Какая форма собственности имеет приоритет над другими

Какие способы возникновения права собственности присущи только государству?


Стр 10 из 13 а) приобретение права собственности на самовольную постройку; б) реквизиция; в) конфискация; г) спецификация; д) национализация. Возможно ли принудительное изъятие имущества у собственника?

а) возможно в любом случае; б) невозможно в любом случае; в) возможно, но только по основаниям, предусмотренным в законе. Как называется изъятие у собственника имущества в общественных интересах при чрезвычайных обстоятельствах?

а) реквизиция; б) конфискация; в) национализация. Как называется обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц? а) реквизиция; б) конфискация; в) национализация.

Как называется безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершенное правонарушение? а) реквизиция; б) конфискация; в) национализация. Тема 11. Основные формы (виды) собственности Какая форма собственности имеет приоритет над другими?

а) государственная; б) муниципальная; в) частная; г) все формы собственности равны между собой. Кто является собственником имущества государственного унитарного предприятия? а) государство; б) муниципалитет; в) директор предприятия; г) работники предприятия; д) само предприятие.

Могут ли национальные природные парки находиться в частной собственности граждан? а) могут в любом случае; б) не могут в любом случае; в) могут с согласия соответствующего органа исполнительной власти. Может ли ограничиваться количество и стоимость имущества граждан и юридических лиц?

а) может в любом случае; б) не может в любом случае; в) может, но только в том случае, если это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц.

Укажите, что может быть объектом частной собственности. а) земля; б) иные природные ресурсы; в) недра; г) леса. Что понимается под жилым помещением?

а) квартира; б) комната; в) жилой дом; г) общежитие; д) дом-интернат.

Сколько раз один гражданин может приватизировать жилое помещение? а) только 1 раз; б) не более 2 раз; в) не более 3 раз. В отношении каких жилых помещений не допускается приватизация?

а) служебных; б) аварийных; в) общежитий. Какой характер имеет приватизация как основание приобретения права собственности? а) первоначальный; б) производный.

Какое имущество индивидуального предпринимателя может быть объектом взыскания со стороны кредиторов? а) только то, которое используется в предпринимательской деятельности; б) все имущество; в) все имущество, за исключением того, на которое невозможно наложить взыскание. Кто является собственником имущества, которое передается некоммерческой организации её учредителем?

а) учредитель; б) некоммерческая организация; в) государство; г) муниципалитет.

Может ли имущество граждан быть обращено в государственную собственность в порядке национализации? а) может без компенсации стоимости имущества; б) может с компенсацией стоимости имущества; в) не может в любом случае. Может ли имущество юридических лиц быть обращено в государственную собственность в порядке национализации?

а) может без компенсации стоимости имущества; б) может с компенсацией стоимости имущества; в) не может в любом случае. 14. Является ли государство самостоятельным субъектом права собственности?

а) является; б) не является. Кто является собственником федерального имущества? а) Российская Федерация; б) Республики РФ; в) края; г) области; д) муниципалитеты. Является ли муниципальная собственность разновидностью государственной?

а) является; б) не является; в) является, но только недвижимое имущество.

Укажите субъекты муниципальной собственности. а) Российская Федерация; б) Субъекты Российской Федерации; в) городское поселение; г) сельское поселение. Что является объектом исключительной федеральной собственности? а) ресурсы континентального шельфа; б) имущество Вооружённых Сил РФ; в) объекты оборонного производства.
а) ресурсы континентального шельфа; б) имущество Вооружённых Сил РФ; в) объекты оборонного производства.

Какой статус имеют земля и другие природные ресурсы, если они не принадлежат на праве собственности гражданам, юридическим лицам и муниципальным образованиям? а) они находятся в государственной собственности; б) они являются бесхозяйными; в) они являются безнадзорными. Укажите круг объектов государственной собственности.

а) вещи, находящиеся в гражданском обороте; б) вещи, ограниченные в гражданском обороте; в) вещи, изъятые из гражданского оборота.

Укажите круг объектов муниципальной собственности. а) вещи, находящиеся в гражданском обороте; б) вещи, ограниченные в гражданском обороте (в случае специального указания в законе); в) вещи, изъятые из гражданского оборота. Что представляет собой приватизация? а) основание приобретения права собственности для частных лиц; б) основание приобретения права собственности для государства; в) основание прекращения права собственности для частных лиц; г) основание прекращения права собственности для государства.

а) основание приобретения права собственности для частных лиц; б) основание приобретения права собственности для государства; в) основание прекращения права собственности для частных лиц; г) основание прекращения права собственности для государства. Что представляет собой национализация?

а) основание приобретения права собственности для частных лиц; б) основание приобретения права собственности для государства; в) основание прекращения права собственности для частных лиц; г) основание прекращения права собственности для государства. Укажите возможные объекты приватизации.

а) предприятие; б) здание; в) земельный участок; г) жиле помещения. д) акции ОАО. Может ли одно и то же имущество принадлежать на праве собственности нескольким субъектам? а) может; б) не может; в) может, но только по решению суда.

В каких сочетаниях может возникнуть право общей собственности? а) только между физическими лицами; б) только между физическими и юридическими лицами; в) только между юридическими лицами; г) только между юридическими лицами и государством; д) только между физическими лицами и государством; е) в любых сочетаниях. Какой вид общей собственности может возникать с участием граждан?

а) только общая долевая; б) только общая совместная; в) и общая долевая, и общая совместная. Какой вид общей собственности может возникать с участием государственных и муниципальных образований? а) только общая долевая; б) только общая совместная; в) и общая долевая, и общая совместная.

Каким образом может возникать общая долевая собственность? а) по закону; б) по договору; в) в порядке наследования; г) в силу приобретательной давности. Что не может сделать со своей долей участник общей долевой собственности?

а) продать; б) подарить; в) завещать; г) отдать в залог; д) нет правильного ответа. Имеют ли собственники имущества, находящегося в долевой собственности, право преимущественной покупки продаваемой доли? а) имеют; б) не имеют. Укажите виды общей совместной собственности.

а) федеральная собственность; б) муниципальная собственность; в) промышленная собственность; г) собственность крестьянского (фермерского) хозяйства; д) общая собственность супругов. Может ли быть разделена общая совместная собственность? а) может; б) не может. Может ли при разделе общей совместной собственности быть выплачена компенсация, вместо выдела доли в натуре?
а) может; б) не может. Может ли при разделе общей совместной собственности быть выплачена компенсация, вместо выдела доли в натуре?

а) может и без согласия сособственника; б) может, но только с согласия сособственника; в) не может.10Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

27. Основания приобретения и прекращения права собственности.

Основанием для возникновения права собственности являются определенные юридические факты. Основания делятся на первоначальные и производные.

Такое разграничение устанавливается по критерию правопреемства, с наличием или отсутствием которого закон связывает определенные последствия. Согласно ст. 218 ГК к первоначальным основаниям относятся: Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь, т. е. на вещь, которой раньше не было.

Право собственности на такую вещь возникает у лица, изготовившего ее для себя из своего материала. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. Согласно ст. 219 ГК право собственности на вновь созданную недвижимость возникает с момента ее государственной регистрации. До этого момента застройщику принадлежит право собственности на комплекс имущества, включающего использованные материалы.

Согласно ст. 220 ГК переработка — спецификация, когда вещь создается из материала одного лица трудом другого лица.

Право собственности на такую вещь приобретает собственник материала, если иное не предусмотрено договором. При отсутствии договора собственником новой вещи может стать и ее переработчик спецификатор при одновременном наличии трех условий: · стоимость труда существенно превышает стоимость материала; · переработчик не знал, что использует чужой материал — добросовестность спецификатора; · переработчик осуществлял переработку в бытовых, а не в коммерческих целях. Лицо, ставшее собственником вещи, обязано возместить другому стоимость им утраченного — затраченный труд либо стоимость материала, в т.

ч. и при отсутствии между ними договора.

В случае недобросовестности спецификатора он обязан вернуть взамен утраченных материалов их собственнику не только изготовленную вещь, но и возместить причиненные убытки. Согласно ст. 221 ГК обращение в собственность общедоступных вещей, например сбор ягод, лов рыбы, охота, если она допускается в соответствии с законом, общим разрешением собственника или местным обычаем.

Согласно ст. 222 приобретение права собственности на самовольную постройку — недвижимость, созданную на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданную без необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее постройку, не приобретает право собственности на нее до тех пор, пока не получит право на отвод участка под постройку от владельца участка в установленном порядке. В противном случае самовольная постройка подлежит сносу за счет застройщика.

Если суд при разрешении спора между ними признает право собственности на недвижимость за владельцем участка, тот возмещает застройщику расходы на постройку. Если сохранение постройки нарушает права других лиц или создает угрозу жизни и здоровью граждан, то право собственности не может быть признано ни за кем из указанных лиц.

Согласно ст. 225 ГК приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, т. е. вещь, не имеющую собственника либо собственник которой от нее отказался или неизвестен. Порядок такого приобретения различен для движимого и недвижимого имущества.

Недвижимое имущество ставится на учет в органе его госрегистрации и в течение 1 года может быть принято оставившим ее собственником или перейти к ее давностному владельцу. По истечении 1 года оно может быть признано судом муниципальной собственностью по иску соответствующего органа местного самоуправления. Согласно ст. 226 ГК движимое имущество, брошенное его собственником, поступает в собственность его нового владельца, если оно признано судом бесхозяйным.

Малоценные вещи стоимостью менее 5 минимальных зарплат и отходы признаются собственностью владельца недвижимости, на которой они находятся, и без решения суда, если он приступил к их использованию или совершил иные конклюдентные действия. Согласно ст. 228 ГК приобретение права собственности на находку — вещь, выбывшую из владения собственника помимо его воли и впоследствии обнаруженную другим лицом.

Нашедший утерянную вещь приобретает на нее право собственности, а при его отказе она поступает в муниципальную собственность при наличии следующих условий оговоренных ст.

227 ГК: · лицо, потерявшее вещь, не установлено либо не известно место его пребывания; · лицо, нашедшее вещь, обратилось с заявлением об этом в милицию или в орган местного самоуправления; · с момента заявления о находке прошло 6 месяцев. Особенности правоотношений при действиях с находкой: · если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит передаче их представителю, который приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь; · нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае грубой неосторожности и в пределах ее стоимости; · скоропортящаяся вещь может быть реализована нашедшим с возвратом выручки от продажи потерявшему вещь лицу; · лицо, нашедшее вещь, но не ставшее ее собственником, вправе требовать возмещения расходов по ее хранению, сдаче, реализации, по обнаружению лица, управомоченного ее получить, а также на вознаграждение от этого лица за находку в размере до 20 процентов стоимости вещи, если оно не пыталось ее утаить.

Согласно ст. 230 ГК приобретение права собственности на безнадзорных животных близко к правилам о находке, но имеет некоторые особенности, связанные с тем, что домашние животные являются особыми объектами права, требующими постоянного ухода и гуманного отношения: · лицо, содержащее животное, отвечает за его гибель или порчу при любой форме вины; · согласно п.3 ст. 231 после перехода права собственности на животное к новому хозяину старый хозяин может требовать возврата животных, если: они сохранили к нему привязанность, либо они содержатся ненадлежащим образом. · согласно ст. 232 ГК лицо, содержавшее животное, вправе требовать возмещения расходов по его содержанию, с зачетом выгод от его использования; Согласно ст.

233 ГК приобретение права собственности на клад — намеренно скрытые ценности, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право.

Особенности приобретения права собственности на клад: · если клад не является памятником истории или культуры, он полностью поступает в собственность лица, на территории которого он обнаружен, и лица, нашедшего клад в равных долях или по соглашению между ними; · если клад является памятником истории или культуры, он поступает в собственность государства, а указанные лица имеют право на вознаграждение в размере 50 процентов стоимости клада в равных долях или по соглашению между ними. Лицо, обнаружившее клад в чужом имуществе, не имеет права на долю в общей собственности на клад, если оно производило раскопки без согласия собственника этого имущества, либо такие раскопки, специально направленные на обнаружение клада, входили в круг его трудовых или служебных обязанностей.

Размер вознаграждения в этом случае определяется трудовым договором или соглашением сторон. Статья 234 регламентирует приобретательскую давность — приобретение права собственности на имущество лицом, добросовестно, открыто и непрерывно владеющим им в течение 5 лет (на недвижимое имущество — 15 лет).

Условия приобретательской давности: · истечение установленного срока давности владения. Особенности: срок начинается не ранее истечения срока исковой давности по виндикационному иску собственника имущества; в срок засчитываются периоды добросовестного владения имуществом предыдущими владельцами; · владение должно быть добросовестным — владелец не знал и не должен был знать о его незаконности, т.

Особенности: срок начинается не ранее истечения срока исковой давности по виндикационному иску собственника имущества; в срок засчитываются периоды добросовестного владения имуществом предыдущими владельцами; · владение должно быть добросовестным — владелец не знал и не должен был знать о его незаконности, т. е. об отсутствии у него права собственности на вещь; · владение должно быть открытым, без утайки, иначе возникают сомнения в добросовестности владельца; · владение должно быть непрерывным: течение давностного срока прерывается предъявлением к нему собственником виндикационного иска либо совершением владельцем действий, свидетельствующих о признании им права собственности на вещь за другим лицом.

До приобретения права собственности закон защищает права владельца от посягательств иных нетитульных владельцев.

В этом случае непрерывность владения сохраняется. Производные основания приобретения права собственности, связанные с переходом права собственности на объект от одного лица к другому, одновременно являются и способами прекращения права собственности на объект у первоначального собственника согласно п.2 ст.

235 ГК: Национализация — обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц. Национализация проводится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убытков.

Споры о возмещении убытков разрешаются судом. Приватизация — переход имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в частную собственность физических и юридических лиц на основании специального закона. Реквизиция — обращение имущества физических и юридических лиц в собственность государства при возникновении чрезвычайных обстоятельств в интересах общества по решению государственных органов на возмездной основе.

Оценка возмещения может быть оспорена в суде. При прекращении чрезвычайных обстоятельств бывший собственник вправе требовать через суд возвратить ему сохранившееся имущество. Конфискация — безвозмездное изъятие имущества у собственника в предусмотренных законом случаях по решению суда в виде санкции за совершение правонарушения.

Конфискация в уголовном праве — дополнительная мера наказания за тяжкие корыстные преступления.

Конфискация в административном праве — основная или дополнительная мера взыскания, представляющая собой обращение в государственную собственность орудия совершения или непосредственного объекта правонарушения. Конфискация в гражданском праве — санкция за совершение недействительных сделок с целью, противной основам правопорядка и нравственности, под влиянием обмана, насилия, угрозы, тяжелого материального положения, злонамеренного соглашения представителя с другой стороной. Согласно ст. 239 ГК отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка (горного отвода, акватории) при невозможности сохранения права собственности на него у собственника.

Причины такого изъятия: · государственные или муниципальные нужды; · ненадлежащее использование участка. Отчуждение производится судом по иску органа, изымающего соответствующий участок путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. Отчуждение бесхозяйственно содержимого собственником имущества, указанного в законе: · Согласно ст.

240 ГК культурных ценностей, охраняемых государством при угрозе утраты ими своего значения — по иску органа охраны памятников культуры путем их выкупа государством или продажи с публичных торгов; · Согласно ст. 293 ГК жилых помещений, а также при использовании их не по назначению, систематическом нарушении прав и интересов соседей — по иску органа местного самоуправления путем его продажи с публичных торгов; · Согласно ст. 241 ГК домашних животных в случае негуманного обращения с ними — по иску лица, заинтересованного в их приобретении для себя.

Кроме вышеназванных случаев прекращения права собственности на имущество в связи с его переходом к другим лицам, может иметь место прекращение права собственности и без такого перехода.

Такими случаями являются: · потребление вещи собственником; · уничтожение вещи.

Эти случаи, как правило, не затрагивают интересов других лиц и поэтому не требуют юридического оформления.

Стр 35 из 74 » Соседние файлы в папке

  1. 27.01.2014118.27 Кб
  2. 27.01.201414.38 Кб
  3. 27.01.201429.7 Кб
  4. 27.01.20142.33 Mб
  5. 27.01.2014390.66 Кб
  6. 27.01.2014242.69 Кб
  7. 27.01.2014341.5 Кб
  8. 27.01.201412.93 Кб
  9. 27.01.201412.47 Кб
  10. 27.01.2014233.98 Кб
  11. 27.01.2014317.95 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Какую форму собственности выбрать

При выборе типа будущей компании необходимо учитывать масштабы предстоящей деятельности. Если бизнесмен организует фирму в одиночку для ведения аптечного бизнеса, оптовой торговли или в другой сфере, проще оформить ИП. Ему необязательно нанимать работников и усложнять структуру компании.Но для объединения нескольких вкладчиков создается АО или ООО публичного или непубличного характера.Чтобы организовать крупное предприятие, в отличие от малого бизнеса, наиболее подходящая форма собственности – ПАО.

2 курс 2ВПО ОПУВТ (Забелина) / ОТУ 1 курс 2ВПО-ОПУВТ / Лекции 2ВПО / тема ПЕРЕВОЗЧИК / Формы собственности

собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).

В России в соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными организациями во владение, пользование и распоряжение.

Установление государственной собственности позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения важнейших благ с соответствующим выделением необходимых ресурсов.

Этим создаются предпосылки равных возможностей для различных субъектов экономики. Вместе с тем государственной собственности присущи и определенные недостатки. К ним относятся неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание экономических благ, бюрократический стиль управления, незаинтересованность в использовании новых достижений науки и техники, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества продукции.

Все это приводит к тому, что государственные организации оказываются часто менее эффективными по сравнению с аналогичными частными структурами. Муниципальная собственность. В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности выступает муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне рассматривается как самостоятельная форма собственности.

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, a также муниципальным образованиям. Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. К объектам муниципальной собственности относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и иные предприятия, организации социальной сферы и т.

д. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и организациями во владение, пользование и распоряжение.

Иные формы собственности. В современной экономике помимо основных форм собственности существуют и другие, производные формы собственности. К ним относится иностранная собственность, смешанная собственность, интеллектуальная собственность и др.

Под иностранной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным лицам: физическим и юридическим лицам, государствам, международным организациям. Смешанная собственность – собственность, основанная на сочетании разных форм собственности (с участием иностранной собственности или нет). В современной экономике, функционирующей на основе информационных технологий, большую роль играет интеллектуальная собственность.

Объектами интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуального труда.

Это – открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и другие продукты, а также произведения искусства. Права интеллектуальной собственности защищены особыми законами.

В России к ним относятся Федеральные законы: Об авторском праве и смежных правах, О правовой охране программ для электронных вычислительных машин, О правовой охране топологий интегральных схем, О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Патентный закон Российской Федерации. » Соседние файлы в папке

  1. 18.04.201564 Кб
  2. 18.04.201562.98 Кб
  3. 18.04.201557.86 Кб
  4. 18.04.201555.3 Кб
  5. 18.04.201541.98 Кб
  6. 18.04.201553.76 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Статья 212. Субъекты права собственности.

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив 2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. 4. Права всех собственников защищаются равным образом.Комментарий к статье 2121.

Содержание ст. 212 ГК определяется нормой ст. 8 Конституции РФ, установившей наличие государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности.

При этом само понятие формы собственности ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается. В ст. 8 Конституции указывается, что все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Следовательно, нет оснований говорить о приоритете одной формы собственности (ведущей, определяющей) по отношению к другим.

2. Фактически взаимоотношение форм собственности выступает как взаимоотношение собственников — Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Эти отношения строятся как отношения равных лиц. Однако участие публичных образований в гражданском обороте связано с определенными особенностями, что и вызвало необходимость установления ряда специальных норм.

В частности, некоторые объекты гражданских прав могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Законы, устанавливающие такие правила, являются законами об ограничении прав и потому могут иметь основанием только публичные интересы. Иным образом, кроме как путем издания специальных законов, такие ограничения устанавливаться не могут. Кроме того, могут вводиться особенности приобретения и прекращения права собственности в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

В частности, способы распоряжения государственной, муниципальной собственностью, ее использования зависят от тех публичных целей, для обеспечения которых предназначена эта собственность. Соответственно государство, муниципальные образования в лице их компетентных органов не могут по своему усмотрению совершать распорядительные имущественные акты, влекущие утрату или приобретение объектов собственности, а должны руководствоваться законами, иными нормативными актами. 3. В то же время в отношениях с иными лицами государство, муниципальные образования выступают на равных основаниях, и совершенные ими гражданско-правовые сделки не могут быть оспорены по тому основанию, что они не отвечают целям деятельности собственника — лица публичного права, если только эти цели не сформулированы в законе в качестве определенной положительной нормы.

4. В силу ст. 209 ГК собственнику принадлежит вся полнота прав на вещь. Соответственно по своему содержанию право собственности, принадлежащее как государству или муниципальному образованию, так и частному лицу (физическому или юридическому), не отличаются одно от другого.

В силу ст. 209 ГК, как указывалось, собственник вправе совершать любые действия, поскольку эти действия не противоречат законам и иным правовым актам. Следовательно, возможно установление законом известных границ праву собственности, в том числе установлением правил и процедур реализации этого права. Лица публичного права, деятельность которых строго регламентирована, значительно более ограничены таким образом в осуществлении принадлежащего им права собственности, чем физические и юридические (частные) лица.

В то же время это не означает, что в той мере, в какой лица публичного права ограничиваются в своем праве собственности, иные лица получают соответствующие правомочия. Следовательно, здесь нет и оснований усматривать ограничение права в его точном юридическом смысле, как это имеет место, например, в конструкции вещного права на чужую вещь.

Скорее можно говорить о том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не может быть использовано в полной мере, а должно служить только определенным целям, имеющим публично-правовую природу. Соответственно отмечается более низкая эффективность функционирования имущества, находящегося в публичной собственности, чем в частной. 5. С этих позиций следует оценивать попытки обнаружить неизвестные Конституции РФ и ГК формы собственности — коллективную, родовую, общинную и т.п., как проявление «иных форм собственности».

С экономической точки зрения отказ от частной собственности влечет снижение эффективности ее эксплуатации, с юридической — существенно ограничивает фактический объем тех возможностей, которые предоставляет право собственности.

Кроме того, во всех тех случаях, когда предлагаются «иные» формы собственности, с успехом может использоваться конструкция юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) с наделением ее соответствующим имуществом. 6. В настоящее время до конца не урегулированы отношения собственности между Российской Федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

(Ведомости ВС РСФСР.

1992. N 3. Ст. 89) составлены приложения N 1 — 3, в которых пообъектно указаны объекты, относящиеся соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов федерации, собственности муниципальных образований. В то же время обсуждается: каким должен быть порядок передачи имущества из ведения федерации в ведение субъекта федерации, возможно ли изъятие или безвозмездная передача муниципального имущества в ведение субъекта федерации или федеральное ведение.

Детального правового регулирования в этой сфере пока не имеется.

Необходимо отметить, что непосредственно законом не может быть установлено право собственности на конкретный объект, поскольку в силу ст. 8 ГК закон не может служить основанием возникновения гражданских прав. Законом могут быть установлены лишь условия, при которых указанные в ст.

8 ГК юридические факты порождают права и обязанности.

Следовательно, законом не может быть непосредственно создано право собственности на тот или иной конкретный объект. 7. При определении посредством закона условий передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов федерации необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6. ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии со своей компетенцией, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Между тем в совместном ведении РФ и субъекта федерации находятся вопросы разграничения государственной собственности. Следовательно, по этим вопросам приоритет имеет федеральный закон.

В то же время по иным, кроме разграничения государственной собственности, вопросам управления собственностью, находящейся в ведении субъекта федерации, преимущество отдается уже законам и нормативным актам субъекта федерации. Что касается муниципальной собственности, то управление ею не может осуществляться на основании федерального закона.

Похожие работы на — Конституция Российской Федерации

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Поможем написать качественную работу Без плагиата! © 2003 — 2022 «Библиофонд»

3.2.

Формы собственности

Государственной собственности присущи раздутые бюрократические аппараты. Основные экономические показатели социально-экономической системы, основанной на государственной собственности, оказались невысокими, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики, основанной на разнообразных формах собственности; характеризуется замедленными темпами роста производительности труда, снижается из года в год фондоотдача и растет материалоемкость.

Однако, несмотря на наличие ряда отрицательных черт, государственная собственность имеет свои специфические преимущества, по сравнению с другими формами собственности: — государственная собственность, обеспечивая единое централизованное управление экономикой, может функционировать в экстремальных условиях. Например, во время войны, стихийных бедствий и т. д; — концентрация экономических ресурсов в распоряжении государства позволяет ему осуществлять мероприятия, направленные на расширение собственных благ для улучшения социальной защиты общества, для решения крупных хозяйственных задач.

Она может выполнять заказы обороны, космические программы, а также программы экологической защиты, развития фундаментальной науки и т.

д. Она способна осуществлять макрорегулирование, оптимизировать структуру национальной экономики, ориентируясь, в конечном счете, на человека. В бывшем СССР было стремление к «единой фабрике», то есть укрупнению производства до максимальной возможности, которая не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но и требованиям потребности индустриального общества. Отсюда были неизбежны деформации государственной собственности.

Это и привело к таким тяжелым социально-экономическим последствиям, как техническая отсталость промышленности и сельского хозяйства, всеобщий дефицит товаров и услуг, огромное число скрытых и явных безработных, экономическая изолированность от мирового хозяйства. Разгосударствление и приватизация государственной собственности. Составной частью экономической реформы России на современном этапе является разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают предоставление предприятиям, независимо от форм собственности, полной экономической свободы, отказ государства от прямого и административного воздействия на их хозяйственную деятельность.

Составной частью разгосударствления служит приватизация, под которой подразумевается перевод государственной собственности в иные формы, более приспособленные к рыночной экономике. Цели приватизации собственности – повышение эффективности, совершенствование соотношения частной и государственной собственности, конкуренции и монополии, развитие многоукладности экономики.

Зарубежный опыт показывает, что с помощью приватизации решаются финансовые проблемы, также как погашение бюджетного дефицита, борьба с инфляцией, ликвидация государственного долга. Приватизация убыточных предприятий сокращает бюджетные расходы государства. В посткапиталистических странах посредством приватизации формируется средний класс.

Содержание приватизации наиболее полно раскрывается в методах ее осуществления. Мировая практика знает следующие основные методы приватизации:

  1. всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции, которые составляют 25% уставного капитала приватизируемого предприятия. Дополнительно к этому продаются еще 10% уставного капитала за внесенные трудовым коллективом деньги со скидкой на 30% и с рассрочкой до трех лет. Но первоначальный взнос должен быть не менее 15%;
  2. продажа акций предприятий его работниками;
  3. продажа государственных предприятий непосредственно в частные руки;
  4. всем членам трудового коллектива, кроме льгот, указанных в пункте 1, предоставлялось право приобретения простых акций за деньги, не больше 51 % уставного капитала, но без каких-либо льгот. Предложенная цена устанавливалась комиссией местной власти;
  5. инициативной группе работников, пожелавшей участвовать в выкупе имущества в счет плана приватизации, представлялось право приобретения за деньги 20% простых акций по номинальной стоимости. При этом необходимо было разрешение трудового коллектива. Таким образом, акционерная собственность становится основной формой собственности в России. С появлением ваучера как особого типа ценных бумаг в нашей стране был создан специальный инвестиционный фонд приватизации (ЧИФ – чековый инвестиционный фонд), не характерный для мировой практики. ЧИФ может быть только закрытого типа, чтобы не распылить средства, он не имеет право выкупать свои акции у акционеров. С 1 июля 1994 г. в соответствии с Указом, подписанным президентом РФ, начинается новый период в приватизационным процессе – так называемый постваучерный. Второй период приватизации связан с инвестиционной практикой. Приватизация собственности в России будет продолжаться еще длительное время. Стр 11 из 52 Соседние файлы в предмете
    • 24.03.2016642.14 Кб
    • 24.03.20162.26 Mб
    • 24.03.20161.07 Mб
    • 13.03.2015499.66 Кб
    • 24.03.20162.25 Mб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  6. выкуп акций государственных предприятий менеджерами;
  7. 13.03.2015499.66 Кб
  8. ваучерный характер ее осуществления;
  9. крупные предприятия (до 1000 человек занятых, свыше 50 млн. руб. балансовой стоимости основных фондов).

    Они приватизировались путем преобразования в открытые акционерные общества с привлечением, главным образом, трудового коллектива;

  10. 24.03.20162.26 Mб
  11. распространение акций среди широких слоев населения страны;
  12. 24.03.2016642.14 Кб
  13. 24.03.20162.25 Mб
  14. 24.03.20161.07 Mб
  15. мелкие предприятия (до 200 человек работающих, стоимостью основных фондов до 1 млн. руб.);
  16. приватизация осуществляется в условиях перехода от плановой экономической системы в рыночную.

    По первоначальной идее, приватизация государственной собственности должна была иметь ваучерный характер.

    Это означало, что передача государственной собственности гражданам будет осуществляться бесплатно. Однако, как показал сам процесс приватизации, она происходила в условиях гиперинфляции и отсутствия правовых режимов в рамках переходного периода. В августе 1992 г. вышел Указ президента России о внедрении приватизационных чеков – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи госсобственности.

    Приватизационный чек (ваучер) представлял собой государственную ценную бумагу, способную выкупить государственное имущество, подлежащее приватизации, или акции специальных инвестиционных фондов. Это был документ на предъявителя, имеющий нормальную стоимость в 10 000 рублей на 1991 г., причем ваучеры могли свободно продаваться и покупаться на рынке до 1 марта 1993 г. По истечении срока действия они считались погашенными и утрачивали покупную способность.

    Общая рыночная цена государственного имущества, подлежащего приватизации, составила 1,5 трлн. рублей по оценкам 1991 г. или 35% от всех приватизационных фондов. Указанную сумму стоимости имущества разделили на количество населения России на конец 1991 г., в результате чего получили сумму 10 000 рублей на каждого гражданина страны.

    Согласно программе, приватизация государственных, муниципальных предприятий должна была осуществляться в течение 1992 – 1994 гг.

    Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы:

    • мелкие предприятия (до 200 человек работающих, стоимостью основных фондов до 1 млн. руб.);
    • крупные предприятия (до 1000 человек занятых, свыше 50 млн. руб. балансовой стоимости основных фондов). Они приватизировались путем преобразования в открытые акционерные общества с привлечением, главным образом, трудового коллектива;
    • остальные предприятия приватизировались любым из указанных методов приватизации. Трудовым коллективом в случае акционирования их предприятия предоставлялись следующие льготы:
      • всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции, которые составляют 25% уставного капитала приватизируемого предприятия. Дополнительно к этому продаются еще 10% уставного капитала за внесенные трудовым коллективом деньги со скидкой на 30% и с рассрочкой до трех лет. Но первоначальный взнос должен быть не менее 15%;
      • всем членам трудового коллектива, кроме льгот, указанных в пункте 1, предоставлялось право приобретения простых акций за деньги, не больше 51 % уставного капитала, но без каких-либо льгот. Предложенная цена устанавливалась комиссией местной власти;
      • инициативной группе работников, пожелавшей участвовать в выкупе имущества в счет плана приватизации, представлялось право приобретения за деньги 20% простых акций по номинальной стоимости. При этом необходимо было разрешение трудового коллектива. Таким образом, акционерная собственность становится основной формой собственности в России. С появлением ваучера как особого типа ценных бумаг в нашей стране был создан специальный инвестиционный фонд приватизации (ЧИФ – чековый инвестиционный фонд), не характерный для мировой практики. ЧИФ может быть только закрытого типа, чтобы не распылить средства, он не имеет право выкупать свои акции у акционеров. С 1 июля 1994 г. в соответствии с Указом, подписанным президентом РФ, начинается новый период в приватизационным процессе – так называемый постваучерный. Второй период приватизации связан с инвестиционной практикой. Приватизация собственности в России будет продолжаться еще длительное время. Стр 11 из 52 Соседние файлы в предмете
        • 24.03.2016642.14 Кб
        • 24.03.20162.26 Mб
        • 24.03.20161.07 Mб
        • 13.03.2015499.66 Кб
        • 24.03.20162.25 Mб

        Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  17. сдача госпредприятий в аренду с заключением контракта на управление ими;
  18. создание на основе государственных предприятий смешанной собственности с частной, групповой формой. Раскрытие экономического содержания и способов приватизации 80-х годов в странах Запада весьма полезно для выявления особенностей приватизации в России.