи РФ организует сертификационные работы по услугам почтовой связи. Российское космическое агентство организует сертификацию космической техники. Стр 14 из 17 » Соседние файлы в папке
    • 27.01.20141.65 Mб
    • 27.01.20144.2 Mб
    • 27.01.20141.12 Mб
    • 27.01.20141.67 Mб
    • 27.01.2014875.01 Кб
    • 27.01.20141.33 Mб
    • 27.01.20141.73 Mб
    • 27.01.2014631.3 Кб
    • 27.01.2014488.96 Кб
    • 27.01.2014506.88 Кб
    • 27.01.2014290.3 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  15. работы по государственному контролю и надзору за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
  16. разработка проектов законодательных актов по сертификации;
  17. 27.01.20144.2 Mб
  18. участие в разработке международных ( региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
  19. 27.01.2014875.01 Кб

2.

правовые основы сертификации в рф

Ф, относящимися к определенным отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами правительства (около 50 актов). Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, — право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг.

Особенности процедуры

Порядок сертификации практически одинаков для всех видов товаров.

Все начинается с обращения в центр сертификации, подачи заявки и предоставления документации. Для продукции российского производства потребуются:

  1. Заявка, подписанная руководителем и заверенная печатью фирмы-заявителя;
  2. Документация на выпускаемую продукцию (ТУ или ГОСТ);
  3. Паспорт или инструкция по эксплуатации;
  4. Документы о регистрации и постановке на учет в налоговом органе фирмы-производителя;
  5. Договор аренды производственных площадей или документ, подтверждающий право собственности.
  6. Устав предприятия;

При сертификации товаров иностранного производства нужно также предоставить доверенность от лица производителя фирме-заявителю на право совершения действий по сертификации своей продукции (если заявителем является не сам изготовитель, а фирма, представляющая его интересы) и инструкция по эксплуатации (при необходимости), переведенная на русский язык. Иногда, в зависимости от вида сертифицируемого товара, может потребоваться дополнительная документация:

  1. сертификаты системы менеджмента качества;
  2. сертификат пожарной безопасности;
  3. свидетельство о госрегистрации продукции;
  4. копии выданных ранее сертификатов.

После этого эксперты центра рассматривают заявку и подбирают подходящую схему сертификации.

Выбор зависит от размера партии товара и страны производства. Существует несколько схем, и все их этапы детально прописаны в ст.

25 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» либо в соответствующем разделе профильного технического регламента.

После выбора схемы рассчитывается стоимость работ и заключается договор о проведении оценки между заявителем и центром сертификации.

Образцы продукции, предоставленные заявителем, передаются органом по сертификации в лабораторию.

Третий шаг – проведение полного комплекса оценочных работ по подтверждению соответствия продукции: от идентификации и проверки предоставленных документов до испытаний образцов в аккредитованной лаборатории и, в некоторых случаях – анализ состояния производства. По итогам этих оценочных работ принимается решение о выдаче сертификата.

По итогам этих оценочных работ принимается решение о выдаче сертификата.

Вместе с ним заказчик получает и акт выполненных работ.

Порядок проведения процедуры

И добровольная и обязательная сертификация имеют сходную процедуру проведения, состоящую из нескольких этапов:

  1. Полученные результаты анализа проверяются на соответствие нормативным требованиям;
  2. На основе проведенных исследований выдается сертификат и знак соответствия.
  3. Представленные данные рассматриваются компетентными органами, и на их основании принимается решение по заявке;
  4. Сначала заявитель подает заявку на получение сертификата и комплект документов по продукции;
  5. Если процедура предусматривает, проводится инспектирование производства;
  6. Поводится отбор образцов для проведения испытаний;

Принципы сертификации продукции

Основной российской системой сертификации принято считать систему ГОСТ Р. В рамках данной системы производится подтверждение соответствия продукции, как требованиям Технических регламентов, так и критериям безопасности и качества, установленным в российских стандартах, санитарных правилах, других нормативных и законодательных актах. Соответствие удостоверяется в письменной форме, т.е.

документом. Таким документом является сертификат соответствия (ст.6, п.1). Постановлением Госстандарта РФ от 14.07.2000 N 46 утверждено Положение о Системе добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р. (в ред. Производство и реализация такой продукции отечественного и иностранного происхождения без сертификата безопасности — незаконна.

(в ред. Производство и реализация такой продукции отечественного и иностранного происхождения без сертификата безопасности — незаконна.

Сертификация по требованиям техрегламентов

Обязательная сертификация продукции на соответствие техрегламентам производится по требованиям, содержащимся в них самих.

Глава ТР «Подтверждение соответствия» включает список требований к организации сертификационного процесса, а именно:

  1. пакету документов, дополняющему заявку на выполнение работ;
  2. схеме сертификации, избираемой по типу производства;
  3. проведению испытаний;
  4. контролю состояния производства (в ряде случаев).

Схемой может предусматриваться периодический инспекционный контроль, призванный подтверждать безопасность изделий, уже прошедших сертификационную процедуру. При условии, что изделия соответствуют требованиям ТР, они маркируются знаком обращения на рынке. Он не относится к специальным защищенным знакам, а выполняет лишь информационную функцию и наносится заявителем самостоятельно.

Если соответствие требованиям ТР не подтверждается, подобная маркировка запрещена.

Когда подтверждено соблюдение требований безопасности, содержащихся в ТР ТС, товары разрешено маркировать единым знаком обращения ЕАС (Евразийское соответствие).

Правила его нанесения, способы использования установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г.

№ 711

«О едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза»

.

Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 (ред.

от 10.01.2003) «О сертификации продукции и услуг»

2.4. Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.07.91.2.5.

Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.07.91 N 375. 2. Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» N 5151-1 от 10.06.93.3. Российской Федерации «О защите прав потребителей» N 2300-1 от 07.02.92.4.

Федеральный «О качестве и безопасности пищевых продуктов» N 29-ФЗ от 02.01.00. 1. Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.

N 5151-1.2.

» законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

от 22 июля 1993 г.

2.4. Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93.2.5. Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.07.91 N 625.

4. Работа по сертификации платная и производится заявителем в соответствии с РФ «О сертификации продукции и услуг».5. Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

16.1.5. Строительные материалы должны иметь сертификат в соответствии с РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 N 5151-1 (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966). Настоящий документ устанавливает назначение, принципы, структуру и правила Системы сертификации ГОСТ Р (далее — Система ГОСТ Р), созданной Госстандартом России в соответствии с Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст.

966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; N 31, ст.

3832) для проведения обязательной сертификации, предусмотренной Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.

N 2-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.

140; 1999, N 51, ст. 6287), Федеральным от 17 июля 1999 г.

N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) и другими законодательными актами, которыми на федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации и метрологии возложена организация обязательной сертификации продукции, работ, услуг. Настоящие Санитарные правила и нормы разработаны и утверждены на основании РСФСР

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

, Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г.

N 625, и устанавливают требования к предприятиям, производящим хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия.

В целях совершенствования работ по оценке и подтверждению соответствия услуг средств размещения, повышению качества обслуживания, помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг и на основе и Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.

N 5151-1 (в редакции Федерального закона N 154-ФЗ от 31 июля 1998 г.) Госстандарт России постановляет: <*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; N 31, ст.

3832; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст.

167.

Глава 15. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ В РФ15.1. Закон «О защите прав потребителей» и сертификация

— — Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами РФ: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», а также с законами РФ, относящимися к определенным отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; иными правовыми Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 ), указами Президента и правительства (около 50 ).

Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, — право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг. Основу законодательства о защите прав потребителей составляют нормативные гражданского законодательства, и данный закон среди них занимает центральное место. Все законодательные , действующие на территории РФ, приведены в соответствие с Законом «О защите прав потребителей».

На отдельных статей закона Правительство РФ утверждает разного рода подзаконные , правила по договорам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д.

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон «О защите прав потребителей» предусматривает сертификацию. Обязательная сертификация введена в России именно этим Законом. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.

На ст. 5 Закона обязательной сертификации подлежат: • товары (работы, услуги), на которые в законодательных , государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны , а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей; • средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей. Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.

Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата соответствия, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности, Законом запрещена. Товары могут сопровождаться сертификатом, выданным национальными органами по сертификации, а также зарубежными сертификатами, признаваемыми в России. На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом (или на сопроводительной документации, на таре или упаковке), должен быть знак соответствия, установленный государственным стандартом.

Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет продавец (изготовитель). Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и , несмотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки.

При поступлении сигналов от обществ по защите прав потребителей, государственных и общественных организаций, судебных органов Закон обязывает изготовителя приостановить производство (реализацию) товаров, работ, услуг и устранить причины, вызывающие несоответствие.

Закон определяет и другие меры.

Чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения, потребитель обязательно должен располагать информацией об изготовителе, поэтому Закон «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя на информацию о предприятии — изготовителе товара, продавце товара, а также предпринимателе, который производит и продает товар. Некоторые сведения об изготовителе потребитель может почерпнуть из торговых марок, товарных знаков.

Как отмечалось выше, информация, которую дает о себе и своем товаре изготовитель, содержащаяся в заявлении-декларации, на этикетках и пр., не указывает на то, что изделие сертифицировано третьей страной. Товарные знаки крупнейших фирм всегда обеспечивают доверие покупателей к их продукции, основанное не на наличии сертификата соответствия, а на высоком и стабильном качестве, которое гарантируется высокоэффективными системами управления качеством продукции на предприятиях этих фирм.

Товарные знаки, будучи собственностью, защищены законодательными положениями и не могут быть использованы другими изготовителями продукции.

Однако общеизвестно, что практически на любых товарных рынках покупатель сталкивается с подделками самых разных видов товаров.

Выявлено пять основных способов подделки известных товарных марок: • открытый подлог (фальшивка), т.е. подделка внешней формы и торговой марки. Особенно часто этот способ мошенничества встречается в торговле пластинками, аудио- и видеокассетами, компакт-дисками; • «рабское» копирование: разборка изделия и его полное копирование, причем объем продаж таких товаров порой превосходит продажи оригиналов.

Этот способ особенно характерен для станков и другого оборудования, электротехнической я электронной продукции; • имитация — продажа под маркой известного изготовителя. Особенно характерна такая подделка для товаров широкого потребления (швейные изделия, часы и т.п.). Цена таких товаров, как правило, более низкая, чем у истинных товаров (оригиналов), что обычно привлекает покупателя, главным образом малоискушенного либо наживающегося на слабостях других.

Так, имитацию часов Cartier-Fake Cartier можно купить за 5-10 долл., а продать за 40-50 долл., в то время как цена оригинала примерно 700 долл. Часто имитируются джинсы (известна история с поддельными джинсами, продаваемыми в Москве под маркой «Levi Strauss»); • опережение: копирование товара с небольшими изменениями, в том числе и в написании и звучании торговой марки. Причем и то и другое бывает весьма близким к оригиналу.

Например, компьютеры «Pineapple» (подделка под «Apple»), кофе «Nesskaffe» (оригинал Nescafe), «Pavasonic» (оригинал Panasonic) и многое другое.

В России появилась «Бонжоми» (оригинал «Боржоми»); • нарушение принципов продажи: несоблюдение законодательства о регистрации товарных знаков. Подделки наносят урон как покупателю, так и изготовителю.

Изготовитель теряет определенную долю рынка, а нередко и свой авторитет и доверие потребителей. В зарубежной практике сложились обыкновения, которые сводятся к тому, что меры должны принимать те компании, чья продукция подделывается. Так, в Великобритании создан Союз по борьбе с пиратством, который финансируется 38 крупнейшими компаниями; подобные общества действуют в США, во .

ЕС совместно с США действуют через ГАТТ/ВТО.

Если возникает подозрение или товары явно фальшивые, применяется определенная процедура, в результате которой подобные товары в 10-дневный срок убираются с рынка, а их «автор» вряд ли появится на этом рынке вновь.

Для покупателя затруднения в выборе могут быть связаны еще и с тем, что «пострадавшие» фирмы иногда в качестве мер «борьбы» выбирают сотрудничество и компромисс.

Они переводят отношения с нарушителем на конструктивные рельсы (если его товар по качеству не уступает оригиналу или когда свое положение не совсем устойчивое).

Эти примеры еще раз подчеркивают важную роль сертификации соответствия в защите прав потребителей. Потребитель должен знать свои права и пользоваться ими.

Известно, что в ряде случаев подделки представляют опасность для жизни и здоровья, а в их производстве нередко просматривается организованная преступность. Вот почему сертификат соответствия, который вправе потребовать от изготовителя и продавца покупатель, Законом «О защите прав потребителя» рассматривается как гарантия права на безопасность потребляемых товаров. Безопасность изделий, процессов, услуг, определяемая Законом как основной аспект сертификации, характеризуется кокретными параметрами и требованиями к ним.

Полномочия государственных органов управления по установлению этих требований и контролю за их соблюдением определяются в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей». Основные государственные органы, ответственные за обеспечение безопасности товаров (рзбот, услуг) — это Госстандарт РФ, Госсанэпиднадзор, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ и другие органы государственного управления в пределах своей компетенции.

Согласно данному Закону они устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за их соблюдением; направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности, о снятии с производства, прекращении реализации, отзыве таких товаров от потребителей и информировании потребителей; предъявляют иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности. Национальным органом по сертификации товаров выступает Госстандарт РФ и на него же Законом возложена координация деятельности органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров.

В области сертификации Законом определены следующие обязанности Госстандарта РФ: • определение порядка сертификации и номенклатуры товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации; • аккредитация органов по сертификации контрольных видов товаров (работ, услуг) и испытательных лабораторий (центров), а также предоставление права проведения аккредитации другим юридическим лицам; • осуществление контроля за правильностью проведения сертификации; • ведение Государственного реестра сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий; • принятие решений о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями; • представление России во взаимоотношениях с зарубежными странами и в международных организациях по вопросам сертификации. Ст. 41 Закона устанавливает для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей.

За нарушения правил сертификации органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации.

Если же товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализованных товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также и руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации. В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».

— —

Обязательная сертификация продукции в рамках ГОСТ Р

Требуется на основе Постановления Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 г. Данное ПП содержит товары, подлежащие обязательной сертификации.

Перечень определен отдельно для продукции, на которую требуется оформлять сертификат соответствия ГОСТ Р и для товаров, которые подлежат обязательному декларированию российского налогоплательщика, принимающего всю ответственность за качество и безопасность ее на себя.В связи с изменяющейся ситуацией в России, связанной с оценкой соответствия продукции, подлежит существенным изменениям и обязательная сертификация.

Перечень товаров ПП № 982 постоянно корректируется. При этом влияющими являются следующие факторы:

  1. введение санитарного законодательства Таможенного Союза, которое формируется в рамках международных соглашений между тремя государствами и становится обязательным для исполнения на территории РФ;
  2. введение в действие Технических регламентов Таможенного Союза, которые становятся обязательными для исполнения не только на территории России, но и в Казахстане и Белоруссии и другие факторы, связанные с гармонизацией и либерализацией российских законов о техническом регулировании.
  3. введение российских Технических регламентов РФ в действие, которые становятся обязательными для исполнения на территории России;

Если товары подлежат обязательной сертификации (перечень ПП № 982 включает данную продукцию), то это требование распространяется не только на российские товары, но и на аналогичную зарубежную продукцию.

Пересечение границ РФ невозможно без предоставления обязательного документа подтверждения соответствия товаров требованиям российских нормативов безопасности и качества.Обязательная сертификация товаров в рамках ГОСТ Р требуется для продукции, которая перечислена в одном из действующих Технических регламентов РФ. Поэтому узнать, обязательна ли сертификация для конкретной продукции в системе ГОСТ Р, можно только изучив перечни всех действующих нормативных документов, которые регулируют требования к продукции в рамках системы ГОСТ Р.

Легче всего узнать это, обратившись к специалистам.Проводится обязательная сертификация продукции в рамках ГОСТ Р в органе сертификации, имеющем аккредитацию в данной системе оценки соответствия по выбранной заявителем схеме сертификации или схеме декларирования товаров, которые допустимы для конкретной группы изделий и для подтверждения соответствия которых у соискателя имеются документы, составляющие доказательную базу соответствия., как правило, предусматривает проведение испытаний в сертификационной лаборатории, которая имеет аккредитацию в системе ГОСТ Р, оформленной в Росстандарте – центральном органе сертификации системы.Если обязательная сертификация товаров в рамках ГОСТ Р проводится на подтверждение исполнения требований российских Технических регламентов, то в Аттестате аккредитации органа сертификации и испытательной лаборатории должен быть указан в качестве объекта подтверждения соответствия именно требуемый регламент. Только в этом случае документ подтверждения соответствия является действительным.

Обязательная сертификация в рф введена законом

В системе подлежали регистрации бытовые товары, производственно-техническая продукция, строительная продукция, работы, услуги, системы качества и производства.

Вместе с тем в соответствии с письмом Минпромторга России от 21.11.2016 № НГ-74159/10 с 25.11.2016 при обязательной сертификации не могут использоваться бланки сертификатов системы ГОСТ Р. Информация об этом должна была быть доведена до органов по сертификации.

*** Итак, порядок проведения обязательной сертификации базируется на положениях закона № 184-ФЗ и подзаконных правовых актов и включает в себя, как следует из норм отдельных документов, такие стадии, как подача заявки в орган по сертификации, ее рассмотрение и выбор схемы сертификации, последующий отбор образцов и проверка.

Формы сертификации

Ранее применявшийся закон о сертификации продуктов и услуг от 10 июня 1993 г.

N 5153-I в настоящее время утратил силу.

Действующий порядок сертификации продукции в РФ установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. Процедура сертификации соответствия в законе о техническом регулировании предусматривает одну из следующих форм:

  1. декларирование с оформлением декларации о соответствии.
  2. сертификацияю с выдачей сертификата о соответствии актуальным требованиям;

Выбор между этими формами подтверждения соответствия проводится на основании требований законодательства к данному типу продукции.