Нтэрат га 93 скачать

Приказ Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 20 июня 1994 г. N ДВ-58 «Об утверждении «Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России»

Действующий Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации и Департаментом воздушного транспорта Минтранса России разработано Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России, которое учитывает накопленный опыт поддержания летной годности воздушных судов, современное состояние, структурные, организационные и иные особенности эксплуатантов, организаций и учреждений воздушного транспорта. Приказываю: 1. Утвердить

» по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России»

(НТЭРАТ ГА-93). 2. Издать отдельной книгой. Заместителям директора Департамента воздушного транспорта Минтранса России Горлову В.В., Касьяненко В.Н.

решить организационные вопросы срочного опубликования документа и его применения. 3. Начальникам региональных управлений ВТ совместно с руководителями предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений воздушного транспорта: 3.1.

обеспечить изучение и выполнение требований руководящим, летным и инженерно-техническим персоналом, осуществляющим эксплуатацию и ремонт авиационной техники, работниками служб и подразделений, обеспечивающих полеты, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов; 3.2. организовать учет и хранение экземпляров в подчиненных подразделениях; 3.3.

обеспечить контроль за своевременным внесением изменений во все экземпляры . 4. Вести контрольные экземпляры в структурных подразделениях юридических лиц, осуществляющих, обеспечивающих и контролирующих эксплуатацию ВС в системе воздушного транспорта. 5.

«Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации СССР»

(НТЭРАТ ГА-83), введенное в действие приказом МГА от 27.12.83 N 241, все дополнения и изменения к нему, а также противоречащие положениям требования документов, изданных МГА СССР, Департаментом воздушного транспорта Минтранса России, предприятиями, организациями и учреждениями воздушного транспорта (гражданской авиации), считать утратившими силу с даты введения НТЭРАТ ГА-93 в действие.

6. Ввести в действие с 1 января 1995 года. Директор ДепартаментаВ.В. Замотин N п/пНаименование, дата и номер документаНомера измененных пунктов1.РД ОТЭРАТ ДВТ от 29.01.96 N 290921/0922 стр. 2732.РД ОТЭРАТ ДВТ от 31.01.96 N 311251/1252 стр.

2733.Приказ N ДВ-130 от 30.11.95 глава 94.Приказ N 345 от 01.12.98отмена п. 6 приказа N ДВ-130 от 30.11.955.РД ДПЛГ ГВС от 19.06.02 N 190510 111495/190410Раздел 3 АЗСАвтомат защиты сетиАиРЭОАвиационное и радиоэлектронное оборудованиеАНОАэронавигационные огниATАвиационная техникаАТБАвиационно-техническая базаАТПАвиационно-техническая подготовкаБПРМЛБазовая поверочно-ремонтная метрологическая лабораторияВОФВозвратно-обменный фондВППВзлетно-посадочная полосаВСВоздушное судноГосгортехнадзорГосударственный комитет по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзоруГосНИИ ГАГосударственный научно-исследовательский институт гражданской авиацииГосстандартГосударственный комитет по стандартамГОУВТГосударственный орган управления воздушным транспортом — (ДВТ МТ России)ГСМГорюче-смазочные материалыДВТДепартамент воздушного транспортаИАСИнженерно-авиационная службаИТПИнженерно-технический персоналКПАКонтрольно-поверочная аппаратураЛАиДЛетательный аппарат и двигателиМВЛМестные воздушные линииМЗМаслозаправщикМСМесто стоянкиМТМинистерство транспорта РоссииНППНаставление по производству полетовНТПНормы технических параметровОКБОпытно-конструкторское бюроОМТСОтдел материально-технического снабженияОРДОрганизационно-распорядительная документацияОТКОтдел технического контроляОТЭРАТОтдел технической эксплуатации и ремонта авиационной техникиПАНХПрименение авиации в народном хозяйствеПДОПроизводственно-диспетчерский отделПДСППроизводственно-диспетчерская служба авиапредприятияРДРулежная дорожкаРЛЭРуководство по летной эксплуатацииРОРегламент технического обслуживанияРЭРуководство по технической эксплуатацииСИСредства измеренийСНОСредства наземного обслуживанияСПУСамолетное переговорное устройствоТЗТопливозаправщикТЭТехническая эксплуатацияТКБТехнолого-конструкторское бюроТЭРДТиповая эксплуатационная и ремонтная документацияЦЗСЦентрализованная заправочная системаЭВМЭлектронно-вычислительная машинаЭДЭксплуатационная документацияЭРДЭксплуатационная и ремонтная документация 1.1.1.

Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА) является официальным документом государственного органа управления воздушным транспортом (ГОУВТ), определяющим нормативные основы деятельности в области технической эксплуатации (ТЭ), технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники (AT), используемой в гражданских структурах транспорта, состоящих под юрисдикцией государства, полномочным органом которого НТЭРАТ ГА вводится в действие. НТЭРАТ ГА входит в комплекс организационно-распорядительной документации (ОРД), устанавливающей организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации AT, ее ТОиР, именуемый эксплуатационной (ремонтной) документацией (ЭД) или (ЭРД).

Действие НТЭРАТ ГА не распространяется на вопросы, регулируемые законодательными актами и нормативными документами, юридический статус которых выше уровня НТЭРАТ ГА. Указанные в НТЭРАТ ГА правила реализуются при отработке типовой эксплуатационной и ремонтной документации (ТЭРД) для конкретных объектов, а эксплуатант (в НТЭРАТ ГА это — эксплуатационные и ремонтные авиапредприятия) обеспечивает ТЭ авиационной техники, производство технического обслуживания (ТО) и ремонта AT — исходя из необходимости их исполнения.
Указанные в НТЭРАТ ГА правила реализуются при отработке типовой эксплуатационной и ремонтной документации (ТЭРД) для конкретных объектов, а эксплуатант (в НТЭРАТ ГА это — эксплуатационные и ремонтные авиапредприятия) обеспечивает ТЭ авиационной техники, производство технического обслуживания (ТО) и ремонта AT — исходя из необходимости их исполнения. Режимы и технология производства работ ТОиР, нормы отбраковки, параметры состояния, функционирования и работоспособности AT, номенклатуры и качества применяемых средств, материалов и продуктов, правила и меры безопасности — задаются соответствующей ТЭРД воздушных судов (ВС) и изделий авиационной техники.

При расхождении положений НТЭРАТ ГА с директивами ТЭРД для конкретных объектов — формулировки ТЭРД приоритетны в части, регламентирующей технологические параметры операций ТЭ объектов AT, их ТОиР, состояние AT и ее функционирование. Требования НТЭРАТ ГА, другой соответствующей ОРД по вопросам ТЭ — обязательны для всех структур ГА, определяемых Воздушным кодексом, их должностных лиц и работников, выполняющих и обеспечивающих ТЭ авиационной техники, ее ТО и ремонт.

Должностные лица и работники, осуществляющие и обеспечивающие ТЭ авиационной техники, ее ТОиР, обязаны знать требования НТЭРАТ ГА в объеме своих служебных обязанностей и несут установленную законодательством ответственность за их выполнение. Изменения НТЭРАТ ГА и трактовку его положений осуществляет ГОУВТ (либо его правопреемник) по представлению головного исполнителя, назначаемого ГОУВТ. Издание от имени ГОУВТ документов, содержащих несоответствия формулировкам НТЭРАТ ГА, должно сопровождаться введением в действие новой редакции соответствующих положений НТЭРАТ ГА.

При издании документов, конкретизирующих и детализирующих положения НТЭРАТ ГА, должна производиться ссылка на соответствующие разделы и пункты НТЭРАТ ГА.

1.1.2. К авиационной технике относят ВС (самолеты, вертолеты), их оборудование, комплектующие изделия (системы и агрегаты), двигатели, тренажеры, средства наземного обслуживания воздушных судов. 1.1.3. Техническая эксплуатация AT представляет собой состояния и процессы: — функционирования AT; — подготовки ВС к полетам; — контроля и восстановления свойств AT. Осуществляемую в наземных условиях часть указанных процессов и состояний составляют мероприятия, определяемые как техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.

Применяемый в НТЭРАТ ГА термин «общие виды работ, выполняемых на ВС» обобщенно определяет группу мероприятий по подготовке ВС к полетам, осуществляемую в той или иной мере на всех типах ВС с использованием существенно близких правил и технологий.

1.1.4. К техническому обслуживанию AT относится комплекс выполняемых на ней работ (операций), имеющих целью подготовку ВС к полетам, поддержание исправности, работоспособности и правильности функционирования AT при использовании ее по назначению, при хранении и транспортировании.

Формы и виды ТО, их содержание и регламентация определяются ЭД для конкретного типа авиационной техники.

1.1.5. Ремонт AT является одним из состояний технической эксплуатации авиационной техники. Понятие «ремонт» означает комплекс операций по восстановлению ресурса изделий, их работоспособности и исправности. Ремонт AT (как цикл ее ТЭ) может планироваться заранее — плановый ремонт (регламентированный) или выполняться в неплановом порядке — внеплановый ремонт (ремонт поврежденной и аварийной AT).

Виды и содержание ремонта определяются ремонтной документацией для конкретного типа авиационной техники. 1.1.6. Система технической эксплуатации (СТЭ) представляет собой упорядоченную совокупность норм и правил ТЭ, в сочетании с организационными, производственными и функциональными структурами, комплексом мер и решений, обеспечивающими их выполнение. Составной частью СТЭ конкретной AT являются предусмотренные для данного типа авиационной техники: — наземные сооружения, ангары, производственные здания; — техническое оборудование, средства наземного обслуживания; — материальные ресурсы, имущество.

Основная цель системы ТЭ: — обеспечение и выполнение задаваемых ЭД требований, технических условий и гарантий безопасного использования AT по назначению; — сохранение летно-технических характеристик ВС на протяжении установленных ресурсов и сроков службы, в пределах, задаваемых нормативными документами. 1.1.7. Техническую эксплуатацию AT осуществляют специалисты, прошедшие подготовку по конкретному типу AT и получившие допуск к работе на ней. Специалисты при эксплуатации AT руководствуются ЭД, введенной в действие в установленном порядке.

1.1.8. Использование ВС для не запрещенных законодательством целей, техническую эксплуатацию и ремонт AT осуществляют субъекты хозяйствования (юридические и частные лица), получившие разрешение на данные виды деятельности от полномочного государственного органа (в виде документа установленной формы). В последующем тексте в качестве смыслового аналога понятия «субъект хозяйствования» будет употребляться термин «авиапредприятие», при этом любая персонификация данного термина означает ссылку на полномочия первого лица — руководителя авиапредприятия.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минтранса РФ от 20.06.1994 N ДВ-58 (ред.

от 30.11.1995) «Об утверждении «Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93»

2.2. Руководство по регулированию технического обслуживания эксплуатанта по своему содержанию должно базироваться на требованиях, изложенных в «Обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в РФ», «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники», и настоящих методических рекомендациях.

Вопросы поддержания летной годности ВС отечественного производства оговорены в по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники — НТЭРАТ ГА и других нормативных документах Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ (в последующем тексте — ДВТ) по эксплуатации ВС. 9.1.1. При выполнении работниками служебных перелетов на борту ВС с включением их в полетное задание для ТО ВС в аэропортах посадки — в соответствии с , НТЭРАТ ГА-93, п.

9.1.1. При выполнении работниками служебных перелетов на борту ВС с включением их в полетное задание для ТО ВС в аэропортах посадки — в соответствии с , НТЭРАТ ГА-93, п. 3.3.3 Положения, введенного в действие ДВТ Минтранса России 28.08.1995 N ДВ-105/и (в редакции Приказа ФАС России от 09.12.1998 N 357); 3.4.4. Председатель комиссии по расследованию авиационного инцидента может дать разрешение на замену отказавшего агрегата (детали) и ввод в соответствии с воздушного судна в строй в установленном порядке до прибытия представителей промышленности, ремонтной организации и владельца воздушного судна в случае, если в ходе расследования бесспорно установлено, что причиной авиационного инцидента является отказ (неисправность) авиационной техники, который может быть устранен заменой отказавшего агрегата (детали).

Отказавший агрегат (деталь) сохраняется в неприкосновенности до прибытия представителей заинтересованных организаций, участвующих в расследовании.

Сокращения слов и словосочетаний, применяемые в НТЭРАТ ГА-93

СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ,ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НТЭРАТ ГА-93АЗС Автомат защиты сети АиРЭО Авиационное и радиоэлектронное оборудование АНО Аэронавигационные огни АТ Авиационная техника АТБ Авиационно-техническая база АТП Авиационно-техническая подготовка БПРМЛ Базовая проверочно-ремонтная метрологическая лаборатория ВОФ Возвратно-обменный фонд ВПП Взлетно-посадочная полоса ВС Воздушное судно Госгортехнадзор Государственный комитет по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору ГосНИИ ГА Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации Госстандарт Государственный комитет по стандартам ГОУВТ Государственный орган управления воздушным транспортом — (ДВТ МТ России) ГСМ Горюче-смазочные материалы ДВТ Департамент воздушного транспорта ИАС Инженерно-авиационная служба ИТП Инженерно-технический персонал КПА Контрольно-поверочная аппаратура ЛАиД Летательный аппарат и двигатели МВЛ Местные воздушные линии МЗ Маслозаправщик МС Место стоянки МТ Министерство транспорта России НПП Наставление по производству полетов НТП Нормы технических параметров ОКБ Опытно-конструкторское бюро ОМТС Отдел материально-технического снабжения ОРД Организационно-распорядительная документация ОТК Отдел технического контроля ОТЭРАТ Отдел технической эксплуатации и ремонта авиационной техники ПАНХ Применение авиации в народном хозяйстве ПДО Производственно-диспетчерский отдел ПДСП Производственно-диспетчерская служба авиапредприятия РД Рулежная дорожка РЛЭ Руководство по летной эксплуатации РО Регламент технического обслуживания РЭ Руководство по технической эксплуатации СИ Средства измерений СНО Средства наземного обслуживания СПУ Самолетное переговорное устройство ТЗ Топливозаправщик ТЭ Техническая эксплуатация ТКБ Технолого-конструкторское бюро ТЭРД Типовая эксплуатационная и ремонтная документация ЦЗС Централизованная заправочная система ЭВМ Электронно-вычислительная машина ЭД Эксплуатационная документация ЭРД Эксплуатационная и ремонтная документация

17.1. Подготовка и проведение работ по освоению авиационной техники

17.1.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ОСВОЕНИЮАВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ17.1.1.

Освоение новой АТ в авиапредприятии заключается в выполнении комплекса организационно-технических мероприятий всеми службами обеспечения полетов, направленных на обеспечение безопасности полетов ВС и эффективное их использование.Работы по освоению АТ проводят при получении новых для авиапредприятия типов ВС (включая модификации уже освоенной АТ), специального оборудования и средств контроля состояния авиационной техники.Срок готовности авиапредприятий к эксплуатации осваиваемой АТ определяется соглашением организаций — участников подготовки к приему в эксплуатацию новых объектов.17.1.2.

В типовом случае при подготовке к освоению новой АТ авиапредприятие разрабатывает и утверждает комплексный план мероприятий, в котором определяются необходимые для исполнения задания, сроки производства для всех служб обеспечения полетов запланированных работ, должностные лица, ответственные за их материально-техническое обеспечение и выполнение, сроки докладов об исполнении.

В состав мероприятий плана включают работы, предусматривающие:- переучивание специалистов;- необходимые структурные изменения авиапредприятия;- подготовку производственной базы (зданий, сооружений, технологического оборудования);- уточнение особенностей материально-технического обеспечения эксплуатации новой АТ, практическое решение вопросов удовлетворения потребностей в новых технических средствах, материалах, запасных частях и документации;- выявление и учет в программе подготовки специфических факторов деятельности авиапредприятия, существенных для освоения новой АТ (особенности базирования, технической оснащенности, климатических условий).17.1.3. При освоении новой для отрасли АТ предусматривается (ГОУВТ) участие авиапредприятий, которые первыми будут ее получать, в проведении государственных испытаний, оценке и согласовании разрабатываемой ЭД, анализе надежности АТ по итогам испытаний, в разработке по результатам испытаний соответствующих мероприятий.В одном из таких авиапредприятий проводят эксплуатационные испытания указанной авиационной техники.Переучивание головных групп ИТП и летного состава авиапредприятий, преподавателей УТЦ, специалистов НИИ на новую для отрасли АТ осуществляют в ОКБ и на заводах-изготовителях. В головные группы включают ИТП и летный состав, который в дальнейшем будет обучать специалистов в авиапредприятиях и участвовать в эксплуатационных испытаниях.

Головные группы специалистов проходят стажировку на летно-доводочных комплексах (базах) ОКБ (завода-изготовителя).17.1.4.

При освоении ВС нового для данного авиапредприятия типа используют опыт организаций, уже освоивших их эксплуатацию.17.1.5. Окончание периода освоения ВС нового типа характеризуется тем, что в полном объеме выполнены указанные в п.

п. 17.1.1 и 17.1.2 НТЭРАТ ГА мероприятия, проведен комплексный контроль готовности всех служб обеспечения полетов, о чем свидетельствует акт ГОУВТ, устранены выявленные при контроле недостатки, обеспечена достаточная укомплектованность служб подготовленными специалистами, допущенными к производству соответствующих работ на новой технике.

2.3. БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

2.3.1. Ответственность ИАС за безопасность полетов определяется содержанием возложенных на инженерно-авиационную службу функций по технической эксплуатации AT и инженерно-авиационному обеспечению полетов, имеющих целью поддержание летной годности ВС, кондиционности технических и эксплуатационных свойств авиационной техники.

2.3.2. Деятельность ИАС по обеспечению безопасности полетов имеет в своей основе: — строгое соблюдение задаваемых ЭД требований и правил, норм и условий технической эксплуатации; — качество производства ТО и ремонтно-восстановительных работ на авиационной технике; — работу по предупреждению, выявлению и устранению прямых и косвенных причин снижения надежности AT и качества ТЭ, с регулярным (в АТБ — ежеквартально, на уровне ассоциированных структур ГА-1 раз в полугодие, на уровне ГОУВТ — 1 раз в год) подведением итогов деятельности ИАС по обеспечению безопасности полетов в виде обобщенного ее анализа, выводов и решений.

2.3.2. Деятельность ИАС по обеспечению безопасности полетов имеет в своей основе: — строгое соблюдение задаваемых ЭД требований и правил, норм и условий технической эксплуатации; — качество производства ТО и ремонтно-восстановительных работ на авиационной технике; — работу по предупреждению, выявлению и устранению прямых и косвенных причин снижения надежности AT и качества ТЭ, с регулярным (в АТБ — ежеквартально, на уровне ассоциированных структур ГА-1 раз в полугодие, на уровне ГОУВТ — 1 раз в год) подведением итогов деятельности ИАС по обеспечению безопасности полетов в виде обобщенного ее анализа, выводов и решений. 2.3.3. Выборочный надзор за соответствием эксплуатируемых ВС требованиям ЭД, Норм и стандартов осуществляют представители полномочных государственных органов, разработчиков AT и ее изготовителей.

Представители ГОУВТ и его структур пользуются правом беспрепятственной инспекции технических служб предприятий ВТ и технического состояния гражданских воздушных судов Российской Федерации, независимо от форм собственности на них, получения от эксплуатанта и собственника бесплатной информации в части деятельности технических служб, а также летной и технической эксплуатации воздушных судов. 2.3.4. В авиапредприятиях контроль соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям РЛЭ осуществляют экипажи ВС и инженерно-технический персонал (ИТП).

На членов экипажа возлагается обязанность выявлять и своевременно записывать в бортовом журнале отклонения в работе систем ВС, на ИТП — анализировать причины отклонений значений летно-технических характеристик, режимов полета, записанных в бортовом журнале, других документах, предназначенных для регистрации параметров работы AT, а также зафиксированных средствами объективного контроля. 2.3.5. Ответственность за своевременность разработки и эффективность мероприятий по обеспечению безопасности полетов, проводимых подразделениями ИАС соответствующего уровня, возлагается на руководителей этих подразделений.

2.3.6. Расследование авиационных происшествий и инцидентов, вызванных отказами AT, учет и анализ этих событий, порядок, сроки и условия отправки различного рода объектов и компонентов для их исследования и экспертизы в какие-либо организации в связи с авиационным происшествием или инцидентом — регламентируются отдельным пакетом нормативных документов. Целью расследования является установление причин происшедших событий, разработка и осуществление мероприятий по их предупреждению в будущем. 2.3.7. В случаях, не связанных с авиационным происшествием или инцидентом, необходимость исследования и экспертизы изделий и компонентов AT определяет РОУВТ — региональное подразделение ГОУВТ, осуществляющее функции государственного управления ВТ в пределах конкретного региона (зоны, территории) — по представлению владельца (эксплуатанта) авиационной техники.

К указанным случаям относятся отказы AT, не приведшие к авиационному происшествию или инциденту, но могущие повлиять на безопасность полетов, а именно: — обнаруженные впервые или повторно, причина которых не выявлена или определена не полностью и мероприятия по их предупреждению не разработаны; — происшедшие на AT, мероприятия по предупреждению которых были реализованы (путем изменения конструкции, технологии изготовления или ремонта, выполнения доработок и т.п.), но оказались неэффективными.

2.3.8. Организации, обладающие правом экспертизы изделий AT и выдачи официальных заключений по результатам ее проведения — определяются ГОУВТ. Порядок подготовки, проведения и оформления официальных экспертиз изделий AT регламентируется отдельным нормативным документом.

2.3.9. В целях обеспечения безопасности полетов и предотвращения инцидентов, связанных с актами незаконного вмешательства, в авиапредприятиях осуществляют специальные досмотры ВС на безопасность. Производство специальных досмотров регламентируется отдельной документацией, разрабатываемой органами авиационной безопасности и авиапредприятием.

1.1. Общие положения

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1.1. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА) является официальным документом государственного органа управления воздушным транспортом (ГОУВТ), определяющим нормативные основы деятельности в области технической эксплуатации (ТЭ), технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники (АТ), используемой в гражданских структурах транспорта, состоящих под юрисдикцией государства, полномочным органом которого НТЭРАТ ГА вводится в действие.НТЭРАТ ГА входит в комплекс организационно-распорядительной документации (ОРД), устанавливающей организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации АТ, ее ТОиР, именуемый эксплуатационной (ремонтной) документацией (ЭД) или (ЭРД).Действие НТЭРАТ ГА не распространяется на вопросы, регулируемые законодательными актами и нормативными документами, юридический статус которых выше уровня НТЭРАТ ГА.Указанные в НТЭРАТ ГА правила реализуются при отработке типовой эксплуатационной и ремонтной документации (ТЭРД) для конкретных объектов, а эксплуатант (в НТЭРАТ ГА это — эксплуатационные и ремонтные авиапредприятия) обеспечивает ТЭ авиационной техники, производство технического обслуживания (ТО) и ремонта АТ исходя из необходимости их исполнения.Режимы и технология производства работ ТОиР, нормы отбраковки, параметры состояния, функционирования и работоспособности АТ, номенклатуры и качества применяемых средств, материалов и продуктов, правила и меры безопасности задаются соответствующей ТЭРД воздушных судов (ВС) и изделий авиационной техники.При расхождении положений НТЭРАТ ГА с директивами ТЭРД для конкретных объектов формулировки ТЭРД приоритетны в части, регламентирующей технологические параметры операций ТЭ объектов АТ, их ТОиР, состояние АТ и ее функционирование.Требования НТЭРАТ ГА, другой соответствующей ОРД по вопросам ТЭ обязательны для всех структур ГА, определяемых Воздушным кодексом, их должностных лиц и работников, выполняющих и обеспечивающих ТЭ авиационной техники, ее ТО и ремонт.Должностные лица и работники, осуществляющие и обеспечивающие ТЭ авиационной техники, ее ТОиР, обязаны знать требования НТЭРАТ ГА в объеме своих служебных обязанностей и несут установленную законодательством ответственность за их выполнение.Изменения НТЭРАТ ГА и трактовку его положений осуществляет ГОУВТ (либо его правопреемник) по представлению головного исполнителя, назначаемого ГОУВТ.Издание от имени ГОУВТ документов, содержащих несоответствия формулировкам НТЭРАТ ГА, должно сопровождаться введением в действие новой редакции соответствующих положений НТЭРАТ ГА.При издании документов, конкретизирующих и детализирующих положения НТЭРАТ ГА, должна производиться ссылка на соответствующие разделы и пункты НТЭРАТ ГА.1.1.2. К авиационной технике относят ВС (самолеты, вертолеты), их оборудование, комплектующие изделия (системы и агрегаты), двигатели, тренажеры, средства наземного обслуживания воздушных судов.1.1.3.

Техническая эксплуатация АТ представляет собой состояния и процессы:- функционирования АТ;- подготовки ВС к полетам;- контроля и восстановления свойств АТ.Осуществляемую в наземных условиях часть указанных процессов и состояний составляют мероприятия, определяемые как техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.

Применяемый в НТЭРАТ ГА термин «общие виды работ, выполняемых на ВС» обобщенно определяет группу мероприятий по подготовке ВС к полетам, осуществляемых в той или иной мере на всех типах ВС с использованием существенно близких правил и технологий.1.1.4. К техническому обслуживанию АТ относится комплекс выполняемых на ней работ (операций), имеющих целью подготовку ВС к полетам, поддержание исправности, работоспособности и правильности функционирования АТ при использовании ее по назначению, при хранении и транспортировании.

К техническому обслуживанию АТ относится комплекс выполняемых на ней работ (операций), имеющих целью подготовку ВС к полетам, поддержание исправности, работоспособности и правильности функционирования АТ при использовании ее по назначению, при хранении и транспортировании. Формы и виды ТО, их содержание и регламентация определяются ЭД для конкретного типа авиационной техники.1.1.5.

Ремонт АТ является одним из состояний технической эксплуатации авиационной техники. Понятие «ремонт» означает комплекс операций по восстановлению ресурса изделий, их работоспособности и исправности.Ремонт АТ (как цикл ее ТЭ) может планироваться заранее — плановый ремонт (регламентированный) или выполняться в неплановом порядке — внеплановый ремонт (ремонт поврежденной и аварийной АТ). Виды и содержание ремонта определяются ремонтной документацией для конкретного типа авиационной техники.1.1.6.

Система технической эксплуатации (СТЭ) представляет собой упорядоченную совокупность норм и правил ТЭ в сочетании с организационными, производственными и функциональными структурами, комплексом мер и решений, обеспечивающими их выполнение. Составной частью СТЭ конкретной АТ являются предусмотренные для данного типа авиационной техники:- наземные сооружения, ангары, производственные здания;- техническое оборудование, средства наземного обслуживания;- материальные ресурсы, имущество.Основная цель системы ТЭ:- обеспечение и выполнение задаваемых ЭД требований, технических условий и гарантий безопасного использования АТ по назначению;- сохранение летно-технических характеристик ВС на протяжении установленных ресурсов и сроков службы в пределах, задаваемых нормативными документами.1.1.7.

Техническую эксплуатацию АТ осуществляют специалисты, прошедшие подготовку по конкретному типу АТ и получившие допуск к работе на ней.

Специалисты при эксплуатации АТ руководствуются ЭД, введенной в действие в установленном порядке.1.1.8. Использование ВС для не запрещенных законодательством целей, техническую эксплуатацию и ремонт АТ осуществляют субъекты хозяйствования (юридические и частные лица), получившие разрешение на данные виды деятельности от полномочного государственного органа (в виде документа установленной формы).В последующем тексте в качестве смыслового аналога понятия «субъект хозяйствования» будет употребляться термин «авиапредприятие», при этом любая персонификация данного термина означает ссылку на полномочия первого лица — руководителя авиапредприятия.1.1.9.

Использование ВС для не запрещенных законодательством целей, техническую эксплуатацию и ремонт АТ осуществляют субъекты хозяйствования (юридические и частные лица), получившие разрешение на данные виды деятельности от полномочного государственного органа (в виде документа установленной формы).В последующем тексте в качестве смыслового аналога понятия «субъект хозяйствования» будет употребляться термин «авиапредприятие», при этом любая персонификация данного термина означает ссылку на полномочия первого лица — руководителя авиапредприятия.1.1.9. Научно-техническое и методическое сопровождение ТЭ и ремонта АТ осуществляют научно-исследовательские структуры воздушного транспорта (ВТ) и разработчиков АТ в порядке и на основаниях, определяемых законодательством.

Решениями органов государственного управления указанным структурам могут придаваться дополнительные полномочия (статус ведущей или головной организации, органа официальных экспертиз и др.).1.1.10.

Общее управление ТЭ авиационной техники осуществляет руководитель с соответствующими полномочиями, выбор которого относится к компетенции субъекта хозяйствования.Указанный руководитель несет ответственность за деятельность подчиненных ему структур, в состав которых в типовом случае входят службы и подразделения, организующие, осуществляющие и обеспечивающие эксплуатацию авиационной техники.Используемый в НТЭРАТ ГА термин «типовой случай» означает обязательную к руководству формулировку пункта НТЭРАТ ГА, если иное не устанавливается документом субъекта хозяйствования.1.1.11. Деятельность структур, осуществляющих ТЭ и ремонт АТ, организуется на основе законодательно установленного правового статуса предприятия и в соответствии с требованиями ТЭРД и НТЭРАТ ГА, других нормативных документов ГОУВТ по вопросам ТЭ и ремонта авиационной техники.1.1.12.

Ответственность за соблюдение правил и процедур ТЭ и ремонта АТ и, тем самым, за поддержание летной годности каждого ВС возлагается на авиапредприятия, осуществляющие использование АТ, ее ТЭ и ремонт, с учетом разграничений функций и компетенции субъектов хозяйствования.1.1.13. Государственное регулирование систем ТЭ и ремонта АТ осуществляется путем сертификации (в порядке, определяемом законодательством) соответствующих структур и объектов, издания и согласования нормативных документов по вопросам, относящимся к компетенции ГОУВТ, инспектирования структур ВТ и подконтрольных видов их деятельности.Область государственного контроля, конкретные прерогативы по инспектированию структур ВТ и регулированию ТЭ и ремонта АТ устанавливаются государственными учредительными документами, регламентирующими деятельность ГОУВТ, его подразделений и других государственных органов.

6.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

6.1.1.

Оперативное ТО представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния AT, обеспечивающих исправность, готовность и использование ВС в интервалах между формами его периодического технического обслуживания.Состав видов оперативного ТО, их содержание, порядок назначения и выполнения определяется ЭД для ВС конкретного типа.6.1.2. При оперативном ТО выполняют плановые, задаваемые РО перечни работ, и дополнительные работы, не предусмотренные регламентом (замена изделий, разовые осмотры и другие).6.1.3. Работы по оперативному ТО организуют в соответствии с планами подготовки и обеспечения полетов и проводят (в типовом случае ) в рамках комплексного (совмещающего работы различных служб авиапредприятия) технологического графика подготовки ВС к полету.В типовом случае диспетчеризацию комплексной подготовки ВС осуществляют диспетчерские службы авиапредприятия.6.1.4.

Суточная программа оперативного ТО, сроки подготовки ВС к вылету и дополнительные объемы работ на них планируют на основании суточного плана полетов, требований ЭД и состояния судов.

Соответствующим подразделениям выдают производственные задания с указанием форм обслуживания и перечнем дополнительных работ.6.1.5.

Организация производства оперативного ТО в соответствующих подразделениях авиапредприятия должна обеспечивать безопасность полетов ВС, своевременное и качественное обслуживание приписных и транзитных ВС в соответствии с расписанием движения (планом полетов) и технологическим графиком производства конкретных работ, удовлетворять требованиям охраны труда работающих.Структура и состав подразделений, ответственных за оперативное ТО (цех, участок, смена, бригада, группа), содержание их специализации (в том числе совмещение производства оперативного и периодического ТО воздушных судов) — определяется авиапредприятием.В типовом случае ответственность за организацию указанного производства в авиапредприятии, в его подразделениях, звеньях, бригадах и группах несут их руководители, в пределах установленных для каждого (документами предприятия) обязанностей и полномочий.Инженерно-технический персонал подразделений, осуществляющих оперативное ТО воздушных судов, должен быть подготовлен и допущен к производству выполняемых работ.6.1.6. Оперативное ТО всех систем АиРЭО разрешается выполнять с оформлением карты-наряда одному специалисту АиРЭО, прошедшему подготовку по соответствующим смежным специальностям и системам и допущенному в установленном порядке к выполнению конкретных работ. При этом к устранению сложных неисправностей привлекают специалистов с базовой (по конкретной системе) подготовкой.Бригады подразделений оперативного ТО размещают вблизи перрона, их обеспечивают производственными и бытовыми помещениями, эксплуатационной документацией, СНО специального применения, средствами контроля состояния AT, связью.6.1.7.

Определяемая авиапредприятием технология организации деятельности подразделений, ответственных за оперативное ТО воздушных судов, должна содержать четкие указания о порядке постановки конкретных задач перед структурными звеньями и каждым исполнителем.Как типовой вариант, работы, предусмотренные производственным заданием, распределяют руководители подразделений и его звеньев: начальник цеха — по сменам (участкам), начальник (инженер) смены (участка) — по бригадам, бригадиры — по исполнителям, в том числе между специалистами АиРЭО.6.1.8. В типовом случае специалист, ответственный за распределение производственного задания в подразделении, обязан (к началу постановки конкретных задач ТО):

  1. назначить непосредственных руководителей работ, ответственных за ТО воздушных судов.
  2. организовать прием ВС, их имущества и СНО специального применения вновь заступающим дежурным по стоянке;
  3. ознакомиться с состоянием и хранением ВС на местах их стоянки;
  4. составить план работы с учетом расписания движения ВС, производственного задания и технического состояния принятых воздушных судов;
  5. определить (получить в ПДО) общее производственное задание;

6.1.9. В типовом случае сценарий предварительной подготовки очередной смены исполнителей к производству работ оперативного ТО включает в себя:

  1. краткий разбор итогов работы за предыдущую смену;
  2. анализ информации о состоянии ВС, находящихся на базовом и временных аэродромах;
  3. постановку и разъяснение предстоящих задач, распределение заданий между непосредственными руководителями работ, а в необходимых случаях — и между исполнителями;
  4. ознакомление личного состава с поступившими документами по вопросам эксплуатации AT;
  5. принятие мер к устранению выявленных недостатков ТО воздушных судов.

6.1.10.

В типовом случае производством работ оперативного ТО воздушных судов руководит инженерный персонал смены, к компетенции которого относятся (в соответствии с установленным авиапредприятием распределением обязанностей ) организация работы бригад, контроль качества ТО, определение причин сложных неисправностей и принятие решений по их устранению.6.1.11. В типовом случае ответственным за ТО воздушного судна является начальник смены, в его отсутствие — специалист с инженерной подготовкой (в типовом случае — инженер по эксплуатации ЛАиД), назначенный старшим.

Инженеры смен осуществляют непосредственное руководство работами по своей специализации.Оперативное ТО воздушных судов 4 класса разрешается производить под руководством бригадира (авиатехника).Порядок подготовки ВС к литерным рейсам определяется отдельным нормативным документом.Организация обслуживания ВС, вновь принимаемых на эксплуатацию, а также судов, подготавливаемых для выполнения отдельных специальных заданий, уточняется указаниями ГОУВТ.Бригадам (исполнителям) запрещается выполнять на ВС работы без разрешения специалиста, ответственного за обслуживание судна. Его распоряжения по вопросам организации работ подлежат обязательному выполнению всеми исполнителями, работающими на данном ВС.

При этом каждый исполнитель обязан докладывать должностному лицу, выдавшему ему задание, об окончании выполнения работ ТО и о возникающих задержках.6.1.12. В типовом случае специалист, ответственный за обслуживание ВС, осуществляет подготовку к ТО и его выполнение в следующем порядке:

  1. после выполнения установленного объема ТО вместе с исполнителями оформляет карту-наряд, подтверждая подписями исправность и подготовленность ВС к вылету, если оно готовится в полет, или выполнение предусмотренного объема работ для передачи судна на другое ТО или хранение.
  2. лично производит первичный внешний осмотр (определяет техническое состояние) ВС в объеме, предусмотренном РО и документами авиапредприятия, и в соответствии с предстоящим его использованием;
  3. получает информацию от бортинженера (бортмеханика, пилота) о работе систем и оборудования ВС в полете;
  4. организует встречу ВС на месте стоянки и установку его на стоянку (перроне), назначает ответственного за подключение (отключение) к судну аэродромного источника энергоснабжения;
  5. знакомится с записями в бортовом журнале об отказах и неисправностях, выявленных в полете;
  6. после остановки двигателей дает указание о выполнении первоочередных работ по встрече;

6.1.13. Объем работ (форму ТО) по осмотру и обслуживанию, выполняемый на приписных ВС, определяют в соответствии с требованиями РО и данными учета ранее выполненных работ (в ПДО).Для транзитного ВС ответственность за назначение формы оперативного ТО и дополнительных работ несет его экипаж (член экипажа с необходимыми по данному вопросу полномочиями).

О требуемой форме ТО и о дополнительных работах член экипажа записывает в бортовом журнале сразу же после прилета.Формы оперативного ТО, определяемые календарными сроками, выполняют (в типовом случае ) в аэропортах приписки воздушных судов. По договоренности между авиапредприятиями указанные работы на транзитных ВС могут выполняться во внебазовом аэропорту при наличии там подготовленного ИТП и необходимых технических средств.6.1.14.

Документами, подтверждающими выполнение оперативного ТО, являются : карта-наряд с приложениями (ведомость ТО воздушных судов, выполняющих полеты по МВЛ и в местах временного базирования), в которой расписываются исполнители и контролирующие; бортовой журнал ВС, запись в котором делает специалист, ответственный за ТО данного ВС с указанием формы выполненного ТО и номера карты-наряда.Представители заводов-изготовителей (заводов ГА) за устранение неисправностей расписываются в ведомости дефектов, которая прикладывается к карте-наряду.6.1.15.

Оперативное обслуживание ВС в аэропортах, являющихся базовыми, конечными, запасными и промежуточными, а также на временных аэродромах организуют и проводят в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. Для этого аэропорты должны быть обеспечены ЭД, стоянками для судов, СНО общего и специального применения, средствами контроля AT, иметь специалистов, допущенных к оперативному ТО воздушных судов данного типа. Оформление документации на ТО воздушных судов производится в порядке, определяемым НТЭРАТ ГА, другими документами ГОУВТ по данному вопросу.6.1.16.

При посадке ВС на аэродромах и площадках, где нет ИТП с соответствующей подготовкой (или услуги по ТО не предоставляются по иным причинам), техническое обслуживание ВС выполняется бригадой специалистов, доставка которой к месту посадки ВС (в т.ч.

путем включения в состав экипажа), организация и обеспечение работы — относятся к компетенции авиапредприятия-эксплуатанта (владельца ВС).

Состав указанной бригады, ее функции и обязанности определяются авиапредприятием-эксплуатантом (владельцем ВС) с учетом требований ЭД и других нормативных документов.6.1.17.

На подразделения, ответственные за оперативное ТО, может быть возложено выполнение работ по периодическому ТО воздушных судов. Специалисты, привлекаемые к таким работам, должны иметь соответствующую подготовку и допуск.6.1.18. Обслуживание прикомандированных ВС организуют на основе соглашения между авиапредприятиями и осуществляют в соответствии с требованиями НТЭРАТ ГА и ЭД для ВС конкретного типа.

Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93)

Издательство Департамент воздушного транспорта Год 1994 Формат PDF Рейтинг книги 0.00 (оценок&nbsp&lt&nbsp5) 0 10 Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА) является официальным документом государственного органа управления воздушным транспортом (ГОУВТ), определяющим нормативные основы деятельности в области технической эксплуатации (ТЭ), технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники (АТ), используемой в гражданских структурах танспорта, состоящих под юрисдикцией государства, полномочным органом которого НТЭРАТ ГА вводится в действие.

Предлагаемый вниманию читателя справочник «Авиация мира» отличается широтой охвата типов летательных аппаратов и оригинальностью замысла: авторы впервые попытались объединить в одном издании подробное описание самолетов (зачастую столь детального описания не встретишь и в литературе, рассч.

69.08 МБ 0.0 скачиваний: 1612 &nbsp&nbsp В книге приводятся характеристики и дается описание всех межконтинентальных баллистических ракет, которые были созданы и приняты на вооружение в СССР (РФ) и США. Рассматриваются процессы наращивания группировок МБР в 1960 — 80-е гг.

и сокращения их после 1991 г. При подготовке книги к изданию исполь. 1996 год 5.33 МБ 0.0 скачиваний: 1415 Диск содержит описание и фотографии около 500 моделей самолетов Гражданской авиации практически всех стран мира и за весь переод самолетостроения.

Каждая модель содержит историю своего появления, фотографию и технические характеристики. Около 1000 фотографий самолетов, техники, конструкторов, а так.

2002 год 74.5 МБ 0.0 скачиваний: 2666 &nbsp&nbsp После выхода 1-го издания (1991 г.) учебника «Конструкция самолетов» прошло более четырех лет, и издание оправдало возлагавшиеся на него надежды. Авиастроение является одной из наиболее быстро развивающихся областей науки и промышленности, требующей постоянного совершенствования и испол. 1995 год 62.4 МБ 0.0 скачиваний: 3440 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp В книге даются описания, чертежи, технические данные легкомоторных летательных аппаратов, построенных самодеятельными конструкторами.

Представлена методика проектирования, расчета и построения таких аппаратов. Книга будет полезна всем, кто интересуется созданием легких летательных аппаратов.

1993 год 3.76 МБ 0.0 скачиваний: 2540 &nbsp&nbsp Изложены основные закономерности рабочего процесса и совместной работы узлов ГТД.

Дан анализ характеристик двигателей различных типов и схем и законов их управления.

Отдельные разделы курса обобщены по двигателям различных типов, а за основу принят ТРДД. Книга ориентирована на глубокое освоение мето.

2003 год 14.05 МБ 0.0 скачиваний: 1714 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp В книге излагаются основы теории авиационных компрессоров, турбин и входных устройств (воздухозаборников) силовых установок с газотурбинными двигателями.

Основное внимание уделяется процессам, протекающим в указанных элементах двигателей на различных режимах работы, их характеристикам и влиянию на н.

1977 год 4.83 МБ 8.5 скачиваний: 1892 &nbsp&nbsp Изложены теоретические основы аэродинамики и динамики полета самолетов гражданской авиации.

Рассмотрены основные понятия движущейся среды, создание аэродинамических сил, основные режимы полета, характеристики устойчивости и управляемости, влияние на них эксплуатационных факторов.

Для студентов вы. 2010 год 1.77 МБ 0.0 скачиваний: 2082 &nbsp&nbsp В книге рассказывается о двух самых скоростных самолетах в истории отечественной авиации — МиГ-25 и МиГ-31.Излагается история создания, описываются конструктивные особенности и тактико-технические характеристики самолетов.

Значительное место в издании занимают описания боевого применения МиГ-25 в ре. 2002 год 55.8 МБ 0.0 скачиваний: 1862 &nbsp&nbsp В учебнике в соответствии с программой курса «Авиационная метеорология» для вузов рассмотрены основы авиации, организация полетов в гражданской авиации, а также структура Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД).