Как влиять на тарифы управляющей компании

Где посмотреть текущие?


В соответствии со ст. 156 ЖК РФ, тарифы на содержание многоэтажного дома устанавливаются собственниками квартир на общем собрании, учитывая предложения управляющей компании. Также на собрании утверждается список обязательных работ и их стоимость.

Если собрание собственников не проводилось или по иным причинам величину платы установить не удалось, УК должна включить в договор положений о том, что стоимость услуг определяется в соответствии с законодательством.

Коммунальные услуги

Стоимость услуг ресурсоснабжающих компаний по поставке электроэнергии, газа, тепла, горячей и холодной воды, а также услуги по водоотведению устанавливается органами местного самоуправления или государственной власти регионального уровня.Сколько должен заплатить ресурсоснабжающим компаниям владелец объекта жилой недвижимости, определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета или установленных норм потребления.В случае если объект жилой недвижимости оборудован индивидуальными приборами учета газа, электричества и воды, то собственник объекта может контролировать использование этих ресурсов.Важно! Чтобы высчитать потребление за определенный временной период, достаточно из показаний индивидуальных приборов учета на конец этого периода вычесть показания, зафиксированные на начало периода.

Полученную величину потребления достаточно умножить на установленный тариф, и стоимость услуг ресурсоснабжающих компаний рассчитана.В большинстве случаев ресурсоснабжающие компании самостоятельно выставляют гражданам квитанции на оплату своих услуг. При этом стоимость услуг рассчитывается на основе показаний индивидуальных приборов учета, переданных гражданами, а в случае отсутствия этих приборов — на основе установленного норматива потребления.Периодически представители ресурсоснабжающих компаний приходят к владельцам объектов жилой недвижимости и сверяют передаваемые показания с индивидуальных приборов учета с реальными.

Это делается для выявления случаев мошенничества.В случае если многоквартирный жилой дом оснащен общедомовыми приборами учета, то снятием показаний с этих приборов занимаются сотрудники управляющей компании или иной организации, в управлении которой находится этот дом.Показания фиксируются в специальном журнале. Любой гражданин, владеющий объектом жилой недвижимости в этом доме, вправе ознакомиться с записями журнала, чтобы удостовериться в правомерности начислений.Общедомовые приборы учета могут быть приобретены и установлены в любой момент после того как общее собрание собственников примет решение об их установке. При этом стоимость работ по приобретению и установке этих приборов разделяется между всеми владельцами объектов недвижимости в этом доме, поскольку такие приборы входят в состав общедомового имущества.Установить общедомовые приборы учета могут только сотрудники ресурсоснабжающих компаний.Внимание!

Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Если объект жилой недвижимости не оснащен индивидуальными приборами учета, оплата производится на основании установленных нормативов.

Чаще всего у граждан отсутствуют индивидуальные приборы учета воды, газа и тепла, а вот индивидуальные приборы учета электроэнергии установлены у подавляющего большинства.Нормативы потребления ресурсов могут устанавливаться по количеству граждан, зарегистрированных на объекте жилой недвижимости, или исходя из площади этого объекта.Гражданин, оплачивающий услуги ресурсоснабжающих компаний по квитанциям, может сравнить используемые в этих квитанциях нормативы с установленными и при выявлении несоответствия потребовать провести перерасчет.Можно ли сменить управляющую компанию по дому, .Кто отвечает за ремонт дорог во дворах многоквартирных домов, читайте по ссылке:

Законы о тарификации услуг ЖКХ

В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги отличаются в зависимости от субъекта. Регулирование цен осуществляется на базе ряда нормативно-правовых актов: Тарифы на коммунальные услуги и отраслевые законыПостановления Правительства РФ и регулирование тарифов на жилищные услугиНПА, регламентирующие ответственность Закон РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491Закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» Закон РФ от 26.03.2002 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 Закон РФ от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 14.31, 14.32) Закон РФ от 31.05.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ»Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190 Закон РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 № 2353-р Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.2017 № 159/пр Потребитель получает услуги ЖКХ на основании возмездного договора, обязательным условием которого является указание размера оплаты в пределах социальной нормы или сверх нее, согласно ФЗ о коэффициентах на тарифы ЖКХ и ст.

156, 157 ЖК РФ. Квартплата рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами власти субъектов РФ, а плата за жилое помещение определяется в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД.

Там же указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в числе которых входит утверждение тарифов.

Общий комплекс мер осуществляет Управление регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы РФ.

Что входит в содержание жилья

Чтобы в случае чего потребовать от управляющей компании отчета о том, за что платятся деньги, и откуда берутся те или иные тарифы, следует точно понимать, что конкретно входит в коммунальные услуги.Начисление за коммуналку согласно действующему законодательству происходит на основании стоимости услуг, исчисляемых в единицах, а также за работу, проводимую по твердому показателю стоимости и направленную на обслуживание и содержание общего имущества жильцом многоквартирного дома.Если с обязательными ресурсами типа света и воды все точно определено, то содержание общего имущество может включать различный перечень услуг с учетом расположения дома, потребностей жильцов и так далее.Запомните!

Отнести сюда можно следующее:

  1. осуществление осмотра помещений. Осуществляется такое мероприятия представителем управляющих организаций, обслуживающих конкретный многоквартирный дом. В первую очередь должно быть установлено, что проживание в доме безопасно, и нет недостатков, которые могут причинить вред жизни или здоровью жильцов;
  2. соблюдение пожарной безопасности, позволяющей в случае опасной ситуации обеспечить защиту и эвакуацию всего дома;
  3. облагораживание территории возле дома, а также обеспечение сезонного использования объектов общего имущества;
  4. осуществление уборки. Здесь следует не только проводить вывоз мусора, но и помнить о санитарно-гигиенических нормативах, которые также должны быть соблюдены. Осуществлять уборку следует как в самом доме, так и на прилегающей к таковому территории;
  5. вывоз отходов. Здесь следует своевременно заключать и продлевать договоры с соответствующий компаниями, осуществляющими вывоз мусора, а также иных отходов с территории жилого дома;
  6. контроль температурного режима. Тепло должно быть не только в квартирах, но и в подъездах. Также следует обеспечивать необходимый уровень влажности согласно установленным нормативам;
  7. обеспечение освещения. Речь идет не о самих квартирах, а о местах общего пользования: подъездах, дворах, зоне перед подъездами и так далее;
  8. осуществление текущих и капитальных ремонтов. Здесь также требуется своевременное заключение договора на облуживание помещения, чтобы не создавались аварийные ситуации.

Указанные мероприятия выступает частью того, что реализуется управляющей компанией. С учетом того, какой дом, и каковы потребности жильцов, перечень услуг может быть расширен.Все оказываемые услуги должны быть закреплены документально, обязательно ведется протокол, подписываемый как управляющей компанией, так и жильцами (представителями таковых).

Полный перечень мероприятий предлагается непосредственно в ст. 154 ЖК РФ.Поскольку каждый собственник имеет возможность проверять установленные тарифы и итоговую стоимость предлагаемых выше услуг и работ, управляющая компания не может самостоятельно определять предельные суммы коммуналки, самовольно устанавливая тарифы и цены.Для контроля над этим и предусматриваются положения закона, а также надзорные мероприятия со стороны местных и региональных органов власти.

154 ЖК РФ.Поскольку каждый собственник имеет возможность проверять установленные тарифы и итоговую стоимость предлагаемых выше услуг и работ, управляющая компания не может самостоятельно определять предельные суммы коммуналки, самовольно устанавливая тарифы и цены.Для контроля над этим и предусматриваются положения закона, а также надзорные мероприятия со стороны местных и региональных органов власти.

Собственники в любое время должны получать доступ к сведениям о работе УК, а случае нарушений обладают правом обращения в судебный орган.Внимание! В первую очередь при выявлении нарушений следует сформировать срочное собрание, при этом управляющая компания никак не может препятствовать этому.

В итоге может произойти смена УК, обращение в суд, перерасчет тарифов и так далее.

А как обстоит дело с тарифом на содержание жилья?

Тариф на содержание утверждает общее собрание собственников помещений в доме. Однако в большинстве многоквартирных домов общее собрание этот тариф не утверждает.

В этом случае управляющая организация применяет тарифы, утвержденные местными органами власти. При этом управляющие организации ссылаются на часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ. Читайте также: Долгое время толкование этой нормы носило спорный характер.

Далеко не все собственники были согласны с тем, что при отсутствии тарифа, утвержденного общим собранием, можно применять тарифы, определенные властями.

При этом ссылались собственники все на ту же часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ.

Сетевое издание «МОЁ! Online» (перевод — «МОЁ! Прямая линия»)

Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.

Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса» Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова Редактор отдела новостей «МОЁ!

Online» — Александра Васильевна Грицаева Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54 Телефоны редакции: (473) 267-94-00 E-mail редакции: и Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ!

Online». Есть интересная новость?

Звоните: (473) 267-94-00. Пишите: По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь: Почта: или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13 Подписка на новости: RSS «МОЁ! Online» в сети: Реклама на сайте

  1. Цифровая газета «МОЁ! Плюс»
  2. Информация о платных услугах
  3. Карта сайта
  4. Все новости
  5. Политика конфиденциальности
  6. Другие новости
  7. Правила общения
  8. Полезные материалы

Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2022.

Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права.

Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности.

Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу В рубрике «Воронеж официальный» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ!

Online» и органами власти. Материалы рубрики «Новости партнёров» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы.

Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение. В России запрещена деятельность организаций: «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им.
В России запрещена деятельность организаций: «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им.

Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымско-татарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля»; «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба». Внимание! У вас отключены Cookie или JavaScript.

Для полноценного использования сайта, пожалуйста, включите их в своём браузере.

Как оспорить повышение тарифа на содержание жилья УК?

Оплата за содержание и ремонт в многоквартирном жилом помещении считается результатом соглашения между сторонами управления МКД. Представители управляющей компании не имеют права в одностороннем порядке, то есть не обсудив это с собственниками здания, заниматься установлением или изменением тарифов.

Данные требования закреплены в положениях Постановления ФАС СЗО от 17 декабря 2009 года по делу . В соответствии с Жилищного законодательства, владельцы квартир имеют право сами регулировать предложенные управляющей компанией тарифные ставки на предоставляемые услуги.

Как хозяин помещения в многоквартирном доме, любой человек вправе инициировать общее собрание собственников с целью изменения тарифа на содержание.

Это приоритет, которым каждый жилец имеет право пользоваться на законных основаниях. На собрании жильцов может быть произведено самостоятельное вычисление предварительных расчетов.

При выявлении явных завышений платежей и требований уплаты тех услуг, которые так и не были предоставлены управляющей компанией, жильцы и собственники многоквартирного дома имеют право потребовать новую тарификацию.

На этом основании устанавливаются поправки к существующему договору на оказание услуг, и управляющая компания обязуется изменить оплату. Собственники должны понимать, что тарифы нельзя сменить в любой момент – они будут действовать в течение года, и только по окончанию отчетного периода могут быть внесены поправки по новым платежам.
Собственники должны понимать, что тарифы нельзя сменить в любой момент – они будут действовать в течение года, и только по окончанию отчетного периода могут быть внесены поправки по новым платежам.

Когда жильцы сталкиваются с фактом завышения со стороны управляющей компании цен на тарифы, необходимо обратиться к представителям УК с заявлением о перерасчете коммунальных платежей. Управляющая компания обязана рассмотреть предоставленное заявление и принять решение.

Когда признается факт ошибки со стороны УК, ответ будет положительным.

Лишние финансовые средства будут возвращены либо перечислены в счет будущих платежей. Заявление составляется в двух экземплярах.

Также его можно отправить заказным письмом с описью о вложении.

Когда ответ от управляющей компании является отрицательным, жильцам следует написать заявление с жалобой в жилищную инспекцию. Вместе с жалобой необходимо приложить все заключенные соглашения, а также доказать сам факт обращения в УК. В качестве доказательства выступает уведомление о получении письма или завизированный секретарем управляющей компании второй экземпляр заявления в том случае, если заявление вручалось лично.
В качестве доказательства выступает уведомление о получении письма или завизированный секретарем управляющей компании второй экземпляр заявления в том случае, если заявление вручалось лично.

Представители жилищной инспекции должны будут провести проверку.

Если факт нарушения будет подтвержден, то управляющей компании придется выплатить значительный штраф.

Если Жилищная инспекция будет бездействовать, то собственникам придется обратиться в прокуратуру или суд. При обращении в суд или прокуратуру будет лучше все действия фиксировать документально.

При обращении следует оперировать полезными пунктами в законодательстве. Все тексты должны быть предельно точными и не иметь эмоциональной окраски. Заявление в управляющую компанию на перерасчет коммунальных услуг WORD 12.50 KB Жалоба в жилищную инспекцию на управляющую компанию WORD 19.00 KB Жалоба в прокуратуру на управляющую компанию WORD 36.50 KB —> Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  1. — все регионы РФ.

Имеет ли право УК поднимать плату за содержание жилья

Множество жильцов, получив квитанции, обращают внимание на увеличение тарифов по услугам, связанным с содержанием жилья и текущим ремонтом.

Компании, уполномоченные на управление домом, данное положение объясняют просто – правительство подняло тарифы по коммунальным услугам. Но насколько законно действуют УК, повышая цены на коммунальные услуги, основываясь на правительственном постановлении? Давайте обратимся к Жилищному кодексу РФ (пункту 4 статьи 154).
Давайте обратимся к Жилищному кодексу РФ (пункту 4 статьи 154).

В структуру оплаты за коммунальные услуги входит оплата за ХВС/ГВС, водоотведение, газо-, электроснабжение (вместе с предоставлением баллонного газа бытового назначения). Сюда же включено отопление (вместе с поставкой твердых топливных элементов, если отопление печное). Может ли управляющая компания повысить тарифы, Куда жаловаться на управляющую компанию: на плохую работу и мошенничество, читайте по ссылке: В пункте 7 статьи 156 Кодекса установлено, что объем оплаты по содержанию и проведению ремонта жилых помещений, размещенных в многоквартирных домах, где имеются товарищества владельцев, жилищный кооператив или же специальный кооператив потребительского направления, должен быть определен на общем сборе владельцев помещений, размещенных в подобном доме, проводящемся в порядке, который установлен ст.

ст. 45-48 действующего Кодекса.

Плата по услугам ремонта/содержания помещений в доме должна быть определена, учитывая предложения УК, на период от одного года.

Лишь у совета, созданного в МКД, есть полномочия по принятию решений, касающихся пересмотра тарифов на указанные услуги и прочие расходные статьи, фигурирующие в общем содержании общедомового имущества. А сейчас просто полюбопытствуйте в УК, на каких основаниях была поднята оплата по содержанию и текущему ремонту.

Также у вас есть право истребования копии запротоколированного общего собрания владельцев, где принималось такое решение. Получив протокол, спросите у владельцев соседних квартир, кто давал разрешение на увеличение оплаты за услуги содержания жилья/текущего ремонта. Конечно, управляющая компания может в рамках рекомендации предложить определенный уровень тарифа, однако, никак не установить его единолично, без ведома жильцов.

УК при проведении общего собрания владельцев помещений, необходимо в полной мере обосновать изменения в плате за содержание жилья.

В пункте 2 статьи 157 сказано, что УК не имеет права установления тарифов на предоставляемые коммунальные услуги. В данном пункте говорится о том, что расчет объема оплаты за коммунальные услуги, предусматриваемые ч. 3 ст. 154 Кодекса, производится по тарифам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, определяемым законом.

Государственные полномочия по определению тарифов, обозначенных данной частью, могут делегироваться ОМС в соответствии с порядком, предусматриваемым законодательством РФ. И ни одного упоминания о том, что УК имеет право самостоятельного установления тарифов.

В соответствии с ЖК РФ, владельцы жилых помещений и совет, созданный в МКД, относятся к основе власти в отношении проведения текущего ремонта/содержания жилья.

УК относится к наемным работникам, и именно жильцам принадлежит право определения условий, при соблюдении которых УК могут работать. Сейчас ситуация несколько изменилась. Все складывается таким образом, что именно жильцы прислушиваются к требованиям УК, а не наоборот.

Конечно, это можно изменить, то только жильцы должны проявить здесь инициативу.

Следует поинтересоваться насчет протоколов собраний и принятых на них решений. Истребуйте соглашение между УК и жильцами. Кроме того, у жильцов есть полное право требования от УК отчетности по затраченным финансам – ведь вы интересуетесь тем, на что потрачены ваши деньги.

Жильцы вправе получить услуги надлежащего качества и контролировать использование вносимых за услуги средств.

Всегда нужно знать, кому производится оплата и за что именно.

Как управляющая компания устанавливает тарифы на содержание и ремонт жилья

В ходе процесса установления тарифа за содержание и ремонт жилых помещений, первоочередным выступает перечень услуг и работ. Для расчета цены по содержанию и ремонту жилых помещений, в обязательном порядке необходимо определить список работ и услуг.

Кстати говоря, исходя из практики, львиная доля управляющих организаций считают необходимым для себя планировать конкретные виды и объемы работ с последующим объявлением только лишь общего размера платежа.

При подобных обстоятельствах выходит, что сособственники МКД не в состоянии его полноценно проконтролировать.

В таких случаях, довольно проблематично реализуема норма касательно соразмерного содержания и ремонта в условиях неустановленной периодичности совершения конкретных работ (в отношении которых посредством нормативно-правовых актов не определялась периодичность). О тарифах ЖКХ на 2016 год Какой тариф электроэнергии на даче, читайте по ссылке: Помимо этого, УК должна принять на себя ответственность по обеспечению надлежащего состояния общедомового имущества в многоквартирном доме (что, в свою очередь, предоставляет для Жилинспекции реальную возможность наложения штрафа в ответ на любое нарушение), однако, в реальности же не несет должный объем ответственности по выполнению перечня конкретных работ перед сособственниками. Услуги и работы, направленные на содержание и ремонт общего имущества в МКД, а также алгоритм корректировки перечня таких работ и услуг, выступают как основные договорные условия по договору управления (регламентировано пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса).

Вышеуказанный перечень должен быть утвержденным в рамках общего собрания совладельцев дома (регламентировано пунктом №17 правил по содержанию и ремонту общедомового имущества).

Рекомендуем прочесть:  Развод в загсе дзержинск

Основной минимум работ по обслуживанию многоквартирных домов отражен в тексте Правил по эксплуатации жилищного фонда, который, в свою очередь, утвержден Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года под № 170. Помимо вышеуказанных подзаконных нормативно-правовых актов, основой для разработки перечня работ и услуг по конкретному МКД следует считать Приложение №2 Правил проведения органом местного самоуправления открытых конкурсов для отбора УК для управления МКД, которое было утверждено посредством постановления Правительства от 06 февраля 2006 года под № 75. Актуальное законодательство РФ в сфере жилищных гражданско-правовых отношений подразумевает, что указанный перечень работ и услуг должен быть установлен для абсолютно каждого отдельно взятого МКД с учетом его характерных особенностей.

Исходя из подобного положения, объемы платы будут персональными и дифференцированными по каждому дому. Бытует мнение относительно того, что сособственники МКД и управляющая организация по объективным причинам не в состоянии определить четкий список по запланированным работам и услугам, так как не является достоверно известным тот факт, что никакие работы и услуги, кроме указанных, не станут необходимыми в течение временных рамок для действия договора между указанными сторонами. Подобное заключение было озвучено в рамках Постановления ФАС ЗСО от 23.12.2009 г.

относительно вопроса по привлечению УК к ответственности административного характера в ответ на нарушение Правил содержания общедомового имущества. Со стороны судей было высказано мнение, что подобное соглашение невозможно отнести к разряду договоров возмездного оказания услуг и, поэтому, не следует брать во внимание, что ответственность УК имеет ограничение посредством обязательств по конкретному договору. Однако стоит отметить, что такой договор выглядит довольно спорно.

Размер платы, который предлагается со стороны собственников помещений МКД, должен иметь обоснования, а также должен быть направлен на обеспечение рентабельности управляющей компании.

При условии, что компания лишь выходит на рынок управления жилищным фондом, для нее довольно важно сформировать план по себестоимости работ, что по факту означает составление смет.

Для планирования себестоимости работ и услуг, следует применить такие нормативно-правовые акты:

  1. Рекомендации относительно нормирования материальных ресурсов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 22 августа 2000 года под № 191).
  2. Рекомендации по нормированию труда работников, которые заняты содержанием и ремонтом жилищного фонда (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 09 декабря 1999 года под № 139);
  3. Методические рекомендации финансового обоснования тарифов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 года под № 303);

При этом, в качестве помощи, субъектам хозяйствования могут быть предложены различного рода методические рекомендации и пособия, которые не являются нормативными документами, а также продукты программного характера, которые предназначены для определения стоимости работ по содержанию и ремонту отдельно взятого МКД.

Также имеются компании консалтинговой специализации, которые занимаются предоставлением услуг обоснования тарифов.

Плата за ремонт и содержание жилого МКД не должна регулироваться со стороны государственных органов, поскольку алгоритм и источники формирования таковой не закреплены в нормах действующего законодательства Российской Федерации. Норма о тождественности цены приобретения и реализации имеет свое распространение лишь на предоставляемые коммунальные услуги от УК (закреплено в п. № 15 Правил по предоставлению коммунальных услуг).

УК, в принципе, не имеет такого обязательства – рассчитывать плату за ремонтные работы жилого помещения для жильцов МКД, основываясь лишь на ее расходах по оплате данных работ и услуг, которые были выполнены посредством привлеченных организаций. Нет такого правила или же законной нормы, которая бы ограничивала УК в применении наценки к стоимости работ подрядчика. Для соблюдения права потребителя на корректировку платы за содержание и ремонт в жилом помещении, при оказании услуг работ неудовлетворительного качества, цена за каждую отдельную услугу и работу должна быть дифференцирована.

Порядок утверждения размера платы

Часть 7 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45–48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год».

Правила 491 устанавливают: «31.

При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

… 35. Указанные … размеры платы за содержание жилого помещения … должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ». Приведенные нормы, во-первых, устанавливают, что размер платы за содержание не может быть изменен в любой момент, а должен устанавливаться на срок не менее чем один год, во-вторых, указывают на обязанность учета предложений управляющей организации при рассмотрении общим собранием вопроса о размере платы за содержание, в-третьих, устанавливают необходимость соразмерности платы за содержание утвержденному перечню услуг и работ, объемам и качеству таких услуг и работ.

Тарифы из воздуха

Фото: Александр Рюмин / ТАСС Теоретически эта практика управляющих компаний позволяет им завышать стоимость и капитального ремонта дома.

Согласно закону о капремонте (закон № 271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»), жильцы вправе передавать полномочия по сбору взносов на капремонт своим управляющим компаниям, напоминает партнер юридической компании Orient Partners Ксения Казакова. Впрочем, президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов отмечает, что даже если сборами средств на капремонт занимается УК, то решение о размере взноса принимают сами жильцы. «Собственники помещений многоквартирного дома, которые решили открыть специальный счет, на который будут зачисляться средства на капремонт, могут на общем собрании определить размер ежемесячного взноса.

Однако размер этого взноса не может быть меньше установленного региональными властями минимума», — добавляет юрист. В Москве минимальный размер взноса с 29 декабря 2014 года составляет 15 руб. за квадратный метр, с 1 июля этого года он будет повышен до 17 руб.

Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев добавляет, что обычно УК используют более изощренные способы максимизации прибыли, чем завышение взносов на капремонт. «Иногда УК могут включать в общие тарифы взносы за пустяковые услуги.

Когда договор согласуется с жильцами и проверяющими органами, они могут не поинтересоваться ценообразованием тех или иных тарифов.

А если они увидят какую-то абсурдную статью расходов, вынесенную в списке отдельно, то могут задаться вопросами», — приводит пример юрист.

Ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ организации «За права человека» Виктор Федорук приводит пример такого глобального ценообразования из своей практики. Речь идет о плате за техническое обслуживание счетчиков, которую управляющие компании нередко включают, например, в более общую статью платы за содержание внутридомовых систем водоснабжения и канализации. Никаких регламентов на эту услугу нет, заявляет эксперт.

«Жильцы отдают по 50 руб. в месяц на обслуживание счетчиков, но работ никто не проводит. Управляющие компании просто протирают с них пыль!» — возмущается правозащитник.

Не только тарифы Недобросовестные управляющие компании не ограничиваются махинациями с тарифами. Как указывает Виктор Федорук, к нему недавно обратились несколько граждан, считающих себя жертвами сговора службы Единых расчетных центов и управляющих компаний. По их словам, управляющие компании брали списки людей, получающих субсидии на оплату услуг ЖКХ, и, пользуясь правом приостановить субсидии из-за долгов, просили коллег из расчетных центров отправлять «жертвам» долговые квитанции с сообщением о задолженности с конца прошлой декады.

То есть людям фактически приписали фиктивные долги, подчеркивает Федорук. Эксперт добавляет, что защитить свое право на субсидии пострадавшие могут только в суде.

Проблема в том, что судебные тяжбы затратны и гражданам зачастую бывает легче согласиться с требованием УК уплатить несуществующий долг, чтобы сохранить субсидию. Примечательно, что, по словам Федорука, в этом конкретном случае закон был бы всецело на стороне истцов, даже если бы долг оказался настоящим. Дело в том, что, включив в квитанцию предупреждение о долге, сотрудники единых управляющих центров грубо нарушили постановление правительства № 491, прямо это запрещающее.

Чтобы избежать мошенничества с несуществующими долгами, Федорук советует сохранять квитанции об оплате услуг ЖКХ из банков. Как отстоять свои права Чтобы избежать завышенных платежей, жильцам в первую очередь необходимо тщательно следить за деятельностью УК, убеждена исполнительный директор ассоциации «ЖКХ Контроль» Вера Москвина.

Самый эффективный способ контроля за качеством услуг — это организация товарищества собственников жилья (ТСЖ). Для полноценного функционирования ТСЖ необходимо грамотно составить договор с управляющей компанией.

«В нем нужно прописать не только перечень услуг, но и порядок изменения договора»

, — отмечает Гордеев.

Москвина, в свою очередь, предупреждает, что договор с УК заключается на срок до пяти лет, поэтому если компания пытается сделать его бессрочным, то это прямое нарушение. Если управляющая компания начнет включать в платежки вызывающие вопросы тарифы, которые не были обговорены на стадии подписания договора, то жильцам стоит поднять протоколы собраний ТСЖ и запросить разъяснения у УК. В случае если тариф действительно не был согласован в ходе подписания договора, то нужно подавать жалобу в муниципальную жилищную инспекцию, рассказывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев.

Когда управляющей компании доверено собирать средства на капремонт, то непосредственно во время его проведения собственники жилья могут нанимать сторонних специалистов для проверки плана расходов, напоминают опрошенные РБК эксперты.

Впрочем, и самим жильцам надо знать установленный властями минимальный порог по взносам на капремонт и размер согласованного в договоре с УК платежа, указывает старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Понаморева.