Грех ли разводиться в невенчанном браке

Грех ли разводиться в невенчанном браке

Дорогой читатель!


Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект — поддержите нас удобным для Вас способом! (Вы можете самостоятельно указать сумму) p.s. Полученные средства идут на выплату гонораров авторам и благотворительность Искать:

  1. Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
  2. Цитата дня на 7 января
  1. О недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины»
  2. Открытое послание Вселенскому патриарху от старца Гавриила Святогорца
  3. Два греческих митрополита заявили о непризнании “новой церкви” Украины

Архив записей Выберите месяц Январь 2022 (28) Декабрь 2019 (126) Ноябрь 2019 (120) Октябрь 2019 (153) Сентябрь 2019 (146) Август 2019 (142) Июль 2019 (149) Июнь 2019 (148) Май 2019 (149) Апрель 2019 (144) Март 2019 (154) Февраль 2019 (132) Январь 2019 (139) Декабрь 2022 (153) Ноябрь 2022 (157) Октябрь 2022 (154) Сентябрь 2022 (151) Август 2022 (144) Июль 2022 (122) Июнь 2022 (114) Май 2022 (101) Апрель 2022 (114) Март 2022 (107) Февраль 2022 (116) Январь 2022 (107) Декабрь 2017 (119) Ноябрь 2017 (135) Октябрь 2017 (112) Сентябрь 2017 (73) Август 2017 (142) Июль 2017 (108) Июнь 2017 (110) Май 2017 (104) Апрель 2017 (101) Март 2017 (106) Февраль 2017 (88) Январь 2017 (109) Декабрь 2016 (131) Ноябрь 2016 (127) Октябрь 2016 (127) Сентябрь 2016 (102) Август 2016 (104) Июль 2016 (103) Июнь 2016 (132) Май 2016 (155) Апрель 2016 (159) Март 2016 (195) Февраль 2016 (158) Январь 2016 (176) Декабрь 2015 (203) Ноябрь 2015 (273) Октябрь 2015 (269) Сентябрь 2015 (131) Август 2015 (1) Июнь 2015 (2) Май 2015 (1) Март 2015 (6) Февраль 2015 (4) Январь 2015 (8) Ноябрь 2014 (5) При копировании статей с нашего сайта необходима ссылка на источник

Что делать, если муж/жена изменяет после венчания?

Каждому священнику знакома ситуация, когда человек, столкнувшись с супружеской изменой, совершенно не знает, что делать и как теперь жить. Он просит благословения на или на дальнейшее совместное проживание, то есть просит совета.

Но однозначного ответа здесь дать нельзя. Как бы трудно ни было, но принять решение о расставании с изменником или его прощении может только сама жертва измены, потому что жить в браке, куда пришла такая беда, придется ему самому.

Евангелие хоть и называет прелюбодеяние единственной настоящей причиной для развода, оно не повелевает расставаться. Каждая ситуация уникальна, как и причины и обстоятельства измены. Готовы ли , зависит только от них.

Да, измена — это слишком серьезный грех и очень тяжелая травма для всех членов семьи. Далеко не все способны жить с изменившим супругом, даже если тот искренне покаялся.

Многие из жертв супружеской измены уходят в глубочайшую депрессию.

Конечно, они обязательно переживут и отчаяние, и чувство, что все навсегда разрушено. Но такое состояние родителя, да и сама ситуация в целом очень сильно . Даже не травмирует их так, как разрушение семьи, поскольку это предательство, которое навсегда оставляет внутри души незаживающую рану.

Многие женщины, переживающие измену мужа, пытаются сделать эту ситуацию максимально незаметной для детей.

Но даже трудно представить, что ей это удастся, потому что, находясь в депрессии, она способна лишь механически исполнять свои родительские обязанности. Здесь, наряду с необходимостью постоянного посещения храма, покаяния и , лучше обратиться к врачу, который при необходимости назначит курс лечения.

При желании церковь советует снова смотреть в глаза, заботиться о друг друге, вместе проводить время — разговаривать за чаем, посещать культурные места или гулять в парке. То есть сделать жизнь общей. А этот тяжелый эпизод, возникший на пути, воспринять как урок.

Важно понять, что делалось не так, простить и вновь искренне полюбить.

Иногда человеку, столкнувшемуся с изменой близкого, советуют отомстить для облегчения.

Но люди, в отчаянии решившиеся на подобное деяние, будут чувствовать себя намного хуже. Здесь имеет место двойная травма — предательство супруга и уничтожение себя грехом.

Разделения понятий измены в венчанном и в невенчанном союзе нет, есть люди — верные или неверные. Помните, что нельзя жить в обиде и ненависти и, если нельзя простить, лучше отпустить и разделить пути.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону: +7 (499) 288-73-46; 8 (800) 600-36-19 Это быстро и бесплатно!

Церковный развод

Это преступление!

Всё это надо менять, пока не поздно! Иначе, что вы думаете, мы долго будем Бога гневить и раздражать его? Поэтому, венчание это слишком серьёзная вещь, для того чтобы вот так вот с ней баловаться… И крещение тоже слишком серьёзная вещь, чтобы вот так вот с ней баловаться… И всё остальное тоже слишком серьёзные вещи, чтобы к ним относиться, как к требам.

Квартиру освятить — это треба, а повенчать пару — это не треба! Это таинство, за которое ты должен отвечать потом! Ты должен им сказать: «Дорогие мои, кроме меня вам никто этого не скажет, вам будут желать счастья, здоровья, счастья, здоровья, горько, горько, больше ж ничего в мозгах нету ,ничего никто не пожелает больше.

Библия о разводе и повторном браке — это грех?

Поиск по сайту Поиск Последние новостиБиблейские вопросыМы в сети Загрузка. » » » Опубликовано У меня есть два вопроса, я надеюсь, что вы мне поможете. Что говорит о разводе и повторном браке?

Является развод и повторный брак по Библии? Похоже, что это не редкость во многих церквях.

Может ли разведенный человек и женившийся второй раз надеяться на небеса? Второй вопрос – если человек должен в грехах, чтобы быть спасенным, как тогда кто-то вообще может знать о каждом грехе, чтобы покаяться в нем?Ответ:Прежде всего, я не эксперт в вопросах развода и повторного брака.

Тем не менее основные заявления, которые делали Иисус и Павел, делают этот вопрос достаточно ясным.

Мы должны, конечно, начать с учения Христа. Мы находим его в Библии — Евангелии от Матфея 19:9

«Говорю вам, что всякий, кто разводится с женой не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует»

.

(Матфея 19:9)Я полагаю, что это также относится и к женщинам, разводившимся со своими мужьями.

Разумно было бы спросить, это относится к ученикам Христа или нет? Мой ответ в том, что для неспасенных развод, как грех, не очень актуален.

А вот не могут инициировать развод, если только их супруг или супруга не нарушил супружескую верность. Для неспасенных людей проблема состоит в грехах в общем, не в разводе в частности. Этим людям необходимо покаяться, прийти к Богу, и им будут прощены грехи (включая и предыдущий развод, как я понимаю).Павел обращался к тем ученикам Христа, которые стали христианами после свадьбы и теперь женаты на нехристианах.

Мы находим это в 1 послании Коринфянам 7:12-16.

Он говорит нам, что если христианин женат на нехристианине и они согласны оставаться в браке пусть так и будет (за исключением случаев супружеской неверности, что Иисус нам уже сказал).

Павел говорит нам, что если в таком браке нехристианин хочет оставить брак, пусть оставляет, буквально он «не связан». Другими словами, если нехристианин хочет развод с христианином, разводится с ним, тогда для этого христианина вступление в повторный брак – не прелюбодеяние. Здесь есть один принцип – Иисус принес Своё учение и Свои законы (нет лучшего слова) для Его последователей, христиан.Чтобы подвести итог: если христианин женат на другом христианине или если они оба были крещены, как семейная пара, тогда для них развод – грех.

Если имела место измена, тогда потерпевшая сторона имеет право на развод и повторный брак, но тот, кто изменил не имеет такого права.Факт в том, что развод и повторный брак распространен во многих церквях — не подтверждается практикой. Это грешно и совершенно неприемлемо в Божьей Церкви.Следующий вопрос: Что если христианин все равно в нарушение заповеди хочет развод и повторный брак? Ясно, что это грех против Бога.

Значит ли это, что такой человек отправится в ад за этот грех? Не мне судить такие вещи. Пусть Бог решает.

Я знаю, что я грешил много раз со времени моего крещения.

Я не буду тем, кто первым бросит камень в такого человека. Что я могу сказать, так это то, что такой человек должен взять ответственность за свой грех.

Значит ли это, что повторный брак должен быть аннулирован, иначе человек отправится в ад?

Я думаю, что нет, но опять же я не в том месте, чтобы судить. Бог не дает прямого ответа на этот вопрос.Я знаю, что Божья воля в том, чтобы прощать грехи, совершенные нами после крещения.

В продолжение могу сказать, что преднамеренный грех может поставить под сомнение наше спасение (Послание Евреям 10:26-31). Как быть в ситуациях, описанных выше?

Я бы не стал испытывать Бога в этом. Мы, как христианская церковь, не должны допускать разводы и повторные браки между учениками Христа, кроме ситуаций, описанных выше.Покаяние – изменение мышления, которое ведет к покаянию в делах.

Возможно покаяться во всех грехах, если понимать это. Бог не ожидает от нас, что мы будем перечислять каждый грех, совершенный нам за всю жизнь (это просто невозможно).

Я лично не скажу, что мы должны покаяться во всех грехах.

Я никогда не видел этого в Библии. Я лучше скажу, как Иисус – мы должны покаяться.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

  1. Подписаться на новости
  1. Христианские тесты онлайн
  1. Задать вопрос

Другие статьи и новости раздела Христианские видео и ролики«Назад1 /48Еще видео»Как укрепить веру в Бога.

Христианский семинар. Введение.3 золотых совета для чтения или изучения БиблииРаспятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях«Назад1 /48Еще видео»Христианский сайт «Хорошие новости» — это проект, целью которого является сбор и распространение новостей о жизни христиан по всему миру. Мы регулярно публикуем библейские статьи и уроки, а также вопросы и ответы на духовные темы, помогающие укрепить христианскую веру.

Мы регулярно публикуем библейские статьи и уроки, а также вопросы и ответы на духовные темы, помогающие укрепить христианскую веру.

Можно ли искупить грех?

Прелюбодеяние — один из семи смертных грехов и нарушение седьмой Божьей заповеди. Любой может сойти с истинного пути и согрешить.

Священники утверждают, что нет непрощенных грехов, есть грехи нераскаянные.

Совершенный грех невозможно искупить самостоятельно, нужно просить милости у Христа.

Просить его, чтобы он помиловал вас за нарушение Его воли и заповеди. Только раскаявшись и исповедовавшись у священника, можно получить прощение Искупителя. Чтобы получить прощение и облегчить свою участь, нужно сделать следующее:

  1. поститесь три или более дней;
  2. причаститесь.
  3. читайте молитвы по утрам и вечерам;
  4. исповедайтесь священнику в грехе, при этом расскажите ему и о других своих пригрешениях, вольных или невольных;

Отнеситесь к этому очень ответственно и серьезно.

Лучше исповедаться вечером перед Причастием, чтобы во время утреннего Богослужения ничего не отвлекало согрешившего от искренней молитвы. Можно ли сохранить семью, в которой есть изменник?

Можно, но случаев разрушения семьи по этой причине намного больше. Для сохранения семьи нужен совместный подвиг и понимание того, что этот крест и боль от произошедшего нужно будет нести до конца. В такой семье уже не будет прежнего счастья и радости, прежней легкости и доверия — лишь тяжесть в сердце и застрявший комок невысказанных эмоций в горле.

Если супруги найдут в себе силы и привыкнут к этому, то, может быть, этот брак подарит им еще несколько внешне счастливых моментов, они найдут общие дела и будут едины при воспитании детей.

Потому что соединять эту пару будут подвиги покаяния и прощения. Согрешив, покайтесь, осознайте всем сердцем вину перед Богом и никогда не повторяйте подобных деяний. Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/izmena-v-venchannom.html

Проблемы повторного брака

Конечно, не хочу сказать, что у нововенчанных будет вся жизнь покрыта цветами — это утопия.

Будут и трудности, и скорби, и испытания, но все это должно не разъединять, а больше соединять супружескую пару. Муж и жена должны чувствовать, что они уже не две, а одна плоть, и жить этим благословенным единством в любви, в браке до конца дней.

Внимание При разрушении брака, по сути, разрушаются личности супруга и супруги — ставшее единым расчленяется.

Также неисчислимы психологические травмы, которые наносит развод родителей детям. Эти раны не всегда сразу дают о себе знать (хотя зачастую бывает и так), но всю оставшуюся жизнь подсознательно дети будут от них страдать.

Многие дети разведенных родителей, когда достигают брачного возраста, избегают вступать в брак только потому, что боятся развестись, как это сделали их родители.

Развод после венчания: страшный грех или обычное дело?

Статистика открывает нам лишь отдельные стороны этой трагедии.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви Но это относится и к духовному миру.

В момент акта шторки нашей души распахиваются, и мы захватываем всех бесов, существующих в нашем партнере. Вы как бы частично обмениваетесь своим содержимым.

Все проклятия и болезни вашего партнера переходят от него к вам, а от вас — к нему .

Душевное состояние вашего партнера, его мысли, его внутренние переживания становятся вашим достоянием. А если партнеров было много? Представьте, какую ношу несет такой человек, сам не понимая причину своего разбитого состояния и внутреннего опустошения. Можно ли после развода вступать во второй брак?

Есть, правда, слова Христа, которые продолжают уже процитированное мною место «что Бог сочетал, человек да не разлучает».

Христос говорит: «Кроме вины прелюбодеяния».

Похожие главы из других книг

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия Брак, семья и семейные ценности Вступление в брак Итак, большинство священников женатые, только в брак они не вступают.Почему?

Потому, что кандидат на рукоположение должен позаботиться о создании семьи заранее. Скажем так: тот, кто желает принять священный сан, должен либо Из книги Требник на русском языке автора Адаменко Василий Иванович Порядок венчания второбрачных. Священник: «Благословен Бог наш…» Затем трисвятое по «Отец наш…» (стр.

3). Дневной тропарь. Ектения: 1. «В мире Господу помолимся». 2. «О ниспослании мира свыше…» 3.,0 мире всего мира./” 4. «Об этом святом храме.(стр. 16)5. «О рабах Божиих (имена) и о Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма.
Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом.

Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.Жених и невеста становятся на разостланный на полу Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен Последование венчания Аще убо хотят в тожде время венчатися, входят во храм со свещами возжженными, предыдущу священнику с кадильницею, и поющу псалом 127, сице: людие же на кийждо стих глаголют: Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?.Блаже?ни вси боя?щиися Го?спода.Сла?ва Тебе?, Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.Блаженны все, боящиеся Из книги Толковая Библия.

Том 10 автора Лопухин Александр 1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

Шел третий день после того дня, в который Христос призвал Филиппа (1:43). Этот день Христос уже проводил в Кане Галилейской, куда Он пришел, вероятно, потому, что Из книги Толковая Библия.

Том 12 автора Лопухин Александр Глава VII.

О вступлении в брак и о жизни в браке (1-9). О расторжении брачного союза, об обрезании и рабстве (10-24).

Вступать ли в брак девам и вдовам?

(25-40) 1-9 В Коринфской Церкви, в противовес прежней языческой распущенности нравов, некоторые христиане стали отстаивать ту мысль, Из книги Кто же Сей?

Книга об Иисусе Христе автора Фаст Геннадий Таинство Венчания Казалось бы, при чем здесь Христос?

Есть жених, есть невеста, люди полюбили друг друга и решили жить вместе, создать семью и растить детей. Может быть, дело в том, что Христос благословляет нашу совместную жизнь? Согласны ли мы с таким пониманием?

Церковь Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна Кто и где совершает Таинство Венчания Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает.

Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей Гражданский брак похож на брак, но… Однажды мне на глаза попались данные социологического опроса в одном из регионов России.

Результаты казались парадоксальными: среди опрошенных замужних женщин оказалось больше, чем женатых мужчин. Это странное на первый взгляд Из книги Венчание автора Мельников Илья Обряд венчания Молодые люди, вступая в христианский брак, должны точно знать, какая ответственность на них возложена, какой смысл заложен в обряд венчания.Ведь брак, в церковном понимании – это тайна и открытие друг для друга одновременно. Это новое проявление личности.

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.Жених и невеста становятся на разостланный на полу Из книги Полный годичный круг кратких поучений.

Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович О последовании венчания Держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, жених и невеста, торжественно выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов Поучение 3-е.

День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора) I.

Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться Из книги автора Поучение 4-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Значение священного венчания на царство) I. Вся земля русская торжественно празднует настоящий день в память священного венчания и таинственного помазания Из книги автора Таинство венчания Приведём цитату описания таинства венчания из статьи «Венчание» сайта «Проект «Основы Православия»».

Нижеприведённое высказывание ценно тем, что его смысл касается всех таинств церкви, а не только венчания:«Каждое таинство — это обновление человека,

О гражданских, зарегистрированных, венчанных и невенчанных браках и о разводе

Целый каскад вопросов, который выдаёт нашего дорогого Владимира с головой, потому что он, видимо, совсем не понимает, что такое христианский брак. Начну по порядочку. Владимир, спрашивая про зарегистрированный брак, подчёркивает, что его интересует брак между православными, но невенчанными христианами.

Для того, чтобы лучше выразить свою мысль, я приведу такую метафору:

«Два православных, но некрещёных человека родили ребёночка; надо ли его крестить?»

Как вы думаете, такое бывает? Нет, невозможная ситуация, потому что каждый православный человек верует во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Если он в неё не верует, то он не православный христианин, а если верует, то он призван участвовать во всех Таинствах.

Если он собирается вступать в брак (естественно, с православной женщиной), он ведь хочет строить свою малую домашнюю церковь, и естественно, спрашивает благословения Церкви на такое строительство.

Венчание и есть благословение Церкви на брак. Как можно строить свою малую Церковь без благословения Матери-Церкви? Это совершенно невозможно, потому что такое строительство идёт благодатью и по благодати. Если человек не венчается, значит, он игнорирует одно из семи главных таинств Церкви. Значит, он проявляет неверие к одному из утверждений Символа Веры.

Значит, он проявляет неверие к одному из утверждений Символа Веры.

В этом смысле это является грехом, как всякое нарушение церковной дисциплины. Дальше,

«является ли это (отсутствие Венчания) с точки зрения Церкви нарушением церковной практики?»

– конечно, а следовательно, является и грехом.

«Квалифицируется ли (зарегистрированный невенчанный брак) с точки зрения церковных канонов как прелюбодеяние?»

– Нет, не квалифицируется, потому что регистрация в соответствующих (принятых в рассматриваемый период времени, в конкретной стране и конкретном народе) инстанциях является признанным браком.

Вне зависимости от принадлежности к различным религиями или атеизму, зарегистрированный брак не является прелюбодеянием.

«Нужно ли каяться в на исповеди в том, что брак не венчан?»

– Не на исповеди нужно каяться, а в ЗАГСе.

Вот прийти, подать заявление и «расписаться». Ещё каяться можно за церковным ящиком: узнать, когда в ближайшие дни можно совершить Таинство Брака, для того, чтобы он стал полноценным христианским, и повенчаться. А потом уже прийти на исповедь и сказать, что вот был такой грех – жил невенчанным, но теперь приношу покаяние и прошу Господа меня простить.

«Является ли расторжение зарегистрированного, но невенчанного брака благом?»

– Нет, потому что брак это есть святыня, поэтому выход из брака является грехом и поводом для двоих к прелюбодеянию.

«Как Церковь относится к разводам и повторным бракам (венчанным и невенчанным)?»

– Как к явлению трагическому, нежелательному и греховному.

Повторный брак это есть прелюбодеяние, но зная немощь людскую Церковь идёт на это для того, чтобы из немощи человеческой не вышло что похуже, ибо не все могут следовать словам Апостола Павла, который говорил так: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены?

не ищи жены» (1 Кор. 7,27). Поэтому он же и благословляет вступать во второй брак. Церковь считает, что при разных обстоятельствах допустим и третий брак, но до пятидесяти лет.Ответ: о.Димитрий Смирнов

Развод по-христиански?

Источник: В Евангелии от Матфея есть строки, о которые сегодня больно ушибаются многие: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 3-11). Итак, если даже учеников Христа испугало Его бескомпромиссное отношение к браку, что уж говорить про современных читателей Нового Завета!

Они и впрямь «не вмещают». Запрет на развод кажется жестоким.

Житейский опыт усиливает сомнения: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невыносимо и невозможно?

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, ищет, по сути, ответ на вопрос: как современному человеку принять и исполнить Евангелие?

И ненормальное нормально… Фото Артема Коренюка Иногда сравнивают современное отношение к браку с тем, которое было относительно недавно, например 100–150 лет назад, и удивляются переменам, произошедшим во взглядах людей. Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью.
Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью. За время советской власти, да и вследствие так называемых революций и войн — экономических, сексуальных, информационных — само сознание человечества очень сильно изменилось, можно сказать, что оно разрушилось за этот период.

Многие незыблемые и адекватно воспринимаемые понятия были в связи с этим переоценены, в том числе и понятия брака и семьи. То, что в XIX веке никому и в голову не могло прийти, что было табуировано сознанием, сейчас принимается легко и естественно.

Человек свободно идет туда, где раньше полагался предел — прежде всего Евангелием.

Сегодня люди приходят в Церковь с сознанием, воспитанным страшным ХХ веком, и это сознание превратилось уже в подсознание.

На определенных этапах оно становится двигательной силой, вытесняя христианское мироощущение, уже открывшееся человеку, но еще не захватившее его полностью, не сделавшее его своим. Отношение к браку, семье зависит от времени и социальных установок. Есть какие-то вещи, которые сознанием человек воспринимает как «возможность» или «невозможность».

Например, сейчас возможно думать о том, что если первый брак неудачен, то не возбраняются новые попытки создания семьи. Или допускается иметь отношения с кем-то на стороне.

Современное сознание воспринимает это как норму. В прежние века это воспринималось как отклонение от нормы, и хотя романтизация подобных отклонений в литературе сделала свое черное дело, взаимоотношения не были настолько свободными и люди не были так готовы к романам вне брака, как сейчас.

Кроме того, вступающие в брак в большинстве своем были целомудренны и не имели опыта любовных приключений, что очень много значит. Не хочу преувеличивать, говоря, что до революции все было так хорошо — сплошное благочестие, а сейчас времена такие плохие: если бы это было так, тогда бы мы до сих пор жили «до революции».

Понятно, что не все было хорошо, а многое было совсем плохо, но, однако же, сознание людей отличалось от сегодняшнего.

Люди были более ответственны за свои поступки и более, я бы сказал, трезвенны: они с самого начала понимали, что такое супружество, и имели вполне реалистичный, немечтательный взгляд на своего избранника.

Например, познакомили родители молодых людей друг с другом: «Приглянулся он тебе? — Да вроде симпатичный…». «А тебе?

— Да вроде ничего…». И начинается более близкое узнавание: они пьют чай в присутствии родителей, ходят на прогулки вместе, общаются друг с другом, осторожно друг друга узнают. Ко дню венчания и он, и она уже имеют представление: с кем придется строить дальнейшую совместную жизнь. И не было ни романтики, ни страсти, ни мечтательства, которые так часто встречаются у нашей православной (да и не только) молодежи.

Было четкое понимание ответственности и долга: я как муж должен буду делать для своей избранницы то и то, должен буду уважать ее и заботиться о ней. И жена знала: я должна быть с мужем ласковой и внимательной, должна заботиться о детях — быть «доброй супругой и добродетельной матерью».

Взаимоотношения основывались, прежде всего, на уважении, симпатии и трезвом понимании, что это — на всю жизнь.

А если так, значит, обоим надо стараться делать все, чтобы благополучно созидать семью. Сейчас у подавляющего большинства молодых людей вместо подобного мировосприятия — туман в голове, ни на чем не основанная мечтательность и инфантильность.

Расторгнуть нельзя. Только разрушить В каких случаях допускается развод?

Многие относятся к разводу именно с точки зрения причинности, повторяя вопрос фарисеев: по какой причине человеку можно разводиться? (ср.: Мф. 19, 3; Мк. 10, 2). А Христос отвечает, что нет таких причин, и только по жестокосердию вашему Моисей заповедал давать разводное письмо (ср.: Мф.

19, 8; Мк. 10, 5). Поэтому когда мы будем говорить о причинах развода, то вернемся к этому самому жестокосердию, или нежеланию, или невозможности, или неимению сил человеку нести свой крест до конца.

По сути своей природа брака такова: его нельзя расторгнуть, его можно только разрушить. Посему канонических причин, которые допускали бы развод, нет: развод недопустим в принципе! Христос говорит в Евангелии, что никто не может отказаться от своей жены, если только по причине прелюбодеяния (см.: Мф.

19, 9; Мк. 10, 11, 12). Но это не столько допуск к разводу, сколько констатация разрушенной любви, разрушенной семьи, невозможности сохранять то, чего уже нет. Потому что супружеская измена — это та убийственная сила, которая может все уничтожить.

Это то, о чем Христос говорит как о наиболее весомом обстоятельстве, которое может разбить любовь, а значит, и семью до основания, когда от нее уже ничего не остается.

И тогда пострадавшая сторона может отпустить вторую половину, так как между ними уже нет того, что их может связывать. Даже насилие в семье — не причина развода, а свидетельство того, что брака как такового уже давно нет.

Хотя, конечно, известны случаи, когда даже супружеская измена не приводит к разводу; брак сохраняется, несмотря на такое тяжелейшее испытание грехом. И покаяние человека — с одной стороны, прощение — с другой могут восстановить уже, казалось бы, сломанные отношения.

Это говорит о том, что и прелюбодеяние не всегда повод к тому, чтобы расставаться.

Можно сказать, что все, приведенное в канонах или обозначенное Синодальными решениями (за последнее столетие), фиксирует не столько процедуру развода, сколько распад самого брака, его несостоятельность.

А вот причиной распада может быть перечисленное там, например: все то же прелюбодеяние, детоубийство во чреве матери, алкоголизм или наркомания одного из супругов, скрытое сумасшествие — когда человек знает, что он психически болен, но скрывает это, обманывая того, с кем собирается вступить в брак.

Болезни века Самая большая проблема нашего времени — проблема психических повреждений, причем в разной степени: заметных, малозаметных, воспринимаемых просто как форма поведения, даже поведения религиозного. Смещение целых пластов общественного сознания, происшедшее за последнее столетие, повредили очень многих людей,— тех, которых раньше общество держало в состоянии более-менее стабильном и адекватном. Фото Ю. Ракиной Например, гомосексуализм.

Люди, которые были подвержены психологически или генетически к этому поведению, существовали всегда.

Не следует рассматривать это как банальную человеческую развращенность. Гомосексуализм — такое же повреждение человеческой природы, как и всякое иное,— например, психическое заболевание, физическое недомогание и другое нездоровье, которое несет в себе мир, поврежденный грехом.

Но то сознание общества и те табу, которые оно в течение веков так мудро созидало, хранили людей с поврежденной сексуальностью.

Они о себе этого и знать не знали, и думать не думали, и всякую подобную мысль они убивали в самом зародыше, как невозможную, невыносимую, страшную, потому они жили адекватно законам общества и вере.

И даже семьи имели, и детей рожали, и все было хорошо. Этих людей стало очень много после того, как были сорваны замки, удерживающие стихию страстей. Человек не в силах справиться с бурным разрушающим потоком, его сознание не может удержаться.

Человеку постоянно внушают: ты — нормальный, ты имеешь право быть таким, какой ты есть, поступать так, как тебе хочется. Человек, проникшись такими внушениями, вступает в ложную борьбу за самого себя.

За самоидентичность, как ему представляется. Тем более он действительно чувствует, что он «другой». А он такой не потому, что он особенный, просто пласты сознания у него взрыты, и глубинное повреждение вылезло наружу.

И теперь он уже ничего с собой сделать не может. И это фактически самоуничтожение. То же самое можно сказать и о любых других психических повреждениях.

Если натура человека подвержена страстям, и он будет смотреть по телевизору все то, что на эти страсти, собственно, и рассчитано, многое, что было до той поры заторможено, загашено семьей, общением, работой, выйдет наружу. Манипуляции массовым сознанием, которые происходили и происходят, породили различные психические повреждения, депрессии, истерии, всевозможные садомазохистские проявления. Такие душевнобольные ищут для себя некий социум, который бы реагировал, откликался на их болезненное состояние.

Например, они составляют внутри Церкви собственные коллективы, маскируя свои психические повреждения под религиозное сознание. Да сейчас при каждом храме надо создавать психотерапевтический кабинет! Душевнобольные приходят в Церковь в большом количестве, но не потому, что они ищут Христа, не потому, что они верующие, а потому, что им нужно общество, адекватное их психическому повреждению, где они будут играть в смирение, в покаяние или во что-либо еще, называя это духовным.

Бурное развитие тоталитарных сект стало возможным только благодаря появлению в огромном количестве садомазохистов.

Ведь они нуждаются в подобных организациях.

Мазохисту нужен жесткий лидер, который всячески уничтожал бы его и унижал. А человеку с садистическими наклонностями нужен тот, кого он мог бы давить, над кем он мог бы издеваться. И они друг друга находят. К сожалению, это и в Церкви существует, и в огромных количествах, просто мы не умеем трезво на это взглянуть, честно назвать все своими именами.

Меж тем понять, с чем мы имеем дело, просто необходимо. Тем более что и в семье мы тоже можем столкнуться с подобными вещами. Поэтому священнику необходимо знать, какие бывают патологии, как устроена человеческая психика.

Для этого нужно, чтобы в семинариях были прочитаны серьезнейшие курсы по психологии и психиатрии. Да еще и каждый священник сам должен быть серьезно проверен на этот счет. Была без радости любовь… Но все-таки в большинстве своем браки рушатся не по таким серьезным и явным причинам, а по обыденным и бытовым, причем как невенчанные, так и венчанные.

Подчас просто от того, что людям скучно друг с другом. Потому что они или изначально не были близкими, или не сумели сохранить любовь. Современное сознание успокаивает разводящихся супругов:

«Никто не виноват, просто вы не сошлись характерами»

и т.

д. Но когда исчезает любовь — люди ответственны за это.

Ведь сама по себе она не умирает. Просто ее не берегут, и она не сохраняется.

А любовь надо поддерживать, как огонь, в который кладут дрова, чтобы он не потух. Давайте вспомним слова апостола Павла о любви, а соответственно, о семье, потому что она на любви должна строиться. Там написано: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). К сожалению, это те свойства любви и супружества, которые мало кому сейчас доступны. Долготерпит, не раздражается — когда теряются эти свойства любви, то что угодно может произойти с браком.

Любовь не ищет своего, а в браке люди часто ищут именно своего: дай, принеси, приготовь, почему не так постирала, почему не то сделала.

Или: почему так мало денег принес, почему ты делаешь то и не делаешь это, почему ты мне не помог. И начинается дележка: кто кому должен.

Когда вопрос ставится: ты должен мне, а не наоборот: я всегда должен тебе, тогда и уходит любовь.

Тогда люди стремятся расстаться и начать все заново с кем-то другим. Что Церковь может сделать, чтобы предотвратить такие браки без любви?

Надо создать, причем законодательно (как обязательное для исполнения в каждом приходе), своего рода «защитное поле для брака» — испытательный срок до венчания, некую катехизацию, чтобы людей к браку подготовить, дать им возможность и время присмотреться друг к другу, пройти определенный путь в Церкви через общую молитву, участие в богослужении.

Тогда многие браки и не состоялись бы. У меня в приходе было несколько таких случаев: люди симпатичные, очень верующие, нравятся друг другу, желают вступить в брак.

Говоришь им:

«Хорошо, давайте так: помолитесь, походите друг к другу в гости, поезжайте вместе в паломничество…»

. Смотришь, а через три-четыре месяца они «остаются лишь хорошими друзьями».

И слава Тебе, Господи. Подводные камни православных браков Итак, первая опасность — браки по легкомыслию.

Вторая причина недолговечности браков в православной среде — женская неустроенность. Женихов мало православных! И у девиц возникает «навязчивая идея» — выйти замуж за православного при первой же возможности.

«Господи, я молюсь Тебе об этом!

Где он? Подай мне знак!». Такой человек может принять за знак свыше любое обстоятельство, истолковать его по-своему и — замуж выйти. Почему, зачем?. Да потому, что очень хотелось, потому что надо замуж!

«Хочу замуж! Но я православная, значит, мне надо православного мужа!»

.

Такие скоропалительные браки во многом являются «браками риска» — есть очень большая вероятность, что в этом случае ничего может не получиться с семейной жизнью.

Третье, что требует правильного осмысления и разрешения, это то, что священники начинают заниматься не свойственным им делом — составлять внутриприходские пары. Благословлять на супружество под тем видом, что

«вот хорошая девушка, вот хороший юноша, пора бы им пожениться»

. Это так называемые «браки по послушанию».

Таких браков, к сожалению, очень много, они даже популярны. Такова беда некоторых приходов, где царит такое умонастроение: батюшка лучше знает и видит людей. И по послушанию духовнику, без особой любви и даже симпатии создаются семьи.

Они бывают довольно крепкими, но не уверен, что счастливыми.

Они призваны являть собой пример образцовой многодетной православной семьи, но что они являют собой на самом деле?

Ну, дети рождаются. Жена занимается детьми, всю нерастраченную любовь она отдает им.

И слава Богу. А муж — уходит с головой в работу, в зарабатывание денег. Какие у них между собой отношения?

Да, по большому счету, никаких.

Радости большой в этих браках нет. Расставаться или нет? Один из русских классиков сказал, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-разному.

И это несчастье всегда имеет множество выражений и оттенков. Поэтому невозможно назвать однозначно повод (входящий ли, нет ли в каноны или Синодальные постановления), достаточный для развода, потому что названный сам по себе, отдельно от ситуации, он никогда не будет звучать достаточно убедительно. Оправданно говорить что-то только в контексте конкретного случая.

Слишком тонкий вопрос: взаимоотношения в браке.

Но развод, как, например, и аборт,— те случаи, которые священник вообще не может благословлять, поскольку это в принципе противоречит Евангелию. Он не может даже советовать, но может сказать так: если ты считаешь, что так нужно, делай так.

Он может, скажем, не противодействовать, а оставить это решение на волю самого человека.

Но есть одно правило на все случаи жизни. Если семейный корабль дал течь, то супругам надо прежде всего подумать над вопросом: можно ли вообще сохранить семью?

И если да, то каким образом? Если есть хоть какой-то шанс восстановить брак, то его, конечно, надо использовать.

Это возможно при условии ясного видения причин разлада, искреннего раскаяния и желания сохранить семью. Но, к сожалению, чаще всего человеку не хочется смотреть на себя критически, признавать свою вину.

Потому-то они и рассматривают разрушение взаимоотношений как уже свершившийся факт.

Фото А. Леонтьева Но, с другой стороны, вряд ли нужно стремиться сохранить брак, если один из супругов активно и явно влечет остальных членов семьи в погибель, в геенну огненную, в преисподнюю. Тогда, наверное, стоит решать вопрос о разводе, ради сохранения и спасения детей, да и всех домочадцев.

Конечно, жизнь многообразна и многосложна, она не вмещается в схемы. Это надо четко понять, соотнести с нашим временем, с современным сознанием. Втянуть всех в каноническое поле XIX века уже невозможно.

Сейчас люди нередко даже не понимают того, что послужило причиной развала их семьи.

Поэтому Церковь колоссально снисходительно, по сравнению с прошлыми столетиями, относится ко вторым бракам. Этот процесс ничем нельзя остановить.

Сказать человеку: «Неси свой крест, это твоя судьба» — по сути, это, без сомнения, правильно.

Но реальность остается реальностью, и человек не может жить, противореча самому себе, если он не умеет относиться к жизни как к несению креста, как к подвигу, как к духовной борьбе. И заставить делать его то, к чему он не способен, невозможно.

Говорить об ответственности и долге тоже оказывается бесполезным. Эта проблема, по большому счету, неразрешима. Сегодня Церковь не может подвести законную (каноническую) базу под бракоразводный процесс, потому что хотя и есть утвержденные основания для расторжения брака, о которых мы говорили выше, но в большинстве своем супружеские союзы распадаются по иным, не подпадающим под каноны, причинам.

Что делать? Да, нельзя исправить мир и вернуться туда, откуда пришли, но можно, общаясь с каждым конкретным человеком, пытаться в нем что-то преобразить, затормозить или удержать в узде. Для этого нужно, по крайней мере, понимать, кто он, современный человек, и что в нем есть.

Мы сейчас переходим в новую эпоху, а что она принесет — пока непонятно. Компьютерный виртуальный мир уже сдвинул новый пласт сознания общества — жизнь в блогах, не имеющая ничего общего с реальностью, бурлящий мир сериалов, реклама безнравственности — все это сейчас окончательно разрушает ту социальную атмосферу, которая может защитить супружеские отношения.

Поэтому семья в современном мире может держаться только на настоящей, серьезной, ответственной любви, когда люди действительно уверены, что любят друг друга, и что за эту любовь они будут бороться и нести ее до конца.

А иначе в супружестве и смысла нет. Записала Татьяна Бышовец Справка «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака.

Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в ”Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Источник: 29 апреля 2009 г. скрыть способы оплаты

Трудные вопросы: измена, второй брак, другая вера

– Если один из супругов неверующий, но из любви к своей «второй половинке» читает книги о христианстве, как-то готовится к венчанию – Таинство над такой парой совершить допустимо? – Думаю, что да. И апостол Павел об этом говорит: неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот.

Тот из супругов, кто ближе ко Христу, вполне может стать источником света для другого. И таких примеров огромное количество – когда любовь ко своей «второй половине» становится для человека самой главной в его жизни ступенькой ко Христу. Мы знаем большое количество таких пар и за рубежом: когда иноверцы берут в жены русских девушек, например, и, понимая, как много значит христианство, Православная Церковь для любимой, постепенно втягиваются в стихию богослужебной жизни.

Для меня это живой пример, поскольку только что вернулся из Англии и видел немало таких пар, где один из супругов открывал красоту христианства для другого.

– Православная Церковь допускает венчание православных с христианами других конфессий?

– Как ни парадоксально, да. Как об этом сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, венчание может совершаться между православными и католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Необходимым условием для такого венчания является совершение Таинства в Православной Церкви и воспитание детей в Православии. Святитель неоднократно это допускал.

Это удивительный факт! И еще одно свидетельство того, что брак – явление, далеко выходящее за пределы лишь человеческих отношений. В свое время религиозный философ Василий Васильевич Розанов писал:

«Связь пола с Богом большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом»

… Действительно, то, что является неотъемлемой стороной супружества, прежде всего затрагивает какие-то глубинные, духовные стороны в человеке.

И я думаю, что Церковь неспроста так жестко выступает против любых форм близких отношений людей, кроме законного брака. Церковь, как чадолюбивая Мать, бесконечно ценит и трепетно охраняет то, что происходит в браке, и столь же решительно и бескомпромиссно относится к тому, что происходит вне его. – Вы имеете в виду блуд, измену, сожительство?

– Да. Это очень сильно выхолащивает и портит важную часть человеческой природы, где и происходит встреча человека с Богом. Почему монашество, например, немыслимо без подвига целомудрия, подвига абсолютного воздержания от половой жизни? Почему оно изначально было связано с девством?

Особенно всегда выделялись монахи и монахини, кто вообще не имел никакого опыта половой жизни – и именно такое монашество считалось настоящим, подлинным посвящением себя Богу. Это очень тонкий, мистический момент обручения всего человека Христу. Можно даже сказать, что своего рода духовный «брак» с Творцом, который требует такой же полноты отдачи, какой требует и обычный брак от супругов.

В монашестве человек полностью вверяет себя Богу – Им живет, Им питается, Им радуется, Им вдохновляется.

И тут не может быть никакого «двоеженства», раздвоения. Точно так же, как в супружестве: ничего помимо или вопреки своей второй половине в здоровом и счастливом браке быть не может.

Очень прискорбно, что к «хождениям на сторону» в светском обществе давно относятся терпимо. А об этом надо кричать во всеуслышание: любое сожительство, любое прелюбодеяние является огромной трагедией для всех его участников и для всей семьи, где живёт эта несчастная жертва страсти блуда.

Более того, пока есть измена, блуд – ни о каком примирении с Богом и речи в принципе идти не может. Не потому, что церковные каноны такие жестокие, нелиберальные, «негуманные».

А потому, что блуд – это глубокий надлом не только души, но даже и на физиологическом уровне.

Люди, которые становятся на этот путь, выжигают страстью блуда ту область своей души, которая для Бога бесконечно значима – ведь в ней они могли бы обрести примирение с Ним! И пока эта рана не заживет, с ней абсолютно ничего нельзя поделать. – Речь не только об измене как таковой, но и о легком увлечении на стороне, о помыслах?

– В святоотеческой аскетике есть очень четкая градация помыслов – когда именно пришедшую человеку страстную, блудную мысль уже можно считать грехом. Сам Спаситель говорил: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28). Блуд овеществляет уже совершившееся в душе человека отпадение от верности своему супругу.

Но начинается все – с мысли. Вообще, мы многое не понимаем из того, что происходит в браке. И как бы ни были пространны исследования в области интимных отношений мужчины и женщины, до конца понять природу этих отношений мы не можем. Мы здесь выходим за пределы науки как таковой и переходим в измерение скорее духовное, нежели физиологическое.

– То есть можно сказать, что брак сам по себе является Таинством? – Я, пожалуй, соглашусь. И интересно, что еще святитель в свое время писал: «Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т. е. в состоянии победителей похоти плотской».

Такое понимание венчания прямо противоположно тому, как оно иногда воспринимается сегодня, словно вынужденное церковное благословение на половое сожительство двух обуреваемых похотью людей, «узаконенный блуд» – чтобы совсем из Церкви не ушли.

А святитель говорит: мы их венчаем потому, что они победили свою похоть, что ими движет уже любовь, которая оказывается гораздо выше и сильнее похоти.

И дальше ими, как христианами, должна прежде всего двигать любовь, а не вожделения.

Ведь страстные движения когда-то всё равно уйдут – а вот сама любовь только укрепится и очистится.