Как провести межевание земельного участка многоквартирного дома

Как провести межевание земельного участка многоквартирного дома

Оглавление:

Межевание земельного участка под многоквартирным домом: порядок, что дает


Здравствуйте! Меня зовут Белова Ольга Борисовна. Осуществляю деятельность в сфере юриспруденции с 2013 года. Специализируюсь преимущественно на гражданском праве.

Училась в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Факультет: Юриспруденция (Юрист).

От граждан, купивших или получивших квартиры по договору социального найма в мкд, часто приходится слышать недовольные возгласы. Претензии касаются некорректного эксплуатирования участков территории у дома или ее абсолютной запущенности. Обе этих проблемы легко будут решены, если жильцы согласятся на межевание земельного участка под многоквартирным домом.

После получения официальных прав на тот или иной участок по новому закону, можно заниматься его благоустройством и развитием внутренней инфраструктуры на свое усмотрение. Для качественного проведения всех землеустроительных работ потребуется время, немалое терпение и помощь квалифицированного юриста.

отмежеванной территории

Поскольку после процедуры формирования участка он передается в собственность, то обязанность по его содержанию также переходит жильцам многоэтажек.

В пределах данной территории все работы, ремонт дорог и иных объектов осуществляется за счет всех сособственников. Каким образом и в каком объеме нести эти расходы, они также должны решать на общем собрании.

Однако, к примеру, проходящие по ней теплотрассы должны содержаться обслуживающими организациями.

Они находятся на их балансе, и обслуживаться должны ими. Для целей их эксплуатации на придомовых участках формируются специальные зоны доступа.

Подготовка проекта межевания территории многоквартирного дома – этапы и сроки

Кто должен готовить межевание земельного участка многоквартирного дома, разобрались — органы местной власти.

Теперь выясним как делается проект межевания придомовой территории МКД.Для того, чтобы разработать проект межевания участка многоквартирного дома, органы власти принимают решение о подготовке такого проекта, далее собирают необходимую документацию по планировке нужного участка земли под МКД и выступают в качестве заказчика.

Далее со специализированной организацией в области и кадастра заключается муниципальный контракт, проводятся инженерные изыскания и формируется сам проект.

После этого местная администрация данный проект утверждает и направляет на регистрацию в органы Росреестра. Проект межевания МКД может выполнятся как самостоятельно, так и в ходе комплексных кадастровых работ. От этого зависят сроки проведения межевания. Как правило, работы занимают от 6 месяцев до одного года.

Как правило, работы занимают от 6 месяцев до одного года.

Основные работы межевания для застроенных территорий

При межевании специалистами выполняется целый комплекс землеустроительных работ.

Их основная суть заключается в определении на местности границ территории под многоэтажным домом, документальном оформлении полученных результатов. Поэтапно работы выглядят следующим образом:

  • далее осуществляется в кадастре.
  • подготовительный этап – определение подлежащей формированию территории, сбор сведений о ней и расположенных на ней объектах, осмотр на месте;
  • определение границ и разработка проектов межевания;
  • необходимые согласования и утверждения проектов межевания. Согласование проводится с собственниками, владельцами и арендаторами смежных с формируемым участков. Утверждение проекта осуществляется заказчиком межевых работ.

Можно ли изменять границы

Изменить границу вашей придомовой территории возможно.

Изменение границ после межевание земельных участков многоквартирного дома проводится, но в этом случае придется проводить всю процедуру межевания заново. Причины по которым может это потребоваться:

  1. желание заказчика.
  2. допущение геодезической ошибки;

Недостатки

  • Возникает обязанность платить (за исключением ситуаций, когда ЗУ передается не в собственность, а в аренду). Размер налога зависит от площади недвижимости.
  • Траты на благоустройство всех объектов несут сами жильцы.

    Велодорожки, тротуары, паркинг, зоны отдыха, детские площадки, уличные тренажеры и спортплощадки, заборы – все это устанавливается, обслуживается и ремонтируется из бюджета жильцов.

В соответствии с п.

3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории.

В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п

«По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «

О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ. «…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

). В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

Как будет проходить межевание участка многоквартирного дома в 2019 году — новый закон

Закон о продлении дачной амнистии, от 02.08.2019 № 267-ФЗ, затронул вопрос подготовки проекта межевания земельного участка под многоквартирными домами. Как поясняют депутаты Госдумы, принятие закона послужит целям стимулирования вовлечения жилой недвижимости в гражданский оборот и положительно скажется на динамике развития частного жилого сектора.

Вместе с тем, обязанность по проведению всех необходимых действий для кадастрового учета придомовой территории (подготовка проекта межевания территории и межевого плана земельного участка МКД, обращение в Росреестр и т.д.), теперь четко вменена органам власти и конкретизирована. Кроме того, межевать земли под многоквартирными домами должны в приоритетном порядке в ходе выполнения комплексных кадастровых работ, даже если нет обращений от собственников.

Указанные дополнения будут способствовать надлежащему исполнению своих обязанностей госорганами.

Перечень документов

Для заказа межевания земли перед зданием необходимо предоставить уполномоченной организации:

  • кадастровую документацию на участок.
  • паспортные данные заказчика;
  • технический паспорт многоэтажки;

От представителя многоэтажки подается заявление, установлено образца, где прописывается:

  1. реквизиты документации, дающей право представительства;
  2. согласие на проведение операции.
  3. требование выполнить установление границ с уточнением адреса;
  4. сведения о заявителе;
  5. кадастровый номер земельного участка;
  6. название уполномоченного органа, куда делается обращение;

Внизу ставится дата и подпись заявителя.

Все документы предоставляются как в оригинальном виде, так и в копии.

Регистрация в Росреестре

Для того чтобы жилой дом был включен в государственную программу капитального ремонта и реконструкции жилья, необходимо, чтобы сведения о земле были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ЕГКН. Предоставляем в Росреестр документы:

  1. протокол собрания о формировании участка;
  2. личный паспорт доверенного представителя;
  3. документы о праве собственности жильцов дома;
  4. протокол собрания с указанием доли каждого в коллективной собственности.
  5. квитанцию об оплате госпошлины (оплата взимается с каждого дольщика);
  6. заявления о государственной регистрации и регистрации в Кадастровой палате;

После регистрации получаете свидетельство о праве собственности на землю. Процесс признания земли собственностью жильцов не простой и не очень быстрый.

Но если взвесить все за и против, то чашу весов перетянет оформление собственности.

Плюсы от такого решения значительно весомее.

Можно ли ставить ограждение?

После окончательного закрепления своих прав на придомовую территорию жильцы, как правило, начинают заниматься ее благоустройством.

Часто у них возникает желание оградить облагороженную территорию, ограничить проезд по ней, установить шлагбаумы. Такие действия разрешены законодательством, однако при строгом соблюдении определенных условий.

Возводимые ограждения не должны препятствовать проходу и проезду экстренных служб, а также должны быть установлены с учетом интересов жителей расположенных поблизости домов. Чтобы избежать недоразумений, целесообразно согласовывать монтаж подобных конструкций с местными комитетами по градостроительству, МЧС и прочими службами.

Как провести?

Пределы территории МКД должны быть обозначены на межевом плане еще в момент получения разрешения на возведение здания.

Если этого сделано не было, границы проводятся в соответствии с фактическим использованием. Размер участка и конфигурация границ утверждаются представителями местной администрации.

В придомовую территорию включают землю под самим зданием, детские и спортивные площадки, зоны отдыха и паркинга.

Конкретные границы участка определяются в соответствии с нормами и требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Границы должны согласовываться с собственниками строений смежных земель и арендаторами. Вычисление площади и конфигурации территории происходит с учетом красных линий границ с прилегающими участками, а также природных границ, если таковые присутствуют. Читайте о . Разрешена ли парковка машин во дворе жилого дома?
Читайте о . Разрешена ли парковка машин во дворе жилого дома?

Смотрите .

Сроки и стоимость

В новом законодательстве не прописывается конкретных сроков по проведению действий. В среднем, комфортный срок для выполнения межевания среды – 2-4 месяца. Верхняя планка устанавливается при сложностях согласования с заинтересованными лицами.

Затяжной характер обусловлен подготовкой документации местным муниципалитетом.

Усложняет действие и нанесенная красная линия, ее перенос. Для этого проводятся публичные слушанья.

Цена оформления зависит сразу от нескольких факторов:

  • территориальное место расположение;
  • конфигурация земли;
  • этажность здания;
  • площадь участка.

У государственного органа стоимость несколько ниже, чем у частных компания.

Ценовой диапазон варьируется в пределах 10 000-30 000 рублей.

В регионах диапазон снижается практически вдвое 7000-18000 рублей. В соответствии с действующим законодательством, оплата межевания обязанность местного муниципалитета. Многие собственники не дожидаются, когда до них дойдет очередь, и оплачивают операцию за собственные средства. Возврат потраченной суммы собственниками МКД не осуществляется – об этом говорит действующие правовые акты.

Возврат потраченной суммы собственниками МКД не осуществляется – об этом говорит действующие правовые акты.

Плюсом оплаты от собственников является скорость оформления.

Минусом – дополнительные затраты.

Стоимость и сроки межевания

Оплатить услугу межевания могут как сами жильцы, так и муниципалитет.

Стоимость рассчитывается геодезической компанией.

На цену могут влиять расположение участка, его конфигурация, площадь придомовой территории и др.

В «Геомер групп» стоимость межевания – от 50 тыс.

рублей. Узнать, сколько будут стоить услуга в вашем случае, можно на бесплатной консультации нашего эксперта.

Срок тоже зависит от разных факторов. В среднем на проведение геодезических работ и подготовку межевого плана требуется около 1,5-2 месяцев.

Цель проведения межевания

Как провести межевание земельного участка многоквартирного дома? Само по себе пользование всеми благами придомовой цивилизации и проживание в доме еще не значит, что вы имеете право на эту собственность. Все мы не раз были свидетелями печальных историй.

Подъезжает строительная техника и из зеленого скверика за считаные часы делает котлован. Возмущенным людям показывают разрешительные документы на строительство.

Пока идет разбирательство – мини или супермаркет готов принимать покупателей.

После этого сделать что-то уже невозможно. Таких варварских историй сколько угодно. Как предотвратить такие ситуации, как защитить себя от них?

Надо оформить в собственность придомовую территорию.

Владельцы квартир вправе сами определять, какая площадь земли им необходима для полноценного обеспечения своей жизнедеятельности.

Но это решение нужно будет согласовать с местными органами власти. Администрация, куда поступит обращение жильцов, будет рассматривать возможность выделения территории вокруг их здания, руководствуясь нормами законов Российской Федерации. Положительные стороны оформления придомовой территории в собственность:

  1. придомовая территория передается жильцам в коллективную собственность бесплатно.
  2. получение прибыли от сдачи площадей сторонним лицам. Прибыль потом распределяется на благоустройство двора: ремонт пешеходных тротуаров, озеленение, строительство игровых и спортивных детских площадок, на ремонт подъездов, устройство парковок;
  3. включение в программу капитального ремонта. Из федерального бюджета деньги выделяются только домам, которые оформили землю, Федеральный Закон №185;
  4. без согласования с жильцами дома больше никто не имеет права проводить какие-либо строительные работы – устанавливать магазины, строить автозаправки и автостоянки, строить новые дома, если даже позволяет площадь придомовой территории;

Для того чтобы оформить землю в собственность надо пройти процедуру межевания придомовой территории многоквартирного дома.

Возможные проблемы

У каждого многоквартирного дома, в том числе и у студенческого общежития, имеется придомовая зона, которая закрепляется за постройкой. Земля находится в совместной собственности всех владельцев помещения, и именно они обязуются содержать ее в необходимом виде. Нужно соблюдать определенные правила:

  1. обязан присутствовать свободный доступ скорой, пожарной и иных служб;
  2. выезд и въезд обязан быть регулированным и доступным.
  3. ни в коем случае нельзя закрывать доступ на въезд обслуживающей организации;

Проблемой для межевания может быть постройка на территории многоэтажки.

Если таковая присутствует, то собственники многоквартирного дома вправе подать в суд, если у владельца постройки нет официальных прав на использование земельного участка.

Также собственники могут заключить письменную договоренность с владельцем постройки об аренде земли.Внимание!

Местный муниципалитет также может стать проблемой при установлении границ, так как после процедуры зона является неприкасаемым владением.После проведения и процедуры оформления межевания участок, прилегающий к многоквартирному дому, переходит в собственность владельцев квартир.Все особенности по содержанию ложатся на плечи новых собственников.
Местный муниципалитет также может стать проблемой при установлении границ, так как после процедуры зона является неприкасаемым владением.После проведения и процедуры оформления межевания участок, прилегающий к многоквартирному дому, переходит в собственность владельцев квартир.Все особенности по содержанию ложатся на плечи новых собственников.

В том числе, все работы, которые связаны с уборкой земельного участка, ремонтом объектов, расположенных на нем. Данное правило не распространяется на теплотрассы, проходящие под землей владельцев. Оценка статьи:

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка.Поделиться с друзьями:ТвитнутьПоделитьсяПлюсанутьПоделитьсяОтправитьКласснутьЛинканутьЗапинить

Где и как заказать?

Межевание придомовой территории многоквартирного дома представляет собой достаточно сложную процедуру, которая проводится согласно существующим государственным нормативам и правилам с использованием специального оборудования.

Реализацией проекта могут заниматься исключительно обладающие соответствующими лицензиями геодезические компании. Именно в такую организацию и должно обращаться уполномоченное лицо, выбранное на собрании жильцов, с заявлением о желании выполнить работы по межеванию участка.

В данном документе должны содержаться такие пункты:

  1. персональные данные заявителя;
  2. дату составления документа и подпись заявителя.
  3. ;
  4. подтверждение готовности оплатить заказываемую работу;
  5. название организации, в которую производится обращение;
  6. просьбу о выполнении межевания придомовой территории с указанием месторасположения последней;
  7. реквизиты документов, подтверждающих права жильцов на данный участок;

Вместе с заявлением должно подаваться описание границ участка, его , технический паспорт дома, а также удостоверение личности заявителя.

Затраты на межевание

Стоимость межевания определяется особенностями конкретного объекта.

Как правило, стоимость услуг «под ключ» зависит от территориального расположения объекта, его площади, условий владения и других факторов В среднем стоимость услуги варьируется в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей.

Финальная цена формируется из ряда факторов:

  1. прочие услуги – взаимодействие с инстанциями, юридическое сопровождение.
  2. исходные данные – какие документы есть в наличии, какие нужно собрать;
  3. подготовка недостающих документов – их сбор, оформление;

Можно ли устанавливать ограждение

Приватизация участка дает право на внесение изменений в его планировку транспортных средств, но результаты некоторых решений жильцов должны строго соответствовать актуальным законодательным нормам. Всего есть несколько вариантов ограждения:

  1. Полностью. Для этого нужно получить разрешения от органа самоуправления, но доступ к инженерным коммуникациям и проезд машинам специальных служб оставлять придется в любом случае.
  2. Частично. На въезде во двор устанавливается шлагбаум.
  3. Выборочно. Закрывается доступ к отдельным зонам, например клумбам или детским площадкам.

Что даёт межевание жителям многоквартирного дома?

Главное, что получают граждане от определения точных границ придомовой территории – право свободного распоряжения теперь уже своей землёй.

В границах вашей территории ни муниципалитет, ни представители бизнеса не имеют права начинать новое строительство – так называемую уплотнённую постройку. Пожалуй, это одно из значимых «завоеваний» жильцов многоэтажек.

В судах годами слушаются дела о «самовольной» застройке придомовой территории – сложно доказать незаконность возведения объектов капитального строительства или «времянки» на неразграниченных землях. Если жильцы вовремя «застолбили» территорию – суд признает незаконность постройки в короткое время.

Преимущества межевания под многоквартирным домом

Каждому городскому жителю приятно, когда в чистоте содержатся не только центральные улицы, но и дворики домов. Благоустроенные и озелененные районы, наличие детских площадок – все это несомненно привлекает и радует глаз. Мы ежедневно выходим из дома, и каждому куда приятней смотреть на ухоженную клумбу, и организованное место парковки машин, нежели на нечищеные и разбитые машинами тротуары и дорожки.

Для содержания домов в чистоте и порядке создаются управляющие компании.

Но они не всегда в полном объеме справляются со своими обязанностями. же прилегающей территории МКД, дает, во-первых, право распоряжаться жителям общим имуществом на свое усмотрение (можно благоустроить, огородить от посторонних лиц), а во-вторых, не допустить размещения ненужных во дворе объектов.

Плюсы межевания ЗУ под МКД

После формирования границ собственники получают право использовать землю как угодно:

  1. устроить парковку;
  2. благоустроить территорию по своему усмотрению;
  3. сдавать землю в аренду.
  4. установить шлагбаумы;

Если земля под многоквартирным домом отмежевана, это дает право включить объект в госпрограмму капремонта и благоустройства прилегающих территории без дополнительных взносов.

Кроме того, если ЗУ сформирован и является собственностью жильцов, они могут предотвратить строительство любых объектов (как муниципальных, так и коммерческих) на придомовой территории. Интересно знать: нюансы приватизации земельного участка под многоквартирным домом.

Содержание отмежеванной территории

Поскольку после процедуры формирования участка он передается в собственность, то обязанность по его содержанию также переходит жильцам многоэтажек.В пределах данной территории все работы, ремонт дорог и иных объектов осуществляется за счет всех сособственников. Каким образом и в каком объеме нести эти расходы, они также должны решать на общем собрании.Однако, к примеру, проходящие по ней теплотрассы должны содержаться обслуживающими организациями.

Они находятся на их балансе, и обслуживаться должны ими.

Для целей их эксплуатации на придомовых участках формируются специальные зоны доступа.

Юридические элементы процесса

В ФЗ No221 говорится, чтобы сформировать участок в границах, нужно провести кадастровую работу. В новостройках кадастровые работы возлагаются на застройщика. А в старых, инициатива возлагается на жильцов, которые должны провести межевание.

Процесс межевания придомовой территории регламентируются в законе «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ РФ No78 «О землеустройстве». Существует федеральный закон No189, в котором регламентируется порядок отхода земельного участка в общую долевую собственность.

Однако от содержания земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и придомовая территория собственники не могут быть освобождены по причине того, что его границы не сформированы. На собственниках помещений МКД в любом случае лежат указанные обязательства, что подтверждается также и судебной практикой.

Апелляционное определение по делу № 33-1328/2015 от 03 апреля 2015 года Верховного суда республики Карелия: «…Дав оценку доводу ответчика Д.

B.C. и его представителя о том, что земельный участок под домом не сформирован, в связи, с чем оснований по оплате оказанных ООО «(.)» услуг по уборке земельного участка (придомовой территории) не имеется, суд первой инстанции обоснованно его не принял. Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г.

№ 22

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения. В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

. Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии.

Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории. Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

Правовые основы процесса

Использование земельного участка многоквартирного дома строго регламентировано официальным законодательством – порядок выяснения границ территории прописан в Земельном кодексе РФ, в тексте статьи 11,9. В градостроительных регламентах указаны возможные границы земельного участка под многоквартирным домом.

Если данный регламент отсутствует в региональном законодательстве, следует руководствоваться соответствующими статьями Земельного кодекса и действующим ФЗ. Процедура межевания земельного участка мкд не должна мешать свободному передвижению пешеходов и специальной техники. Официальное законодательство также не допускает установление границ на разных уровнях.

К примеру, их нельзя разделять парковой зоной. Общая подъездная дорога и инженерные сооружения включать в территорию земельного участка под многоквартирным домом также не рекомендуется.