Аттестационная работа воспитателя реабилит центра с детьми с ограниченными возможностями

Похожие работы на — Особенности реабилитации детей-инвалидов

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы? Поможем написать качественную работу Без плагиата!

© 2003 — 2022 «Библиофонд»

Программа реабилитации детей с ОВЗ рабочая программа на тему

Программа реабилитации несовершеннолетних детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Основная цель программы: наладить взаимовыгодное взаимодействие между личностью ребенка и обществом, научить его жить в коллективе для улучшения качества жизни каждого.Задачи:

  • Проводить коррекционную работу
  • Принятие мер по исправлению неблагоприятного морально-психологического воспитания детей и своевременной помощи в
  • Изучение условий жизни ребенка, поступающего в школу-интернат;
  • Своевременное выявление проблем, возникших в сфере ближайшего окружения ребенка;
  • Развитие навыков адекватного межличностного взаимодействия со сверстниками.

Направления воспитательной работы:

  • Основы жизнеобеспечения, самообслуживания.
  • Личностное развитие, основы социализации и общения;
  • Трудовое воспитание;
  • Творческое развитие;
  • Охрана здоровья и физическое развитие;
  • Эстетическое воспитание;

Цели коррекционной работы:

  • Развитие способностей и умений ребенка;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях и поведении.
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности, развитие памяти и внимания, пространственных представлений и ориентации;
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы (упражнения для релаксации мимики лица, чтение по ролям и т.

    д.);

  • Расширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса.
  • Развитие мыслительных операций, формирование умения планировать свою деятельность;
  • Совершенствование движений, развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии;

Цели режимных моментов:

  • Развитие здоровья, осанки, координации движения и укрепление мышц;
  • Корректировать письмо, речь, недостатки в поведении;
  • Формирование навыков аккуратности, четкого и обязательного выполнения инструкций;
  • Занимать детей исходя из их интересов, чтобы исключить ссоры, шум и возбуждение;
  • Воспитывать трудолюбие, коллективизм, чувство товарищества, самооценку;
  • Оздоровление детей на свежем воздухе;
  • Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.
  • Воспитывать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки. Приучать детей к порядку, вырабатывать жизненеобходимые навыки (привычки);
  • Привитие культурно-гигиенических навыков;
  • Формирование навыков личной гигиены;
  • Развивать внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику, память, мышление и т.д.;
  • Формировать в детях навыки коллективных игр, давать детям во время игры двигательную разгрузку, развивать наблюдательность и любовь к природе;
  • Прививать навыки самостоятельности при выполнении домашнего задания;
  • Прививать навыки внимательного и доброго отношения друг к другу.

    Умение проявлять заботу;

  • Формирование умения правильного питания, аккуратности и организованности;

Диагностико-прогностическая деятельность.№п/пВид деятельностиСодержание работы1Изучение условий проживания ребенка, социального статуса семьи-Проведение социальной диагностики;-анкетирование семьи; -сведения о ближайшем окружении.2Проведение первичной педагогической диагностики ребенка-ФИО, дата рождения-внешний вид;-фон настроения;-поведение на занятиях в группе;-игра;-общение с детьми и взрослыми;-навыки самообслуживания3Наблюдение во время режимных моментовОтношение к обучению:-пассивно-отрицательное-активно-отрицательное-внешне положительное-осознанно-положительноеПознавательная активность:-быстрота включения в работу-самостоятельность в работе-доведение работы до конца-отношение к своим успехам-навыки самостоятельной работы-принимает помощь-желание выполнять работу-навыки самоконтроля-самостоятельность в усвоении и применении знаний-применение полученных знаний на практикеОсобенности поведения:-выраженные расстройства поведения-колебания настроения-повышенная возбудимость-выражение эгоизмаРоль в коллективе:-лидер-ведомый-управляем-активен-драчлив-агрессивенКонтакт с детьми:-доверительный, доброжелательный-настороженный, тревожный-изменчивый, нестабильный-враждебный, негативныйНаличие вредных привычек:-курит-употребляет сп.

напитки, наркотики-нецензурно выражается и т.д.Наблюдение во время режимных моментов.ФИО, возраст __________________________________________________________________________________________________________________________№Параметры наблюденияПервичнныеПромежуточныеЗаключительные1Отношение к обучению:-пассивно-отрицательное-активно-отрицательное-внешне положительное-осознанно-положительное2Познавательная активность:-быстрота включения в работу-самостоятельность в работе-доведение работы до конца-отношение к своим успехам-навыки самостоятельной работы-принимает помощь-желание выполнять работу-навыки самоконтроля-самостоятельность в усвоении и применении знаний-применение полученных знаний на практике3Особенности поведения:-выраженные расстройства поведения-колебания настроения-повышенная возбудимость-выражение эгоизма4Роль в коллективе:-лидер-ведомый-управляем-активен-драчлив-агрессивен5Контакт с детьми:-доверительный, доброжелательный-настороженный, тревожный-изменчивый, нестабильный-враждебный, негативный6Наличие вредных привычек:-курит-употребляет сп. напитки, наркотики-нецензурно выражается и т.д.Первичная педагогическая диагностика ребенка.ФИО ребенка__________________________________________________________________Дата рождения________________________________________________________________Адрес прописки и проживания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________Внешний вид_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Фон настроения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________Поведение на занятиях в группе______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Игра________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Общение с детьми и взрослыми________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Навыки самообслуживания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Обратить особое внимание на________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Направления коррекционной работы для группы младших школьников.№п/пВид деятельностиСодержание работы1Коррекция психических процессов.Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, пространственных отношений.2Коррекция гиперактивностиФормировать социально-приемлемые формы поведения, тренировать умение управлять своим телом, движениями, преодоление импульсивности.3Коррекция общенияРазвитие коммуникативных навыков, произвольного контроля и самоконтроля, коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения,корректировать нежелательные черты характера, аргументировать свою точку зрения, развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.4Совершенствование движений и сенсомоторное развитиеРазвитие мелкой моторики кисти и пальцев рук,развитие навыков каллиграфии, развитие координации движений.5Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферыРелаксационные упражнения, определение и реализация режима дня и учебной деятельности, устранение или ослабление психотравмирующих моментов( неблагоприятных условий жизни и деятельности в семье, неправильного воспитания, употребление нецензурной брани в речи, курение, употребление алкоголя, наркотиков и.д.), профилактика правонарушений, коррекция нежелательных черт характера.6Развитие речи, владение техникой речиРасширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса.7Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.Усвоение школьной программы, изучение ПДД, правил поведения в обществе, правил вежливости, этикета, развивать познавательную активность и т.д.Игры и беседы на развитие коммуникативных навыков, социального поведения.Цель: Формирование навыков общения, сплочения группы.Задачи:- воспитывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;- корректировать нежелательные черты характера- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.Ожидаемые результаты:Уметь и знать- Имена всех детей в группе, имена своих воспитателей и учителей в школе, работников интерната;- Уметь слушать;-Высказывать свою точку зрения без крика и драки, аргументировать ее, не создавая при этом конфликтной ситуации;- Уметь отстаивать свои интересы и в тоже время в нужной ситуации пойти на компромисс.№п/пТема занятияЦели1«Семь наших « Я ».Знакомство воспитанников друг с другом и с воспитателями.2«Будь вежливым».Формирование навыков культуры общения.3«Ты в мире не один».Умение заботиться об окружающих, видеть их проблемы.4«Передай другому».Игра на взаимодействие детей друг с другом.5«Надо ли человеку быть красивым?»Формировать навыки аккуратности, повышать уровень самооценки.6« Беседа о честности и порядочности»Развиваем основы социализации и общения.7« Если рядом настоящий друг».Формировать навыки коллективизма и взаимовыручки.8« Мир, в котором мы живем».Что мы знаем об окружающем нас, как вести себя в обществе.9« Как мы говорим».О вежливых и грубых словах. Формирование навыков культуры общения.10« Разговор по телефону».Формировать навыки вежливого разговора по телефону11«Мы пассажиры»Изучение правил поведения в общественном транспорте.12«Вредные привычки».«Что такое хорошо и что такое плохо?» Коррекция отдельных сторон псих.

деятельности.13«В дружбе сила».Формировать навыки коллективизма, взаимовыручки.14«Мы обсуждаем поступок».Развитие самоконтроля поведения.15«Мы мамины помощники».Развиваем чувство любви, уважения и заботы.16« Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».Формирование навыков культуры общения.17«Поговорим о дружбе».Чтение сказок о дружбе. Викторина.18«Мы в ответе за тех , кого приручили»Забота о тех, кто живет рядом.19« Спешите делать добро».Поговорим о доброте.20« Словарь вежливых слов».

Играем в рифму.21Игра «Вежливо — невежливо».Формирование навыков культуры общения.22Игра «Скажи мне доброе слово».Формирование навыков культуры общения.23Проигрываем жизненные ситуации.Проверяем умение использовать вежливые слова в жизни.24«Это плохо!».Что не должен делать воспитанный человек.25«Всегда будьте вежливы!».Закрепление знаний о поведении в обществе и использовании вежливых слов.Упражнения на развитие психических процессов.Цель: развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, пространственных отношений.№п/пТема занятияЦели1«Волшебный мешочек».Развитие восприятия, определение формы.2«Радуга».Развитие цветового восприятия.3«Что не дорисовано?».Развитие целостного восприятия.4«Узнай кто это».Развитие целостного восприятия.5Назови части суток, расскажи, что ты делаешь утром, днем, вечером.Развитие представления о частях суток, речи, памяти.6Покажи правую руку, ногу, левую, поставь игрушку спереди, сзади и т.д.Развитие пространственных представлений.7«Соедини фигуры»Развитие мышления.8«Лишний предмет».Развитие образно-логического мышления.9«Нелепицы»Развитие внимания.10Вопрос-ответ.Развитие словесно-логического мышления.11«Сравни предметы».Развитие мыслительных операций.12«Запомни картинки»Развитие памяти.13« Запомни фразы».Развитие памяти, внимания.14«Лепим сказочных героев» Развитие мелкой моторики.15« Рисуем сказку».Развитие творческих способностей, мелкой моторики.16Загадки и отгадки»Развитие воображения, смекалки, внимание.17« Отгадай сказку».Развитие памяти.18« Полезно, не полезно».Развиваем внимание.19« Работа с природным материалом».Развитие творческих способностей, мелкой моторики, усидчивость.20«Работа с бумагой и картоном».Развитие творческих способностей, мелкой моторики, усидчивость.21Развивающие игры.Развиваем мышление, воображение, память, внимание.22«Что изменилось?»Развиваем внимание.23«Найди различия»Развиваем внимание.24«Дорисуй»Развитие творческих способностей, мелкой моторики, усидчивость.25«Художник-чудак. Найди, что не так.»Развитие памяти, внимания, творческих способностей.

Упражнения по коррекции гиперактивности.Цель: формировать социально-приемлемые формы поведения, умения управлять своим телом, движениями, преодоление импульсивности.№п/пТема занятияЦели1« Прыжки по кочкам».Ослаблять негативные эмоции, развивать концентрацию внимания2« Поймай мяч».Развивать ловкость, двигательную память, внимание.3Работа с пластилином.Развитие мелкой моторики, усидчивости4« Послушаем тишину». Развитие произвольной регуляции, Снятие эмоционального напряжения5«Космонавты».Развитие внимания, ослабление негативных эмоций,снятие эмоционального напряжения6Рисование на тему.Развитие усидчивости, умения работать тихо.7«Хорошо — плохо»Коррекция поведения.8«Перейди болото».Игра на внимание, ослабляем негативные эмоции.9Релаксационное занятие «Свеча».Обсуждение прошедшего дня, выявление негативных ситуаций.10Расслабляющая гимнастика для детей.Снятие эмоционального напряжения, тревожности.11Игра «Изобрази».Коррекция внимания, эмоц.- выразительных движений.12«Космическое путешествие».Снятие психоэмоционального напряжения.13« Росток».Упражнение на снятие напряжения.14«Внимательные глазки».Развитие внимания.15« Красный, желтый, синий».Двигательный, зрительный, слуховой контроль.16«Слушаем музыку».Учим расслаблять мышцы.

Развиваем самоконтроль, произвольность.17« Исправь ситуацию».Исправляем негативные стороны поведения.18«Скажи себе – СТОП».Развитие самоконтроля поведения и эмоций.19«Почта»Коррекция внимания, эмоц.- выразительных движений.20«Расколдуй меня»Коррекция внимания, эмоц.- выразительных движений.Тематический план занятий детского объединения «В гостях у сказки».Цель: развивать у детей любовь к сказкам, интерес к чтению, память, внимание, мышление, воображение, речь, усидчивость.№п/пТема занятияСодержание 1«Русские народные сказки».Какие бывают сказки. Чтение одной из сказок на выбор детей. Обсуждение.2«Знаешь ли ты сказочных героев?».Вспоминаем сказки, развиваем память.

Чтение одной из сказки Ш. Перро. Обсуждение.3Чтение сказки «Теремок».Распределение ролей.

Чтение по ролям.4Инсценировка сказки «Теремок».Развитие связной речи. ( периодически меняем состав актеров).5«День сказочных героев».Мой любимый сказочный герой. Почему он мне нравиться. Читаем сказку «Красная шапочка».6« Узнай сказочного героя».Викторина.

Узнать героя по описанию, дать ему характеристику. Читаем сказку «Сказка о золотом петушке».7«Узнай сказку».Викторина.

Узнать сказку по фрагменту. Читаем сказку «Мойдодыр».8«Что за прелесть эти сказки».Чтение сказки. Рисование сказки.9«Сказки о дружбе».Чтение 2-3 сказок. Викторина.10Читаем сказки зарубежных писателей.Обсуждение главных героев.

«Чипполино».11«Узнай сказку по иллюстрации».Назвать сказку и перечислить героев. Читаем сказку «Винни-Пух».12Игра «Путаница».Помоги сказочнику узнать, где какая сказка.13Подготовка к инсценировке сказки «Колобок».Распределение ролей.14Инсценировка сказки «Колобок».Развитие связной речи. ( периодически меняем состав актеров).15Чтение сказки «Буратино».Характеристика героев.16Рисование на тему сказки «Буратино».Воспитываем усидчивость, развиваем творческие способности17Лепим сказочных героев.Рассказать про своего героя сказки.
( периодически меняем состав актеров).15Чтение сказки «Буратино».Характеристика героев.16Рисование на тему сказки «Буратино».Воспитываем усидчивость, развиваем творческие способности17Лепим сказочных героев.Рассказать про своего героя сказки.

Читаем сказку «Цветик-семицветик».18Просмотр Х/Ф «Золушка».Обсуждение сказки.19«Удивительные превращения». Вспомнить и назвать, в кого превращались или были заколдованы герои сказок.

Читаем сказку А.С. Пушкина.20Собрать картинку из разрезанных кусочков (пазл) и отгадать сказку.Читаем сказку А.С. Пушкина.21«Нарисуем-отгадаем».На ватмане нарисовать сюжет любой сказки (по командам). Готовый рисунок показать другой команде, чтобы они отгадали, что это за сказка.

Читаем сказку « Огниво».22Литературное лото по прочитанным сказкам.Читаем сказку «Незнайка».23Викторина по сказкам. Читаем сказку «Снежная королева».24Расскажи сказку».«Дети по цепочке рассказывают сказку на выбор. Читаем сказку «Маугли».25«Сочиняем сказку».Вся группа принимает участие, каждый говорит по одному предложению.

Читаем сказку «Чипполино».26«Волшебные слова».Вспомнить, кто говорил, в какой сказке волшебные слова (слова называет воспитатель).

Читаем сказку «Аленький цветочек».27«Удивительные превращения».Вспомнить и назвать, в кого превращались или были заколдованы герои сказок. Читаем сказку «Кот в сапогах».28«Волшебные средства».Вспомнить, какие волшебные средства использовали данные герои… .

Читаем сказку «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»29«Друзья».Назвать друзей сказочных персонажей. Читаем сказку «Царевна-лягушка».30«Брейн-ринг по сказкам».Итоговое занятие.

Темы развивающих прогулок для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Цель: развивать и укреплять физическое здоровье, учить наблюдать природу, делать выводы.Задачи:

  • Развивать память, внимание, речь;
  • Воспитывать у детей активность, коллективизм, выдержанность в действиях, посредством подвижных игр;
  • Научить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
  • Научить использование полученных знаний в играх, в рисовании;
  • Расширять кругозор детей;
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя;
  • Совершенствовать основные виды движений.
  • Развивать творческую фантазию и воображение;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;

Осенние прогулки.№п/пТема занятияЦели1«Сентябрь- златоцвет».Обобщить и систематизировать знания детей об осени.2«Мир вокруг».Учить различать объекты, созданные природой и человеком.3«Перелет птиц».Знакомить детей с особенностями жизни птиц.4«Насекомые осенью».Расширять знания детей о жизни насекомых.5«Дождь».Систематизировать знания детей об осени по основным признакам.6«Березка».Познакомить детей с лекарственными свойствами березы.7«Берегите природу».Формировать реалистические представления об окружающей нас природе8«Скворцы готовятся к отлету».Формировать реалистические представления о птицах, о скворце.9«Осенние пейзажи».Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе.10«Осенний ветер».Систематизировать знания детей об осени по основным признакам.11«Перелетные птицы».Расширять знания детей о жизни птиц.12«Листопад».Проверить знания детей о последовательности осенних изменений в природе.13«Унылая пора».Систематизировать знания детей об осени по основным , существенным признакам.14«Природа осенью».Обобщить и систематизировать представление об осени.15«Воробьи».Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни.16«Труд людей осенью».Воспитывать уважение к труду взрослых.17«Приметы осени».Закрепить знания об осенних явлениях, вызвать положительные эмоции.18«Грибы».Расширяем знания о роли растений в жизни человека.19«Деревья».Расширяем представления и знания о роли растений в жизни человека.20« Как изменилась природа за три месяца».Подводим итоги наблюдений.Зимние прогулки.№п/пТема занятияЦели1«Наблюдение за ветром».Обобщить и систематизировать представление о воздушных потоках.2«Лед».Знакомить детей с сезонными изменениями в природе.3«Наблюдение за деревьями зимой».Довести до сознания детей, что в морозные дни ветки особенно уязвимы, хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать.4«Ворона».Уточнить представление о зимующих птицах.5«Солнышко»Наблюдение за зимним положением солнца.6«Лепим из снега».Знакомить детей с сезонными изменениями в природе.7Наблюдение за снежным покровом.Свойства снега.8«Жизнь птиц зимой».Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц.9«Зимушка-зима».Наблюдение за зимней природой.10«Зима в разгаре».Закрепить знания о зимних явлениях.11«Неживая природа. Свойства снега».Закрепить знания о зимних явлениях.12«Синица».Уточнить представление о зимующих птицах.13«Снегопад».Воспитывать умение видеть прекрасное во всем, что нас окружает.14«Жизнь животных зимой».Уточнить знания детей о животном мире.15«Красавица Елка».Воспитывать умение видеть прекрасное во всем, что нас окружает.16«Труд людей осенью».Воспитывать уважение к труду взрослых.17«Воробьи».Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. Продолжить наблюдения.18«Мир вокруг».Учить различать объекты, созданные природой и человеком.19«Красавица зима».Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.20Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.«Покормите птиц зимой…».

Зимующие птицы. Зачем мы делаем кормушки. Воспитываем любовь к природе и животному миру.Весенние прогулки.№п/пТема занятияЦели1«Первые признаки весны».Наблюдение за весенней природой.2«Насекомые весной».Расширить знания о жизни насекомых.3«Сосульки».Систематизировать знания детей о весне по основным , существенным признакам.4«Закликаем весну».Последовательность изменений в природе.5«Весенние изменения в природе».Уточнить, что дети знают о последовательности изменений в природе.6«Подснежник».Вызвать интерес к окружающему миру.7«Первые зеленые листочки».Систематизировать знания детей о весне по основным, существенным признакам.8«Пчелы».Расширить знания о жизни насекомых.9«Скворцы».Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни.

Продолжить наблюдения.10«Весенняя гроза».Систематизировать знания детей о весне по основным, существенным признакам.11«Весенний дождь».Уточнить, что дети знают о последовательности изменений в природе.12« Цветы весной».Формировать у детей реалистические представления об окружающей нас природе.13«Грачи».Расширять знания детей о жизни перелетных птиц.14«Березка».Роль растений в жизни человека.15«Первый гром».Формировать у детей реалистические представления об окружающей нас природе.16«Почки».Роль растений в жизни человека.17«Природа весной».Систематизировать знания детей о весне по основным, существенным признакам.18«Ворона».Уточнить, что дети знают о птицах родного края.19«Подснежник».Вызвать интерес к окружающему миру.

Продолжить наблюдения.10«Весенняя гроза».Систематизировать знания детей о весне по основным, существенным признакам.11«Весенний дождь».Уточнить, что дети знают о последовательности изменений в природе.12« Цветы весной».Формировать у детей реалистические представления об окружающей нас природе.13«Грачи».Расширять знания детей о жизни перелетных птиц.14«Березка».Роль растений в жизни человека.15«Первый гром».Формировать у детей реалистические представления об окружающей нас природе.16«Почки».Роль растений в жизни человека.17«Природа весной».Систематизировать знания детей о весне по основным, существенным признакам.18«Ворона».Уточнить, что дети знают о птицах родного края.19«Подснежник».Вызвать интерес к окружающему миру. Расширить представления о первоцветах.20«Весна и полет фантазии».Закрепить знания о весенних явлениях.21«Труд людей весной».Воспитывать уважение к труду взрослых.Самоанализ работывоспитателя младшей группы специальной коррекционной школы-интернатаМихалкиной Елены Владимировны. Я работаю в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья с группой младших школьников.

В своей работе я опираюсь на нормативно-правовую базу, гарантирующую право данных детей, на получение ими услуг, предоставляемых школой-интернатом. Использую профессиональные знания и умения, которые соответствуют стандарту педагогического образования.

Работая в должности воспитателя, изучая и выявляя проблемы, такие как: изучение семьи ребенка, условий жизни в семье, его ближайшего окружения, психологическое состояние ребенка на момент поступления в интернат, особенности его поведения и т.д., с которыми мне придется сталкиваться и решать их, я поставила следующие задачи:

  1. Изучить условия жизни ребенка в семье;
  2. Принимать меры по исправлению неблагоприятного морально-психологического воспитания детей и своевременной помощи;
  3. Своевременно выявлять проблемы, возникающие в сфере ближайшего окружения ребенка;
  4. Проводить коррекционную работу с детьми;
  5. В соответствии с программой воспитательной работы учитывать следующие направления:
  6. Развивать навыки адекватного межличностного взаимодействия со сверстниками;
  7. Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка;

— Личностное развитие, основы социализации и общения;-Охрана здоровья и физическое развитие;-Творческое развитие;-Трудовое воспитание;-Эстетическое воспитание;-Основы жизнеобеспечения, самообслуживания.

  1. Признавать права ( предусмотренные в ст.23 Конвенции о правах ребенка) неполноценного ребенка с умственными и физическими недостатками вести полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство и активное участие в жизни общества.

В своей работе стараюсь реализовать все права детей с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренных основными нормативно-правовыми документами.

Для реализации вышеперечисленных задач в своей деятельности я использую собственные разработки занятий по реабилитации несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, в которую входят:

  1. Развитие психических процессов
  2. Диагностико — прогностическая деятельность
  3. Развитие коммуникативных навыков и социального поведения
  4. Развитие физического здоровья
  5. Коррекция гиперактивности
  6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
  7. Привитие трудовых навыков

Значительный контингент детей школы-интерната составляют дети с различными нарушениями развития из неблагополучных семей. Реабилитация таких детей и подростков – это процесс, целью которого является помощь в достижении максимальной физической, психической и социальной полноценности, на которую они годны.

Усилия этого процесса направлены на создание системы методов и средств социальной адаптации с учетом всей сложности нарушения развития психики у детей и подростков, которые доступны для осуществления в условиях нашего учреждения, с целью подготовки детей к полноценной социальной жизни. Для реализации программы реабилитации провожу диагностическое исследование, которое позволяет выявить уровень развития детей и их личностные особенности.

Например, взаимоотношения со взрослыми и детьми, преобладающее настроение ребенка, его поведение, отношение к обучению, познавательная активность, роль в коллективе, наличие вредных привычек, как и с кем играет ребенок, имеет ли навыки самообслуживания и т.д. Беру на учет все полученные результаты, составляю программу реабилитации и провожу коррекционные занятия в соответствии с этой программой.Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития детей, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы и речи.

При организации коррекционных занятий исхожу из возможностей ребенка, задания должны быть умеренной трудности и доступными.

Формы занятий выбираю в зависимости от выявленных особенностей, с учетом возрастного критерия.Составляя тематический план воспитательной работы, я учитываю все поставленные задачи и направления. Каждый день недели имеет свое направление, например:- физическое развитие и охрана здоровья ( спортивные игры, эстафеты, беседы о вредных привычках, о пагубном влиянии курения на организм, почему надо спать, умываться, как беречь глаза и т.д.)- культура поведения ( Семь наших я, Мы пешеходы, Будь вежливым, Мир в котором мы живем, как мы говорим, Вежливые слова, Разговор по телефону и т.д.) — творческое развитие (Рисование на разные темы, работа с пластилином, с природным материалом, с бросовым материалом, бумагой, картоном)- нравственное воспитание (Надо ли человеку быть красивым, О честности и порядочности, Бережное отношение к имуществу, Если рядом настоящий друг, В дружбе сила, Мы обсуждаем поступок, Наполним музыкой сердца и т.д.)- трудовое воспитание ( научить выполнять обязанности дежурного, наведение порядка в игровой комнате и в классе, следить за своими вещами, аккуратно складывать их, прививаем навыки самообслуживания и т.д.)- эстетическое воспитание или в мире интересного ( Как вести себя в гостях, в столовой, К нам пришли гости, Поход в театр, Всемирные музеи и т.д.)- Основы безопасности жизнедеятельности ( Чем опасен город, Если вас взяли в заложники, Как вести себя во время пожара, Электричество в доме, ПДД, Будь осторожен с незнакомцем и т.д.) Часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной форме и мере.

Отмечается еще сниженная способность к приему и переработке информации. Поэтому в своей программе я разработала целый ряд занятий по развитию речи и внимания. Очень хорошо в этом мне помогают занятия в детском объединении «В гостях у сказки». Дети с интересом принимают участие в различных конкурсах, викторинах, инсценировках, творческих занятиях.

Дети с интересом принимают участие в различных конкурсах, викторинах, инсценировках, творческих занятиях. ( Знаешь ли ты сказки, Узнай сказочного героя, Узнай сказку, Сказки о дружбе, Удивительные превращения, Литературное лото, Викторина по сказкам, Волшебные слова, Друзья, Волшебные средства, Брейн — ринг, чтение сказок и т.д.

) С удовольствием учимся слушать сказки, а потом обсуждать их, размышлять над сюжетом, давать характеристики героям и их поступкам.

Тем самым, дети даже не замечают, как учатся говорить, рассуждать, а самое главное, анализировать плохие поступки, говорить, что это плохо и так поступать нельзя. Важной закономерностью психического развития аномальных детей является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой. И поэтому в своей работе я уделила особое внимание занятиям по формированию положительных черт характера, навыков общения, сплочения группы, изучению, повторению и закреплению знаний вежливых слов, умению использовать их в жизненных ситуациях, изучению правил вежливости и хороших манер.

(Будь вежливым, Скажи мне доброе слово, Ты в мире не один, Поговорим о доброте, В дружбе сила, Словарь вежливых слов, Спешите делать добро, Вежливо-невежливо, Это плохо, Мы обсуждаем поступок , Надо ли человеку быть красивым, Как мы говорим и т.д.) Стараюсь научить детей высказывать свою точку зрения, контролируя свои эмоции, без крика и драки, аргументировать ее, не создавая при этом конфликтной ситуации, умение пойти на компромисс.

Одной из наиболее важных проблем в группе является проблема гиперактивности детей. Но при правильной организации занятости детей во внеурочное время эта проблема вполне решаема. Существует не мало способов по формированию социально-приемлемых форм поведения, умению управлять своим телом, движениями, умению преодолевать импульсивность.

В программу реабилитации были включены упражнения и игры, которые я использую на протяжении всего дня. Это и игры на концентрацию внимания, и релаксационные упражнения, и прослушивание спокойной музыки, и гимнастика на снятие эмоционального напряжения, тревожности, развитие усидчивости.

( Прыжки по кочкам, Поймай мяч, Работа с пластилином, Послушаем тишину, Свеча, Расслабляющая гимнастика, Внимательные глазки, Слушаем музыку, Скажи себе – стоп и т.д.) В своей работе я использую серию тематических развивающих прогулок для детей младшего школьного возраста. Такие прогулки позволяют не только развивать и укреплять здоровье детей, но и учить их наблюдать природу, делать соответствующие выводы.

Такие прогулки позволяют не только развивать и укреплять здоровье детей, но и учить их наблюдать природу, делать соответствующие выводы.

Во время тематических прогулок я расширяю кругозор детей, учу их использовать полученные знания в играх, в рисовании, развиваю творческую фантазию и воображение, воспитываю умение внимательно слушать воспитателя. Обязательно во время прогулки провожу подвижные игры с детьми, что позволяет воспитывать активность, коллективизм, выдержанность в действиях.

Учитывая развитие детей, с ограниченными возможностями здоровья, в своей работе я использую следующие виды и методы воспитания и обучения:- информационный (беседа, консультирование, примеры из окружающей жизни, личный пример);- практически — действенный (упражнения, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, рисование, приучение и др );- побудительно — оценочный (педагогическое требование, поощрение, похвала, осуждение, порицание). Одной из основных практических направленностей занятий, заключается в :- развитии мелкой моторики кисти и пальцев рук. ( Для этого использую такие упражнения, как: «Погладим котеночка», «Веселые моляры», «Курочка пьет воду», «Чертим фигуру по клеточкам», «Пружинка», «Прятки», «Играем на пианино», работа с пластилином и др.

) — развитие артикуляционной моторики.

(Учу на занятиях рассуждать вслух, четко и внятно произносить новые слова, использую скороговорки, загадки, стихи и др.)- развитие зрительной памяти и внимания.

(Проводятся различные упражнения для соответствующего возраста с учетом особенностей.)- развитие речи и обогащение словаря.

(Чтение, проговаривание, пересказ, проговаривание трудных слов и др.)- развитие слухового внимания и памяти.

И другие виды занятий. В своей работе я осуществляю реабилитацию конкретной категории детей, в соответствии с возможным уровнем овладения знаний и умений, приобретенных навыков и проявлением положительно – личностных качеств. Требования, которые я предъявляю детям, соответствуют их психическим и физическим возможностям, что способствует подъему настроения, повышению самооценки и веры в способности.

Требования, которые я предъявляю детям, соответствуют их психическим и физическим возможностям, что способствует подъему настроения, повышению самооценки и веры в способности. Кроме того, осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая своеобразие развития, состояние как психическое, так и физического здоровья, особенности характера. Осуществляя процесс реабилитации в соответствии с планом работы школы-интерната, я пытаюсь помочь каждому ребенку стать полноценным гражданином современного общества.

В результате проведенной работы, за данный промежуток времени, в группе наблюдается положительная динамика. У детей увеличился запас знаний и представлений об окружающем мире. Во время занятий в группе ведут себя тихо, внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задания.

Активнее стали принимать участие в конкурсах, викторинах, играх.

С удовольствием участвуют вместе с воспитателем в общешкольных мероприятиях.

Во время выполнения домашнего задания дети стали более усидчивые, проявляют больше самостоятельности. Положительная динамика наблюдается и в развитии речи. Многие дети стали внятнее говорить, пытаются рассуждать, анализировать.

Это результат тесного взаимодействия логопеда, учителя и воспитателя. Более спокойными и сдержанными стали отношения со взрослыми и между детьми.

Конфликтных ситуаций стало намного меньше.

Научились извиняться за свои поступки, здороваться, прощаться, говорить спасибо, вечером, укладываясь спать, желают спокойной ночи. Стараются между собой разговаривать тихо, не кричать, меньше используют нецензурные слова. Научились наводить и соблюдать порядок в группе, в своих комнатах.

Почти полностью привиты навыки самообслуживания, навыки личной гигиены.

Улучшилось настроение детей, они стали чаще улыбаться.В осуществлении программы реабилитации я используется следующая литература:

  • Пашнина В.М. « Занятия в группе продленного дня».
  • Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., «Внеклассные мероприятия 1-4 класс».
  • Лаптева Г.В. « Развивающие игры для детей».
  • Гордеюк Т.Н «Дети с нарушением интеллекта и эмоционально-волевыми расстройствами».
  • Абъятанова Л.А. «Развитие мышления и познавательных способностей мл. школьников».
  • Ещеркина О.А. « Формирование гражданственности мл. школьников».
  • Гордеюк Т.Н «Псих-е методики в структуре комплексной коррекционной работы с детьми имеющих задержку психического развития».
  • Афанасьева Л.В. «Особенности образовательного процесса в классах коррекции».
  • Смольянов А.В. «Азбука поведения».
  • Бесова М.А. «В школе и на отдыхе».
  • Мищенкова Л.В. «Творческие игры и развивающие упражнения».
  • Топоров И.К. « Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Гордеюк Т.Н. «Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах».

Программа индивидуальной реабилитациина 20____ год.Ф.И. ребенка_______________________________________________________№п/пЦельреабилитационных мероприятийНаименование мероприятий1Наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками Игры, упражнения, беседы, конкурсы, викторины на развитие коммуникативных навыков.2Развивать игровую деятельностьЕжедневно вовлекать в игры с детьми, попробовать дать роль ведущего.3Развивать речевую активностьЗанятия в детском объединении «В гостях у сказки».4Коррекция поведенияИгры, конкурсы, тематические прогулки, беседы.5Развивать познавательную активностьПринимать участие в тематических занятиях по расширению кругозора детей6Творческое развитиеРабота с пластилином, картоном, цветной бумагой, природным материалом, рисование.

7Трудовое воспитаниеНаучить следить за своим внешним видом, наводить и соблюдать порядок в шкафу, тумбочке, комнате, группе. Содержать в чистоте свое рабочее место. Выполнять роль дежурного, наводить порядок в классе после занятия.

Принимать участие в уборке территории возле школы и спального корпуса. Результаты проведенной работы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Программа индивидуальной реабилитации на 20____ год.Ф.И.

ребенка_______________________________________________________№п/пЦельреабилитационных мероприятийНаименование мероприятий1Развивать познавательную активностьПринимать участие в тематических занятиях по расширению кругозора детей2Коррекция поведенияИгры, конкурсы, тематические прогулки, беседы.3Развивать речевую активностьЗанятия в детском объединении «В гостях у сказки».4Творческое развитиеРабота с пластилином, картоном, цветной бумагой, природным материалом, рисование.

5Трудовое воспитаниеНаучить следить за своим внешним видом, наводить и соблюдать порядок в шкафу, тумбочке, комнате, группе. Содержать в чистоте свое рабочее место. Выполнять роль дежурного, наводить порядок в классе после занятия.

Принимать участие в уборке территории возле школы и спального корпуса. 6Наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками Игры, упражнения, беседы, конкурсы, викторины на развитие коммуникативных навыков.7Формировать положительную мотивацию к обучениюНаучить радоваться хорошим оценкам, правильно реагировать на неудачу, учить исправлять, то что не удалось, добиваться хороших результатов, чаще использовать похвалу.8Развивать игровую деятельностьЕжедневно вовлекать в игры с детьми, попробовать дать роль ведущего.9Воспитывать самостоятельность в работеИгры вида: «Я сам», «Повтори», «А что у вас получилось?», «Буква заблудилась», «Веселые примеры», «Найди различия», «Что спряталось в лесу», «Найди одинаковые…», «Раскрась…», «Соедини стрелками …»….10 Охрана здоровьяБеседы о вреде курения и наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье, игры для физического развития и укрепления здоровьяРезультаты проведенной работы за I полугодие.Наблюдается положительная динамика. Запас знаний и представлений об окружающем увеличился, отношения с детьми и взрослыми более спокойные, сдержанные.

Активнее принимает участие в играх, конкурсах, но проигрывать пока не умеет. Любит слушать сказки, но не долго ( не более 10 минут), принимает участие в конкурсах и викторинах по сказкам.

Над усидчивостью нужно еще работать.

Стал играть в игрушки с ребятами.

Любит машинки, но ломает их, хотя потом сожалеет об этом. Реже стал проявлять агрессивность. Ведет себя спокойно, если его никто не трогает.

Стал проявлять больше самостоятельности в выполнении домашнего задания.